Не оскудеет рука дающего…
С каждым днем идея благотворительности находит отклик в сердцах все большего числа казахстанцев. К тому же благодаря современным технологиям принять участие в благотворительной акции сегодня не составляет труда: для этого достаточно отправить SMS-сообщение на короткий номер 8099.
По мнению экспертов это один из самых удобных и доступных способов протянуть руку помощи тем, кто в ней остро нуждается. Об особенностях и перспективах развития SMS-благотворительности - в интервью с директором общественного объединения «Добровольное Общество «Милосердие» (ДОМ) Аружан Саин.
- В феврале 2007 года в рамках проекта «Подари детям жизнь» ваше объединение запустило первую благотворительную SMS-акцию. Что было самым сложным для Вас в реализации этого проекта?
Аружан Саин: Когда проект «Подари детям жизнь» только начинался, я уже понимала, что самым важным и сложным будет вопрос сбора средств. И хотя мы старались задействовать все доступные механизмы, на тот момент технические возможности были ограничены. К примеру, не было онлайн-банкинга и человеку, желающему пожертвовать средства на благотворительность, необходимо было отправиться в банк, выстоять очередь и заполнить платежный документ. На эту процедуру уходило время и это, безусловно, «тормозило» процесс. Мы искали способы облегчить участь тех, кто был готов протянуть руку помощи больным детям. Результатом этого стал проект SMS-благотворительности.
- Вы были первыми в Казахстане в этом направлении благотворительности. Расскажите, с чего все начиналось?
Аружан Саин: Мы начали вести переговоры с компаниями в 2006 году, и «сотовые» операторы отнеслись довольно настороженно к нашему предложению. Да это и понятно, с их стороны это было уместным проявлением бдительности: волонтерская среда, из которой мы вышли, была очень нестабильна. И мы должны были доказывать потенциальным партнерам, что наш проект не сиюминутная прихоть «помочь бедным детям», наши намерения достаточно серьезны.
«Добровольное Общество Милосердия» - общественный благотворительный фонд, который образован обычными гражданами, и мы существуем на пожертвования таких же обычных, но не равнодушных к чужой беде людей. Для сравнения: существуют корпоративные благотворительные фонды, которые могут образовываться при банках, крупных компаниях, финансовых институтах, как например, фонд «Кус жолы», относящийся к структуре Казкоммерцбанка.
- Как вам удалось завоевать доверие партнеров?
Аружан Саин: По сути, компании, которые первыми предоставили нам свои услуги по смс-сборам, выдали нам кредит доверия, и у нас не было права на ошибку. Мы понимали, что наша деятельность должна быть максимально прозрачной, чтобы наши партнеры владели информацией обо всех собранных деньгах. И были уверены, что они действительно идут на помощь детям. Сейчас стало гораздо легче: у нас есть история, известность, репутация. Но на первых порах всего этого не было, поэтому мы обратились в Казкоммерцбанк с просьбой открыть счет и стать гарантом нашей прозрачности. Мы отказались от банковской тайны и попросили, чтобы по любому требованию физического лица банк выдавал выписки с наших счетов.
- Каков финансовый механизм сотрудничества вашего фонда с телекоммуникационными компаниями?
Аружан Саин: Когда мы впервые обратились за помощью к телекоммуникационным компаниям, то понимали, что нам придется работать еще и с компаниями-посредниками между клиентами и операторами связи. Как правило, часть средств переходила на счет компании-посредника, другая часть оператору связи – это была сложная система распределения денежных средств. Но мы искали иной путь, когда этого дележа не будет вовсе. Не знаю, как в Казахстане, но на территории СНГ до сих пор существуют подобные благотворительные сборы, когда часть денег забирает себе посредническая компания или оператор. Наша цель заключалась в том, чтобы средства, пожертвованные детям, в 100% объеме доходили до адресата. И мы этого добились. Благодаря SMS-пожертвованиям в среднем в месяц собирается сумма в 2 млн. тенге. Эта сумма полностью переходит на счет нашего фонда, и затем передается родителям детей. Никто и ничего себе не оставляет.
Первыми телекоммуникационными компаниями, поддержавшие нас были КарТел и GSM Казахстан. Сейчас нашими партнерами стали KCELL, BEELINE, недавно подключилась и компания Tele2.
- Стоимость одного SMS-сообщения - 280 тенге. Это небольшая сумма. Насколько сложно собрать необходимую для проведения операции сумму?
Аружан Саин: Человек может отправить несколько сообщений, мы принимаем любые пожертвования – в конце концов, из десятков тенге складывают миллионы долларов. 1 000 SMS это уже 280 000 тенге. А чтобы оплатить одну операцию, достаточно 3 700 таких SMS.
Кроме того, операции бывают разные: есть дети, для спасения здоровья и жизни которых надо оплатить 50 000$, а есть малыши,для лечения которых достаточно 3000$.
Все полученные средства собираются на единый счет. Для обеспечения прозрачности любой желающий может посмотреть отчеты на нашем сайте: там предоставлена подробная информация с указанием данных ребенка, времени проведения операции и стоимости лечения.
-Настолько активно люди участвует в SMS-благотворительности?
Аружан Саин: 2 млн. тенге в месяц – это совсем неплохой показатель вовлеченности казахстанцев в процесс благотворительности. За этой суммой – более 7 тысяч человек.
Ну, конечно, необходима реклама. Очень эффективно, когда сотовые операторы делают рассылку. Сейчас, правда, они не могут это делать – есть определенные ограничения в законодательстве.
- Как вы справляетесь с привлечением потенциальных партнеров, если вы не можете оплачивать рекламу?
Аружан Саин: Да, действительно, мы не можем оплачивать рекламу. Но по городу можно увидеть билборды с информацией о нашим фонде. Это стало возможным благодаря компании RTC Deco, которая позволила нам бесплатно разместить рекламу на свободных билбордах. Если бы нам помогал акимат или телеканалы, то отдача стала бы колоссальной. Примечательно, что участником акции «Подари детям жизнь»наравне с другими гражданами стал и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Нас радует то, что порой конкурирующие компании ставят нашу работу и жизни детей выше собственного бизнеса – они объединяются, чтобы помочь нам. За все время нашей деятельности ни одна компания не предъявила претензий в ключе «почему вы позволили нашим конкурентам с вами сотрудничать» или «наш логотип находится ниже, чем логотип других компаний». Мы осознаем, что возможности у наших партеров – разные: для кого-то 1000 тенге – большие деньги, а для другого миллион – мелочь, и поэтому никогда не сравниваем суммы взносов. Для нас каждое пожертвование равноценно. Есть компания, которая в течение несколько лет перечисляет на счет нашего фонда один тенге с каждой пачки производимых семечек и сухариков, и постепенно это вырастает в большие суммы.
Беда всегда приходит неожиданно. И от этого не застрахован никто. Масштаб испытаний бывает разным. И наиболее уязвимыми мы становится, если с болезнью сталкивается наш ребенок. Самое сложное для родителей, оказавшихся в подобной ситуации, - осознание того, что шанс помочь ребенку есть, но решение проблемы упирается в деньги. Точнее в их отсутствие. Именно таким людям и их детям приходят на помощь «Добровольное Общество «Милосердие» и тысячи казахстанцев. Благодаря усилиям отдельных людей и организаций, через ДОМ была оказана помощь 1 157 детям со всех регионов нашей Республики. Было оплачено 1 642 операций (некоторые проводились более одного раза). Общая сумма оплаченных операций с 2007 по 2015 гг. составила 9 993 937 USD.