вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Позитив в том, что кланы заработали достаточно, чтобы теперь эти миллиарды пошли на пользу стране

Доминик Зиглер, The Economist

На конференции The Economist на высшем уровне «Шелковый путь», прошедшей в Алматы, редактор The Economist по странам Азии Доминик Зиглер поделился своим видением ситуации в Казахстане.

— Доминик, за двадцать лет из Казахстана уехало десять миллионов человек. Большей частью это люди со средним специальным и высшим образованием, профессионалы, и члены их семей. То есть, как правило, дети в этих семьях также ориентированы на приобретение знаний и навыков. Как вы полагаете, этот фактор влияет на стабильность казахстанского общества?

Естественно, когда умы покидают страну, это отражается не только на экономике, но и на уровне жизни. Любая страна, независимо от приоритетов, должна иметь хорошо подготовленных, образованных людей, так как это будет стимулировать не только экономический рост, но и расцвет государства. Но я не вижу серьезной угрозы в том, что хорошо подготовленные специалисты из Казахстана буду работать в других странах мира — они могут служить связывающими с Казахстаном звеньями. «Утечка мозгов» негативна в том случае, если умные, молодые, образованные, талантливые люди уезжают только потому, что здесь нет возможности для реализации их потенциала.

Потому и уезжают…

Это аргумент в пользу политической и экономической либерализации. Молодые люди должны строить свое будущее с учетом будущих возможностей, но без связей они не могут пробиться через сложившиеся в стране мощные олигархические группировки.

За двадцать лет с момента распада Советского Союза, по мнению читателей журнала The Economist, Казахстан преодолел значительные сложности. Произошли серьезные изменения и экономический рост. Давайте будем честны: отчасти это произошло благодаря ресурсам, ведь чем больше страна, тем больше в ее недрах ценных ресурсов. Порой казахстанские политики хотят подчеркнуть, что стабильность и экономический рост — это их заслуга и что они несут бремя ответственности за недра. Но на самом деле их роль — в обеспечении правильной политики. Сейчас Казахстан — самая успешная страна в Центральной Азии, но все еще остается некоторое количество вызовов и проблем, которые надо преодолевать.

Казахстану надо отойти от сырьевой направленности. Сырье и его продажа контролируются либо государством, либо узким кругом олигархов, включая семью президента. Потому задача диверсификации очень и очень сложна. Экономика связана с политикой. Естественно, правительство думает о том, как наилучшим образом обеспечить интересы всех казахстанцев, но на практике интересы семьи президента и кучки олигархов стоят на первом месте. Что сделал президент Назарбаев за двадцать лет? Он добился процветания и стабильности страны, но есть и отрицательные моменты. Лично я думаю, что культ личности президента, который взращен здесь и сформирован за рубежом, не должным образом воздействует на казахстанцев. Назарбаев потратил внушительные суммы на то, чтобы наладить связи с компаниями, занимающимися public relations, с компаниями, занимающимися поддержанием его имиджа. В моей стране просили экс-премьер-министра, чтобы он посещал Астану и восславлял подвиги вашего президента…

Такие вещи происходят и в Северной Африке. Примите к сведению, это не прогноз. Я не хочу предсказать, что режим в Казахстане падет, но если не принимать во внимание экономическую сторону, остальные моменты очень схожи.

Что касается реальности в автократичном режиме, то Назарбаев еще не смог добиться мягкого перехода своей власти. Честно говоря, я убежден, что Тимур Кулибаев — не лучшее решение, не лучшая персона, которой можно передать бразды правления после Назарбаева. И если это произойдет, это будет доказательством того, что интересы семьи преобладают над интересами народа.

Тогда где же тот оптимальный преемник?

За границей живут люди, которые в основном представляют недоброжелателей президента. Это проблема. Политическое развитие должно начинаться намного раньше момента необходимости передачи власти, иначе политические системы становятся хрупкими и ломкими. Они могут выглядеть стабильными и мощными, но на самом деле они очень уязвимы. Во время выборов должна быть многопартийная система в Казахстане, должна быть оппозиционная партия. В нынешнюю партию никто не верит.

Чем больше проблем у общества, тем менее полезен автократ. Сегодняшняя политика — это угроза демократическим правилам, но она имеет очень простую цель. Задача политики — представлять интересы различных элементов общества и балансировать между различными силами. Я не имею в виду балансировку среди олигархов, нет! Речь идет именно о равновесии интересов внутри общества с тем, чтобы давать возможность ему развиваться. Если вы не даете гражданскому обществу возможности развития, если не оказываете поддержку развитию других сфер, то сможете поддержать стабильность, но на короткий срок, а не в долгосрочной перспективе.

Диктатор всегда начинает с интересов страны, утверждая, что стране нужен мощный, сильный человек, такая фигура, которая будет сдерживать олигархов и прочие силы по той причине, что есть проблемы в обществе. Но со временем интересы кланов выходят на первый план. По моему мнению, позитив этого явления лишь в том, что кланы заработали столько миллиардов долларов, что теперь это может пойти на пользу стране.

 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33