О ключевых моментах Послания народу Казахстана
Замир Каражанов Инициатива Президента носит животрепещущий характер. Поскольку в Казахстане с советского периода остается актуальный квартирный вопрос, проще говоря – нехватка жилья. Причем в обозримой перспективе проблема будет обостряться. Это связано с демографическим ростом населения и с изношенностью жилищного фонда. При этом сдерживающим фактором будет выступать доступность жилья – главным образом высокие цены. И здесь важно подчеркнуть, что ООН рассматривает жилье как право человека, т.е. видит социально-политический контекст вопроса, в то время как в Казахстане оно зачастую оказывается предметом спекуляции. Измениться ли ситуация на рынке недвижимости? Скорее всего, нет. К 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 54 млн. кв. метров жилья, т.е. ежегодно объем строительства составит 6,4 млн. кв. жилых метров. Для сравнения в прошлом году в Казахстане было построено 6 млн. кв. метров жилья. Таким образом, не стоит ждать революции в строительной индустрии. А хотелось бы! Хотя бы потому, что в советское время вводили порядка 9 млн. кв. метров жилья в год. Очевидно, для того, чтобы радикально изменить ситуацию необходимо наращивать объемы строительства до 10 и более млн. кв. метров жилья в год. Это позволит хоть как-то восполнить дефицит и снизить спекулятивные настроения на рынке недвижимости. Другой вопрос, каким образом будет распределяться жилье? В Казахстане в данный момент его можно получить по госпрограмме и посредством приобретения ипотеки. Учитывая, что ипотека дорогое удовольствие, материально несостоятельные граждане могут рассчитывать только на жилье из государственного фонда. Однако и тут имеются проблемы. Возводят такое жилье не в массовом порядке, следовательно, не все могут претендовать на него. С другой стороны, в Казахстане уже имел печальный опыт, когда жилье для нуждающихся категорий граждан оказывалось в собственности вполне состоятельных граждан, которые имели крышу над головой. Здесь можно вспомнить, как несколько лет назад в центральной прессе публиковали фамилии недобросовестных приобретателей квартир. И заметим, список был большим. Очевидно, что когда жилье распределяют государство, бороться с таким явлением трудно и не возможно. Поэтому приходиться уповать на рыночные инструменты. И здесь главное внимание приковано к формированию новых правил игры: суть их – сделать жилье экономически доступным для широких слоев общества. Ясно, что это филигранная работа. Но у такого варианта есть неоспоримые преимущества: он снижает коррупционные риски и спекуляцию на рынке недвижимости. Второй аспект послания – использовать резервы Национального фонда в качестве ресурсов для решения существующих проблем. На конец октября 2011 года активы фонда составили $42,3 млрд. При этом отметим, что в 2009 года на стабилизационные меры было потрачено $10 млрд. По оценкам главы Нацбанка РК Григория Марченко, вторая волна кризиса может потребовать уже $20 млрд. В любом случае, финансовый ресурс плавучести у Казахстана сохраняется. С другой стороны, нельзя не заметить, что средства Национального фонда, по сути, лежат мертвым грузов на зарубежных счетах, хотя они могли бы использоваться для решения внутренних проблем Казахстана, т.е. работать на страну, ее развитие. Для сравнения, в свое время, в 60-70-х годах прошлого века, правительство Южной Кореи брало за рубежом кредиты под гарантии государства, которые на льготных условиях осваивал бизнес. Такой шаг позволил стране выбраться из послевоенной разрухи и построить современную, сильную экономику. По иронии судьбы, Казахстану нет смысла брать в долг деньги, они у нас есть, но не работают на экономику. При этом имеет место парадокс: правительство заимствует под проценты средства на внешних рынках, и тем самым увеличивает объем госдолга. Конечно, совокупный долг государства остается незначительным, около $15 млрд. по данным на 1 октября (- Примеч.авт.), но неужели опыт Греции ничему не учит. Поэтому средства Нацфонда следует использовать для развития страны, в том числе на решение квартирного вопроса. Есть только один нюанс – требуется усилить контроль над распределением денег, сделать схему прозрачной для общества. И, конечно же, резервы Нацфонда – это не подарок, это шанс изменить жизнь граждан к лучшему, а значит, они должны быть возвращаемыми.