Территория Интернета – казахстанская версия
В условиях мировой экономической напряженности, в период так называемых «санкционных войн», интернет, по мнению экспертов, признан самым практичным и экономичным каналом продвижения товаров и услуг. В Казахстане компании на это тратят от 400 до 600 млн. долларов в год.
К концу 2015 года количество пользователей мировой сети интернет достигнет отметки в 3 млрд. 300 млн. человек, из них 2 млрд. придется на развивающиеся страны. О таких выводах сообщают в своем отчете по использованию ресурсов Всемирной сети специалисты международного союза телекоммуникаций (ITU). Как сообщает интернет издание bizhit.ru, за 15 лет удельный вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз − с 6,5 до 43 процентов мирового населения. С 2010 года пальма первенства по численности интернет – аудитории принадлежит Поднебесной – 688 млн. пользователей. Также в Топ-5 входят такие страны, как Индия, США, Япония и Бразилия. Понятно, что Казахстан в этом списке занимает более чем скромное место. Но внутри страны этот сегмент, пожалуй, самый активно развивающийся на медиарынке. Из года в год Казнет занимает все больше зрительских и читательских территорий, конкурируя с традиционными СМИ и откусывая лакомые куски рекламных бюджетов. Согласно данным исследования, проведенного компанией TNS Central Asia, на начало июня активными пользователями Интернета в Казахстане стали 3 млн. 473 тысячи казахстанцев в возрасте от 12 до 54 лет. Именно столько людей посещали веб-ресурсы хотя бы раз в месяц. Примечательно, что более половины пользователей (52,2%) - представительницы прекрасной половины человечества. Наиболее активная возрастная группа, как среди женщин, так и среди мужчин, - это люди от 25 до 34 лет. По роду деятельности наибольшую долю Казнета занимают школьники и студенты, А также служащие и руководящий персонал. (Табл. 1)
Шавкат Сабиров, президент ОЮЛ «Интернет Ассоциации Казахстана», рассказывает о развитии казахстанской интернет-аудитории:
«Однозначно, интернет-аудитория растет. Казахстанское население больше потребляет собственную информацию. Пользователей интересуют внутренние проблемы и события, которые сейчас происходят в Казахстане. С ростом уровня жизни населения у общества возрастают и требования к контенту. Поэтому мы видим, что информация качественно меняется в лучшую сторону. Материалы пишутся интереснее. Некоторые аналитические материалы печатают у себя российские издания. И некоторые публикации вызывают шквал эмоций».
Кроме составления портрета рядового посетителя Казнета, авторы исследования задались вопросом: какие именно ресурсы интересны казахстанцам больше всего. Львиная доля запросов пришлась на портал Mail.ru, почтовые серверы, справочные службы и торговые площадки. Однако наибольшая популярность за социальными сетями.
Шавкат Сабиров, президент ОЮЛ «Интернет Ассоциации Казахстана»:
«Что касается социальных сетей, то здесь в основном используется коммуникативная сущность и ее природа. Примечательно, но именно ресурс «ВКонтакте» является той площадкой, которая собирает юношей и девушек из всех регионов Казахстана. Более того,сотовые операторы в свое время предоставили бесплатный трафик для крупнейших ресурсов, таких как «ВКонтакте» и Facebook. Таким образом, молодежи и подросткам в регионах сегодня нет необходимости использовать SMS. Они могут ОБЩАТЬСЯ через площадки социальных сетей, не тратя на это деньги».
Также, по словам экспертов, большой популярностью пользуются информационные сайты, на которых пользователь не только может узнать о том, что творится в мире, но и найти для себя дополнительную проверенную полезную информацию. По словам Шавката Сабирова, хорошим примером такой площадки могут служить многие порталы Казахстана:
«Например, наши столпы Казнета. Zakon.kz, Zonakz.net или Tengrinews.kz отличные новостные ресурсы в Казахстане. Каждый имеет собственное лицо и своих пользователей. Они не повторяются и играют значительную роль в интернет аудитории. Zakon.kz сделал открытый доступ к большому количеству первоисточников законопроектов, Zonakz.net предоставляет уникальные интересные видеоматериалы, а Tengrinews.kz быстрее всех реагирует на все события, которые происходят в нашей стране. Наши пользователи требуют самого лучшего, что есть в мире. Нам мало отличного сервиса в повседневной жизни, нам нужна актуальная информация в современной упаковке!»
Отвечая на вопрос, как обстоят дела с развлекательными площадками, президент Интернет Ассоциации Казахстана отметил, что сейчас львиная доля видео-контента ушла на YouTube, оставив позади отечественные сайты. Предоставляя свободный доступ по размещению и хранению видеопродукции, дочерняя компания Google занимает сегодня в нашей стране доминирующую роль на казахстанском рынке:
«Канал YouTube используют казахстанские сайты и обычные пользователи, размещая на нем видеофайлы. Потому что разместить (залить) у себя на площадке видео и обеспечить к нему непрерывный доступ для неограниченного количества пользователей фактически невозможно. Технически это не может себе позволить ни одна компания Казахстана».
По данным международной компании E-Marketer, с начала 2015 года число рекламодателей на видеосервисе YouTube выросло на 40%, а расходы на рекламу брендов, входящих в Топ-100, такихкак Apple, Coca-Cola и Microsoft, увеличились на 60%. По мнению экспертов, в нынешней экономической ситуации именно интернет предоставляет больше всего возможностей предпринимателям расширять свой бизнес. А для начинающих это хорошая «стартовая площадка» - возможность при сравнительно небольших затратах привлечь внимание к товарам и услугам со стороны лояльной интернет-аудитории.
«С точки зрения порога выхода на рынок со своим товаром, рекламой и т.д., самая низкая точка сегодня – интернет. