воскресенье, 17 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Афганское будущее и региональный выбор: стабильность или эпоха перемен

Валентин Богатырев, Аналитический консорциум «Перспектива» Нет никого, кто мог бы взять на себя ответственность предсказать, что многолетнее, или уже можно говорить — многовековое, существование афганской проблемы как точки столкновения интересов центров силы и, следовательно, источника мегарегиональной дестабилизации подойдет к концу через пару лет. Даже если речь идет о таком заметном факторе, как возможное окончание срока американского военного присутствия в Афганистане. Тот сложный клубок проблем, который являет собой эта страна, не только не стал меньше за последние десять лет, но и приобрел новые узлы, разрубить которые вряд ли удастся какими-либо операциями международного сообщества. Скорее наоборот, мы имеем дело с одной из таких точек, существование которых является элементом стратегии глобальной конкуренции. Стратегии, которая продолжает оставаться определяющей в международных отношениях, и никто не видит пока конца этой эпохе. Особенность таких точек и их предназначение состоит в том, чтобы создавать поводы и возможности для осуществления технологий конкуренции. И потому никакие проекты развития, порожденные в интересах этих территорий или самими этими территориями, не могут и не будут иметь успеха. Здесь действуют другие, куда более мощные проекты. Есть все основания сказать, что Центральная Азия в ее традиционных границах постсоветского «пятистания» постепенно начинает также превращаться в такого рода зону конкуренции. Возможности и опасности трансформации Центральной Азии из советской провинции в новый очаг международной напряженности обсуждались еще двадцать лет назад, и некоторые из участников нашей конференции помнят об этих обсуждениях. Но тогда они в большей степени связывались с внутренними проблемами стран, получивших суверенитет. Худо или бедно, но страны справились с этим. Внешнее же влияние, и в первую очередь американское как наиболее мощное, не оказалось существенным. Почему — это другой разговор. Китай же, превратившийся сегодня в ключевую региональную силу, к тому времени еще не играл такой роли в Центральной Азии. А Россия вообще была в состоянии, когда больше думают о выживании, чем об империи. Сегодня ситуация кардинально поменялась. Надо назвать три основные фактора. Прежде всего, логика и фаза развития самих стран Центральной Азии подвела их к ресурсным границам прежних систем управления и типов отношений в обществах. Кыргызстан, в силу своих размеров, ментальности и отсутствия ресурсных «подушек безопасности» раньше, в большей степени и с самыми заметными последствиями почувствовал это на себе. Но и другие страны стоят на пороге серьезных изменений, в преддверии эпохи перемен, в какой бы степени они ни осознавали или ни признавали это. Вторым новым фактором является новая роль Китая в мире. Несмотря на заявляемую политику отказа от активного внешнеполитического действия в отношении стран-соседей и декларацию принципов равносильного партнерства, выражением которой является ШОС, Китай не может не играть все более усиливающуюся роль в Центральной Азии. И третьим фактором является новая центральноазиатская стратегия России. Можно в зависимости от ваших отношений к России по-разному называть ее идеологию: мягкой силой, неоколониализмом, дружеской помощью, заботой о стабильности на своих южных рубежах, но это не меняет тот факт, что Россия после многих лет вновь становится одним из ключевых игроков в Центральной Азии. Какое отношение все это имеет к Афганистану и есть ли связь между процессами, которые происходят в Афганистане и в странах Центральной Азии? Есть несколько соображений, которые дают ответ на этот вопрос. Прежде всего, это проблема переформатирования региона. Таджикистан и частично Узбекистан и Туркмения активно включены в этот процесс. Имея непосредственные границы с Афганистаном, существенное этническое пересечение, традиционные экономические связи, в том числе и связанные с наркотрафиком, эти страны или отдельные их регионы, непосредственно примыкающие к Афганистану, постепенно меняют региональную ориентацию. Этот процесс поддерживается и теми проектами, которые реализуются в рамках концепции Большой Центральной Азии, прежде всего транспортными и энергетическими. Он также лежит в основе выдвигаемых некоторыми американскими экспертами идей трансформации Афганистана в два или более государств. Кыргызская Республика включена в этот процесс только как периферийная транзитная территория и возможный участник общих энергетических комплексов (Проект по строительству линий электропередачи и начала экспорта электрической энергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан (межрегиональный проект CASA-1000, первая фаза проекта CASAREM), согласно официальным документам (предварительная договоренность), будет