воскресенье, 17 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Невеселые мысли о Евросоюзе

Впервые реквием по Европе, точнее и шире — по «Западу», прозвучал почти столетие тому назад в The Decline of the West (в русском издании «Закат Европы») Освальда Шпенглера. Изданная в 1918-м в Германии, книга эта вызвала широкий резонанс, была переведена на многие языки, стала темой острой полемики. В России ей был посвящен нашумевший сборник «Освальд Шпенглер и закат Европы» (1922) со статьями пассажиров знаменитого «Философского парохода» Степуна, Франка, Бердяева и др. (Замечу, кстати, что Ленин назвал сборник «литературной белогвардейщиной».) Шпенглер был запрещен в Союзе. Трагическая история Европы XX века не опровергла его прогноз. Век — пустяковый срок в историческом измерении. И в наши дни опять вернулись к Шпенглеру. Но, может быть, мы, как и он тогда, склонны слишком драматизировать, видеть необратимость в текущем кризисе? Может быть, он минет, как миновали многие предыдущие? Вообще, мирная, благополучная, уютная Европа — плод нашего ностальгического воображения. Пятисотлетняя история Европы — это бесконечные междоусобицы и войны, войны, войны (религиозные, Tридцатилетняя война, Cемилетняя война, наполеоновские войны, франко-германские, не говоря уже о двух катастрофах минувшего века), социальные, экономические потрясения, революции (Реформация, Английская, Великая французская, Германская 1918 г. и др.). Но в то же время... эпоха фантастических взлетов во всех областях знаний, искусства, социального и экономического развития! Так неужели это нам довелось провожать в последний путь ту «Европу», и это мы, «кто посетил сей мир в его минуты роковые»? Неужели оказался утопией грандиозный проект Европейского объединения, архитекторами которого были великие европейцы Аденауэр, Шуман, Монне, де Гаспери, де Голль? Какой контраст между европейскими лидерами послевоенных лет и нынешними! То были люди совсем иного, драматического жизненного опыта, личности иного масштаба, закалившиеся и сформировавшиеся как лидеры и идеологи Единой Европы, в трагических перипетиях первой половины прошлого века, убежденные в безальтернативности европейской интеграции как панацеи от повторения безумий минувших веков, особенно последнего. Не верится, не хочется верить, что наш мир, а мы даже не вполне осознаем, насколько мы культурно, цивилизационно европейцы, рушится. Но никуда не деться от нависающей демографической угрозы. Она очевидна статистически и вполне наглядна, когда бываешь в Лондоне, Париже, Риме, Гамбурге, Осло... Нарастает противодействие ей: антииммиграционные законы, антимультикультурализм, антиполиткорректность. «Лепеновская» реакция вызывает все большее сочувствие и поддержку французов, немцев, англичан и прочих европейцев, приобретая крайние формы, как в случае с запретом диктуемой нормами ислама одежды женщин в публичных местах, принятым в минувшем году парламентом Франции. Но экономическая угроза — распад еврозоны, а затем и Евросоюза — это угроза сегодняшнего дня. Тревожные признаки налицо. Вот уже глобальные банки исподволь вырабатывают backup-системы для перевода операций на старые европейские валюты — драхмы, лиры, эскудо и др. И хотя глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги полон негодования по поводу растущего недоверия к евро в финансовой сфере, это не успокаивает нервничающих банкиров. Борьба за спасение евро вступила в решающую стадию. Цель — поддержание кровообращения в европейской банковской системе. К агонизирующему больному подключили life support-аппаратуру: шесть ведущих мировых центральных банков, включая американский, 30 ноября предоставили дешевый долларовый заем европейским банкам, чтобы ослабить кредитное сжатие и разрядить критическую обстановку. Не сострадание к больной еврозоне побудило мировых policy makers решиться на такой шаг, а эгоистические соображения: успокоение финансовых рынков необходимо для предотвращения глобальной финансовой катастрофы. В дополнение 21 декабря европейские частные банки получили новую мощную инъекцию Центробанка: еще один, трехгодичный, заем: $640 млрд при одном проценте интереса. Такого рода акции создают одномоментный эффект: индексы на мировых финансовых рынках взлетают. Осуществленная рекапитализация банков принесет, по-видимому, временное облегчение, возможно, отодвинет летальный исход, но не даст полного выздоровления. Отвлеченно рассуждая, можно допустить, что североевропейские страны, в первую очередь Германия, будут, в том или ином виде (выпуск евробондов, bail out, реструктуризация долгов и т. п.), субсидировать других, прежде всего южноевропейских, членов еврозоны при активной поддержке ЕЦБ. Это могло бы оздоровить финансовый, инвестиционный климат и спасти еврозону от валютной дезинтеграции и от социальных потрясений. Но не предвидится, что такого рода филантропические намерения овладеют североевропейцами. Четко обозначился «водораздел» между Северной и Южной Европой. Североевропейские страны обеспечивают свой рост в большой степени за счет роста производительности, роста экспорта, намного большим по сравнению с южноевропейскими странами. Достаточно сказать, что доля экспорта в ВВП Германии увеличилась за минувшие 10–12 лет с 30 до почти 50%. Германия еще