Аида Кауменова, дизайнер: «Миром правят фетиш, интуиция и подсознание»
— На рынке вы уже шестой год. Неплохой срок, чтобы выделить основные моменты успеха. Поделитесь, пожалуйста!
— Все начиналось буквально с трех человек: дизайнера, конструктора и швеи. Первый клиент пришел через два дня после открытия — мы только подготовили цех, и мне подруга-дизайнер предложила своего клиента, поскольку у нее не было времени. Тогда я сказала своему конструктору, чтобы для нашего первого клиента оформили заказ за номером 20, как будто у нас уже все идет полным ходом. (И все, что я делала, я делала интуитивно. Считаю, что человеку необходимо мечтать и очень четко представлять и чувствовать, чего он хочет.) Собственно, с этого все и начиналось.
На сегодняшний день у нас работают сорок человек, мы имеем два цеха, два магазина, и это все достаточно большой труд. До того, как открыть свой бизнес, я много училась: Алматинский технологический университет, Школа искусств и учеба в Италии. Само собой, пришло время начать собственный бизнес.
Человек должен быть открыт любым знаниям, поэтому я до сих пор посещаю какие-то тренинги, курсы, лекции знаменитых людей. Даже просто встреча с новым клиентом несет с собой новый мир, знания, которые я с удовольствием и благодарностью принимаю. Даже если это в чем-то негативный опыт, это все-таки опыт. За эти шесть лет я научилась каждый день впитывать знания и использовать их через призму своего творчества. Я все время думаю над системой моего производства, над системой планирования бизнеса. На сегодняшний день это создание определенной схемы, привлечение определенных специалистов на ключевые позиции, как и везде. В общем, модный бизнес ничем не отличается от бизнеса другого типа: такой же бизнес, те же правила, просто плюс еще и красиво.
— Кого из женщин/мужчин-политиков вы хотели бы приодеть?
— Моя любимая клиентка — Гульшара Абдыкаликова, министр труда. Конечно, она не так часто приобретает наши изделия. Я не разбираюсь в политике, но она для меня — образ порядочной, хорошей женщины. Это женщина с великолепной фигурой, и мне прежде всего хотелось ее одеть так, что бы подчеркнуть ее фигуру.
В основном я ориентируюсь на женщин, хотя бывает, что выполняю заказы и для мужчин. Неважно, какого положения человек, пришедший ко мне в магазин. Женщины приходят сюда, потому что могут воплотить некоторые свои творческие желания, получить тепло индивидуального контакта, причем, как правило, это женщины с очень хорошим вкусом, которые повидали мир, которые могут себе позволить очень многое.
Основной нашей целевой аудиторией являются все же business-womans, которые умеют зарабатывать деньги, умеют их считать, которым нужно хорошо выглядеть. Эти женщины играют на так называемом бизнес-ринге наравне с мужчинами.
Почему business-womans, приобретя у меня одну вещь, потом «подсаживаются» на наши изделия и обязательно приходят снова? Потому что миром правят фетиш, интуиция и подсознание. Наверное, мы изготавливаем одежду, которая на подсознательном уровне плодотворно влияет на мужчин. Все наши вещи построены по правильным пропорциям, которые были открыты еще до нашей эры в Греции. Микеланджело, Рафаэль — это все уже ими придумано. Мужчины мыслят стереотипно, и у них уже есть определенные критерии, как женщина должна выглядеть. Мое любимое выражение — «Когда вы не знаете, что делать, — включите блондинку», и это действительно всегда спасает. Женщине это прощается, потому что мужчине приятно осознавать, что женщина глупее его.
— Если быть объективными, то на сегодняшний день услуги как вашего Дома мод, так и любого другого отечественного дизайнера достаточно дорого обходятся людям среднего достатка. Есть ли у вас проекты, которые были бы не менее хорошего качества и в то же время были бы более доступны?
— Да, mass-market — это наиболее сложная схема, доходность этого сегмента во многом превышает доходы очень многих модных домов. Mass-market — на самом деле мечта каждого дизайнера. Вы думаете, я не хочу создавать одежду более дешевую и более массовую? Я только за! Но кто будет удешевлять мою себестоимость? У меня все ткани завозятся из-за границы: Китай, Турция, Франция, Италия и Россия. Единственное, с Китаем сейчас проблемная логистика, а с Россией в этом плане сейчас очень даже хорошо.
— Это, скорее всего, связано с Таможенным союзом. Как справляетесь?
— Да, у нас теперь одна зона. Но, считаю, все, что ни происходит, — все к лучшему. А что делать? Я стараюсь глобально не задумываться, просто потому, что не умею так мыслить. Я, как типичная женщина, мыслю «от печки». Если рядом с моим товаром будут стоять российские вещи по ценам на порядок ниже — хорошо, это конкуренция. Но это же все-таки больше говорит об индивидуальности, потому что поток российского товара на наш рынок дает нам шанс стать еще индивидуальнее, еще больше самовыражаться в наших изделиях. Да — им проще, да — у них территория и инфраструктура уже налажена, ну тогда давайте попробуем выйти на их рынок! Почему нет? Я действительно иду к mass-market, это моя цель. Надо адаптироваться. Женщина должна быть гибкой, уметь приспосабливаться.
— Как вы считаете, чем казахстанский дизайн может быть интересен мировому сообществу?
— Европа вообще в нас не нуждается. У меня нет цели продажи на рынке ЕС. Мне надо, чтобы мой товар шел. Мне не нужны международные сертификаты. Для того, чтобы участвовать в проектах, мне нужно сделать СТ-KZ и казахстанское содержание и поучаствовать в Kazakhstan Fashion Week. Это же бизнес. Любое действие совершается с какой-то определенной целью. И самая большая проблема граждан постсоветского пространства в том, что мы никак не можем освободиться от пресловутого «европейского знака качества», от того, что в Европе нас должны «заценить». Но с какой стати?!
— Хорошо, вот, например, один российский дизайнер культивировал русскую народную хохломскую роспись, благодаря чему стал известным на весь мир. Как думаете, есть ли что-то чисто «казахстанское», чем мы могли бы поразить мировое сообщество?
— Конечно! У нас такая глубокая культура, у нас столько всего!!!
— Мы так говорим, но, как мне кажется, нас максимум хватает только на сувенирчик, сделанный в Китае...
— Вы ошибаетесь! Нашей стране всего двадцать лет, и за эти годы нам нужно было, чтобы мир хотя бы узнал, где находится наша страна на карте. Нам нужна нормальная эволюция, и все будет! Было время, когда представители Казахстана выезжали в Европу целенаправленно с казахскими национальными одеждами, показывались. Это воспринималось как нечто необычное, и это было нужно. Было бы странно, если бы мы раз — и вышли бы в мир с европейской одеждой, с тем, что я здесь и делаю — европейской одеждой, но адаптированной под нашу фигуру.
— Что вы делаете для привлечения клиентов?
— Как я уже говорила — это бизнес. У нас есть база клиентов, также существует обратная связь с ними, есть мотивационные моменты для клиентов, такие как накопительная база, подарки на дни рождения, на праздники. Мы всегда держим связь с клиентами. Плюс это маркетинговые исследования. У нас очень грамотный сайт, который мы постоянно обновляем, пополняем свой «шоу-рум». Мы также участвуем в различных глобальных проектах, где затрачивается очень много сил и личных ресурсов, но зато это дает мне дополнительный PR.