четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мир изменился, и банковская система в преддверии перемен

В ворохе событий и сообщений в СМИ мы обычно заостряемся на громких происшествиях, авариях, разоблачениях и назначениях, при этом действительно значащие события остаются без внимания. А ведь эти малозаметные события в ближайшие годы могут иметь влияние на нашу жизнь.

Прошедший кризис показал девальвацию понятий о надежности и устойчивости. Еще вчера сектор недвижимости всем казался сверхнадежным — уже сегодня многие понимают, что в этом сегменте экономики также могут быть «пузыри». Ранее мир поверил в доходность интернет- и сетевых технологий, но доткомовский «пузырь» лопнул, породив откат к консерватизму бизнеса. Еще вчера все слепо доверяли крупнейшим рейтинговым агентствам, потом же оказалось, что их рейтинги мало отражают реальность, зато отлично помогают менеджерам снять с себя бремя ответственности за принимаемые решения.

Банковский сегмент очень чувствителен к подобным взлетам и падениям в любых секторах экономики. С одной стороны, вся экономика так или иначе спроецирована на финансовую отрасль, которая, в свою очередь, является кровеносной системой экономики, с другой стороны, сами по себе финансы, деньги — это прежде всего доверие и вера, а уже потом обеспечение активами. И если в одном из сегментов экономики происходит крах веры (а лопание любых «пузырей», собственно, говорит об этом), то доверия в обществе и экономике становится меньше. Следовательно, в первую очередь это ударит по финансовому и банковскому сектору, предметом деятельности которого и являются деньги (с доверием как главной их составляющей).

Сейчас в мире финансов и банков происходят события мало обсуждаемые, но очень важные по своим долгосрочным последствиям. Меняется мировая валютная система, и это вызывает гигантские подковерные «схватки бульдогов», информация о которых почти не просачивается в СМИ, однако же от итогов этих схваток будет зависеть мировой ассортимент резервных валют, что впоследствии неминуемо скажется на экономиках целых континентов. В частности, наши соседи являются активными игроками в валютной борьбе, и если в одном случае от нас мало что зависит — Китай планомерно, через систему прямых двусторонних и региональных договоров, движется к статусу юаня как мировой резервной валюты. С севера же, напротив, поступают предложения создать совместную резервную валюту, а потом вдруг тема исчезает с повестки дня. И это с учетом того, что в декабре этого года заканчивается срок договора между ФРС и Конгрессом США, продление которого будет главным событием года... Поэтому можно уверенно сказать, что в следующем году, когда позади будут перипетии ФРС и определится статус юаня, мы незаметно можем оказаться в новом мире.

Банковский сектор Казахстана еще несколько лет назад был безусловной гордостью страны как лучшая реализация на всем постсоветском пространстве. В последние же годы, уже после острой фазы кризиса, роль банковского сектора в экономике страны резко снизилась. Это мы можем увидеть по отношению активов банков к ВВП. Что это? «Охлаждение» после периода гордости и очарования банковским сектором? Даже если так, то это «охлаждение» неминуемо скажется на всей экономике страны просто потому, что деньги — это кровь экономики, а банки — ее кровеносная система.

Номер, который вы, читатель, держите в руках, — это попытка переосмыслить сегодняшнюю ситуацию в банковской системе, с тем чтобы изменения носили характер осмысленного целеполагания, а не качания на маятнике «очарование–охлаждение».

Думаю, это только начало разговора. Его продолжение — это открытое обсуждение роли и места Казахстана в современном мире, из которого следуют долгосрочные стратегические цели экономики. И только после этого можно говорить о банковской политике, с тем чтобы банковская система и ее цели органично вплелись в структуру целей всей нашей экономики. Приглашаю к дискуссии!

Жомарт Ертаев

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33