на заре создания еврозоны провела реформы в области трудовых отношений и нормализовала фискальную политику. В Италии, Испании, Португалии, Греции, да и во Франции ничего подобного не происходило. Спасение может прийти только от международных финансовых институтов, и главным образом от ЕЦБ. Только его массивная интервенция в bond markets может стабилизировать ситуацию на финансовых рынках и успокоить инвесторов. ЕЦБ покупал в этом году правительственные бонды, но в ограниченном количестве. На него сейчас давят и Брюссель, и Вашингтон: включай на полную мощность печатающий евро-станок, оплачивай суверенные долги, покупай евробонды! ЕЦБ политически независим. Его предназначение — антиинфляционная монетарная политика. Сейчас банк, хотя и крайне неохотно, даже при угрозе роста инфляции, постепенно уступает и готов уступать дальше, но при условии реального ужесточения бюджетной дисциплины стран еврозоны и контроля над нею со стороны европравительства. Глава ЕЦБ Марио Драги: «Hе может быть единой валюты без экономической конвергенции». Фискальный союз, иными словами, лишение стран еврозоны бюджетного суверенитета, — условие спасения утопающих. А что значит экономическая конвергенция, что значит лишение правительств возможности регулировать бюджет? О каком государственном суверенитете можно тогда говорить? Не вдаваясь глубже в сложную схему взаимоотношений ЕЦБ, частных банков, международных финансовых институтов, правительств стран «старой» и «новой» Европы, администраций ЕС и Вашингтона, в оценку их усилий не допустить развала еврозоны, приходится согласиться с евроскептиками и признать нежизнеспособность ЕС в том виде, в котором он был создан 20 лет назад Маастрихтским договором. В последующие годы не учтенные в нем пороки созданной тогда конструкции старались исправить корректирующими договорами и соглашениями — Амстердамским, Ниццким, Лиссабонским и др., но сейчас стало окончательно ясно, что не избежать реконструкции, иначе здание рухнет. Фундамент не выдерживает. Не избежать реконституирования ЕС. Существенно большие функции, права должны быть делегированы наднациональным органам, которые, в частности, должны регулировать фискальную, бюджетную политику стран: дефицит бюджета — не более 3%, а суверенный долг — не более 60% ВВП. Эти нормы были приняты еще при подписании Маастрихтского договора. Были приняты, но никем с тех пор не выполнялись. Жили в долг. Жизнь «не по карману» стала нормой для Франции, Испании, Италии, Португалии, Греции. Финансовая политика Германии и Cкандинавских стран была более осторожной. Хотя и они не удержались в предписанных Маастрихтским договором пределах (в Германии конституировали сбалансированность бюджета, но это не остановило рост долга, да и, насколько я помню, эти ограничения не действуют в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств), но все же в гораздо большей степени старались сообразовывать социальные обязательства с реальными возможностями, чем страны Южной Европы. Госдолг Италии, например, составляет сейчас 120% к ВВП. Остается нерешенной, и в реальности неразрешимой, проблема создания механизмов, вынуждающих правительства соблюдать жесткую фискальную дисциплину и карающих за ее нарушение. Главное условие именно в этом, тo еcть в карательных мерах по отношению к нарушителям. Перспективы стран Южной Европы мрачные. Без существенного роста экономики сокращение дефицита бюджета возможно только за счет сжатия расходов с вытекающими социальными последствиями. Неизбежны радикальные структурные реформы: расширение и углубление приватизации предприятий, отраслей экономики и социальной сферы, устранение регулирующих бизнес барьеров, высвобождение конкуренции, а с этим связаны еще больший рост безработицы и, соответственно, массовые протесты и пр. Хватит ли политической воли у лидеров и осознания электоратом оправданности таких жертв ради выживания единой Европы? И готовы ли они до такой степени поступиться национальным суверенитетом, к чему будут вынуждать условия их членства в ней? А вообще говоря, можно ли в условиях реальной парламентской демократии перманентно балансировать бюджет или хотя бы сводить дефицит в нем к законодательно фиксированной норме? Двадцатилетний опыт ЕС дает отрицательный ответ на этот вопрос. Во Франции, в Италии, Греции, Испании, Португалии скомпрометировала, пожалуй, даже изжила себя модель патерналистского «социального государства» — государства всеобщего благосостояния (англ.welfare state, нем. sozialstaat), в основе которой лежит ключевая идея социал-демократов: перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Эта модель худо-бедно работает в условиях экономического роста при достаточно высокой «производительности общественного труда», как это происходит в Cкандинавских странах и в Германии — так называемая «нордическая модель». В противном случае, и если нет сырьевой ренты, она работает за счет и/или повышения налогов, особенно на бизнес, на корпорации, за счет долговых обязательств, закрывающих расширяющуюся дыру в бюджете. Но это до поры до времени. Как у Галича: «Сколько бы не резать ветчину, надо отвечать в конце концов». Вот этот «момент истины» и наступил. Пока (!) только в странах Южной Европы.
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33