Как вырваться из экономической ловушки?
Шанс вырваться из тяжелой ситуации у казахстанской экономики довольно небольшой. Здесь критически важно объективно и трезво посмотреть на реальное положение дел, без лишних оптимистичных оценок. Как известно, признание проблемы – уже половина решения.
Что мы имеем:
- колоссальные затраты государственного и квази-государственного сектора в сопоставлении с масштабом экономики страны;
- низкий уровень конкурентоспособности отечественных производителей на международном рынке и их вытеснение с рынка, как следствие всё большей открытости Казахстана глобальным игрокам и иностранным компаниям;
- резкое обострение социальной напряженности в обществе, в связи с неопределенностью будущего, сокращением рабочих мест и реальной покупательской способности тенге.
Необходимо в первую очередь разобраться с решением этих проблем и найти действенные драйверы развития экономики, которыми, как показала история, ГПФИИР по факту не является.
1. Затраты государства.
Требуется разработать Программу оптимизации затрат государственного и квази-государственного сектора. Причем речь идет не о сокращении затрат по принципу "убрать 10% от бюджета", а о конкретных обоснованных мерах по каждому направлению затрат. Это вопросы непроизводительных издержек, неэффективного персонала, излишних капитальных затрат, безрезультативных для экономики страны программ и проектов.
Сделать это требуется в экстренно короткие сроки, за 2-3 месяца, что возможно только с привлечением профессиональных команд со стороны. Возможно, это компании большой четверки консультантов, уже работающих в Казахстане. Если бы этого хотели и могли сделать нынешние руководители, то они бы это уже сделали.
2. Конкурентоспособность отечественного бизнеса.
В Казахстане созданы одни из лучших в СНГ условий ведения бизнеса и защиты инвестиций. Однако этого недостаточно.
Низкая конкурентоспособность местных предприятий базируется прежде всего на отсутствии опыта управления бизнесом на международном уровне у большинства казахстанских топ-менеджеров. Это отражается и на вопросах, которые они озвучивают как проблемы, и на качестве управления рисками, и на недостаточной проработке вопросов стратегии развития бизнеса.
Решение этой задачи не может заключаться только в мерах по повышению их образовательного уровня. Пока они будут учиться, их бизнес будет уступать позиции профессиональным командам иностранных компаний.
Если и говорить о реальном решении задачи в краткосрочном периоде, то надо обратить внимание на прошлый опыт Китая. Нам надо не демонополизировать экономику, а наоборот -создавать крупные корпорации, способные конкурировать с международным бизнесом. Приглашать в руководство этих компаний реально дорогих - и при этом эффективных! - иностранных управляющих. Такие компании должны быть построены не как управленческая вертикаль, а как система бизнес-единиц, работающих на общие цели, с одним центром координации, финансирования и стратегического управления.
Требуется "собрать" экономику в кулак. Сейчас нет времени на попытки и раскачку. Зато есть все шансы "потерять" экономику Казахстана.
Уже после получения результатов от такой модели - только тогда можно будет переходить к разгосударствлению отдельных бизнес-единиц, доказавших свою эффективность и имеющих достаточный уровень самоокупаемости. При этом не ослабляя контроль над выполнением их роли в общей системе хозяйствования страны. Возможно, именно через представление опционов на последующий выкуп акций предприятий, в процессе разгосударствления можно стимулировать интерес топ-менеджеров. В любом случае, если речь идет о сохранении и развитии бизнеса в дальнейшем, инвесторы заинтересованы в сильном менеджменте, а не просто в имущественном комплексе.
3. Социальная напряженность.
Борьба за лучшие рабочие места, рост требований к квалификации сотрудников, внедрение инноваций и автоматизация процессов, безусловно, ведут к росту безработицы. Сопротивляться этому глобальному процессу невозможно. Необходимо найти возможности для занятости значительного числа граждан.
Выходом может являться крупная государственная Программа по восстановлению провинциальных городов и поселков, на реализацию которой будут привлекаться молодые специалисты и работники среднего уровня квалификации. Финансирование государственное. Достойная оплата труда, предложение жилищных условий и правильная идеологическая база проекта принесет результаты. Управление проектом должно быть организованно с привлечением международных организаций, имеющих опыт ведения крупных социально-значимых проектов.
Такая глобальная стройка не только создаст большое количество рабочих мест, но и простимулирует развитие отдаленных регионов Казахстана. Жители и граждане получат реальную заботу об их благосостоянии и будущем. Процесс роста урбанизации населения будет приостановлен. Это сократит социальную напряженность.
Только после скорейшего решения вышеназванных проблем можно говорить об анализе ситуации в экономике и разработке Новой программы развития экономики Республики Казахстан.