Более четверти россиян желают объединения РФ с Казахстаном
Казахстан занимает третье место в списке стран, с которыми России, по мнению ее граждан, следовало бы объединиться. Такие данные содержатся в результатах опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках исследовательского консорциума «Евразийский монитор».
«Размышляя над тем, с какими странами следовало бы объединиться России, наши сограждане традиционно выбирают союз с Белоруссией (35%) и Украиной (33%). На третьем месте - Казахстан (27%)», - указывается в информации центра.
Вместе с тем, 17% опрошенных россиян желают объединиться с Арменией, 16% - с Молдовой, 14% - с Азербайджаном и Узбекистаном, 12% - с Таджикистаном и Киргизией.
При этом 15% респондентов выступают за вхождение в Европейский союз.
Между тем, по мнению 36% опрошенных, «ни с одной из перечисленных стран объединяться не следует».
Как отмечается в информации центра, россияне все же предпочитают жить в своей стране, без объединения с кем-либо или вхождения в союзы государств. «Такой позиции придерживаются, в основном, 18-24-летние (40%), жители крупных городов (40%)», - следует из информации.
Однако, жить во вновь объединенном СССР хотел бы каждый пятый респондент. Жить в Содружестве независимых государств – каждый десятый.
Опрос ВЦИОМ проводился 25-26 июня 2011 г. В опросе приняли участие 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Рустам Бурнашев, директор по аналитике и консалтингу Института политических решений:
"Желательность почти для каждого третьего опрошенного россиянина создания единого государства с Казахстаном - хороший признак. Как минимум - в плане отношения к казахстанцам на территории России, например, к казахстанским студентам.
Вместе с тем, в политическом плане я не стал бы придавать очень серьезного значения такого рода опросам, так как внешнеполитические решения в странах постсоветского пространства принимаются далеко не демократическим путем и выступают, скорее, как компромисс заинтересованных элитных групп, а не некоторого «народного выбора». Соответственно, никакие социологические исследования, даже проводимые ВЦИОМ, не могут служить индикатором (во всяком случае - единственным) наличия или отсутствия угрозы независимости Казахстана. Тем более данные опроса, где постановка вопроса выявляет позитивные компоненты отношения к стране.
Как правило, во всех государствах, в том числе и в России, существует несколько линий внешнеполитической ориентации. Например, внешнеполитические предпочтения правящей элиты, тех или иных экономических групп, социальных слоев и страт. Соответственно, одной из задач исследований, подобных проведенному ВЦИОМ, является определение установок определенных слоев и страт или общества в целом. Результаты могут использоваться самым разным способом. Например, для корректировки риторики тех или иных политиков или определения какой резонанс в обществе получат те или иные внешнеполитические инициативы.
Думаю, и для Казахстана не было бы лишним в преддверии выдвижения тех или иных инициатив, особенно исходящих от среднего звена управленцев, проводить соответствующие социологические замеры - это серьезно сократило бы риски выдвижения непопулярных проектов».