финансироваться Всемирным банком, Исламским банком развития и другими финансовыми институтами). Баткен и Чон Алай — две наиболее активно включенные транзитные территории. В рамках этого процесса и тогда, когда он пересекается с проектами и стратегиями мировых центров силы, возникают достаточно опасные коллизии, способные нарушить стабильность в Центральной Азии и привести к превращению ее в целом в зону конфликта или возникновению в ее границах конфликтных очагов. Скажем, одной из таких конфликтогенных проблем является водораспределение, и прежде всего по водостоку Амударьи. Здесь формируется очевидный многофакторный конфликт, в котором участвуют не только, а может быть, и не столько страны Центральной Азии. Другой проблемой, тесно увязывающей афганскую ситуацию с судьбами Центральной Азии, является такой феномен, как трансляция идеологии насилия. Мы не только каждый день видим и слышим о насилии, формируя тем самым достаточно низкий порог чувствительности к нему, мы начинаем сталкиваться и с тем фактом, что насилие становится повседневным явлением в странах, находящихся в соседстве с теми, где идет война. Не только июньские 2010 года события на юге Кыргызстана очень убедительно продемонстрировали, насколько тонкой стала грань между миром и насилием, между добром и злом. Кыргызстан дал и другой пример: пример свержения власти насильственным путем как повторяющейся практики. Нельзя сказать, что для Центральной Азии это свежий прием, но в последние сто лет мы здесь об этом забыли. Если война в Таджикистане воспринималась как трагедия и исключение, то сегодня насилие становится не только привычным, но и оправдываемым способом действия. Есть и прямые линии связи с ситуацией в Афганистане. Мы много слышим о том, что Афганистан стал школой терроризма, школой насилия для всех радикальных элементов. И это не лишено оснований. Те криминальные группы радикального толка, которые время от времени обезвреживаются в Кыргызстане, практически всегда имеют в своем составе людей, прошедших обучение в афганских и северопакистанских лагерях для боевиков. Мы также видим, что в составе тех групп, которые время от времени обезвреживаются в Афганистане, есть граждане Кыргызской Республики. Насилие для определенной части молодежи, лишенной возможности работать на родине, становится профессией, приносящей средства к существованию. Наиболее острой точкой влияния ситуации в Афганистане на Кыргызскую Республику и, думаю, другие страны Центральной Азии является наркотрафик. Проблема тут состоит не в потреблении наркотиков, хотя и оно растет. Наибольшую опасность представляет тот факт, что наркотрафик является для значительной части населения южных областей Кыргызстана единственным бизнесом, приносящим доходы и позволяющим кормить семьи, учить детей и т. д. Это означает, что участие в наркотрафике общественно не осуждается, и невозможно решить это никакими административными мерами, сколь бы суровыми они ни были. Кроме того, надо понимать, что наркотрафик как отрасль экономики формирует под себя многие государственные институты, в первую очередь — правоохранительные, полностью коррумпируя их. Проблема в том, что у Кыргызской Республики существует очень мало возможностей, чтобы противостоять наркопотоку. Он формируется не у нас и направлен не к нам. Мощность этого преступного бизнеса настолько велика, что ресурсы страны по сравнению с ней кажутся незначительными. Потому Кыргызстан может только приветствовать те меры, которые принимают или будут принимать другие страны, прежде всего страны-производители и страны-потребители, к сокращению наркопотока. Для Кыргызской Республики есть и один частный вопрос, связанный с войной в Афганистане. Это вопрос о Транзитном центре США в аэропорту Манас. Размещая у себя этот центр, Кыргызская Республика, безусловно, вносит тем самым свой вклад в борьбу с терроризмом и получает некоторые ресурсы для себя. Но и получает немало проблем. Прежде всего потому, что центр является точкой негласного противостояния США и России. Его вывод или изменение условий функционирования, как известно, всегда включались в пакет соглашений о помощи Кыргызской Республике со стороны России. В любом случае, окончание военных действий и присутствия войск НАТО в Афганистане связано с закрытием этого центра. И это тоже будет проблемой, не только потому, что кыргызский бюджет лишится существенных вливаний, но и потому, что аэропорт Манас станет убыточным предприятием, если не будут предприняты меры по существенному увеличению транспортных потоков через него. Таким образом, ситуация в Афганистане, афганское будущее через многие факторы и процессы связаны с тем, что будет происходить в Кыргызской Республике и Центральной Азии в целом. И нашей задачей является предвидеть эти влияния и последствия и постараться минимизировать их негативные эффекты.
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4