Нужно вновь созданное взаимодействие между государственной властью и религией
Вульф Лапинс
Фонд имени Фридриха Эберта организовал в этом году три больших международных конференции с фокусом на вызовы стабильности в Центральной Азии.
27 мая центральной темой обсуждения было влияние войны в Афганистане на мировые процессы. Журнал Exclusive опубликовал основные доклады конференции и тем самым способствовал формированию мнения широкого круга политически заинтересованных граждан.
16 ноября велась всеохватывающая дискуссия о влиянии событий 11 сентября 2001 года на международную политику безопасности.
И, наконец, 21 ноября эксперты провели блестящую дискуссию о тенденциях развития в исламе. До сих пор ни одна центральноазиатская страна не завершила свою системную трансформацию и государственное формирование. Об успешности этих процессов в этом контексте — отдельная тема. Вероятность политизации ислама в обществе, где ислам исповедуют большинство, высока.
Какая возможность существует для предотвращения политизации ислама и как можно перевести эти процессы в конструктивное социально-политическое партнерство?
В связи с этим обе стороны должны преодолеть барьеры между светским правительством и исламским представительством. Каждый из них должен отказаться надежно и недвусмысленно от тайного преследования чуждых региону панисламистских устремлений. Иными словами, необходимо глубоко сформированное доверие, как и вновь созданное взаимодействие между государственной властью и религией. Должны по-новому устанавливаться значение и роль политики и религии в рамках государственной политики, с ее адекватностью конституционными законами. Для этого изначально необходим обширный интенсивный социальный диалог.
Отрицательный пример целенаправленной маргинализации Партии исламского возрождения Таджикистана не соответствует оптимистичной версии такого политически-стратегического проекта.
Также недавно утвержденный закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях в Казахстане дает повод для беспокойства в том, что государство основывается преимущественно не на диалоге, разрядке и нахождении компромисса с религиозными общинами, а на нормативном определении и государственном надзоре за религиозными обрядами. Скатывание группировок в религиозный фундаментализм и радикальность, как следствие, служит и для государства в качестве убедительного индекса правильности и необходимости его контрольной функции.
События в Магрибе и на Ближнем Востоке ни в одной из этих стран не происходят с призывом «Аллах акбар». И это не приверженцы агрессивного ислама, стремящегося к власти. Это сотни тысяч молодых и старых, мужчин и женщин всех слоев, мусульман и неверующих проводят демонстрации на улицах и площадях в своих странах и выступают за уважение их прав, социально-экономическую справедливость и демократию. В Египте, Ливии, Йемене, а также в Сирии были и есть граждане, готовые отдать за это свою жизнь. Какое значение могли бы иметь эти мятежи для потенциальных процессов изменения ислама, на сегодня пока невозможно определить. Вероятно, на долгосрочную перспективу от Рабата до Аммана, а также Дамаска формируется отношение между государством и исламом по образцу Турции.
Фонд имени Фридриха Эберта и журнал Еxclusive предлагают платформу для обмена мнениями между экспертами и заинтересованными в политических дискуссиях.
Мы надеемся благодаря этому мероприятию внести вклад в формирующие общественное мнение дебаты, импульс для следующих диалоговых форумов с другими составляющими для этой общественно и политически важной темы в Центральной Азии.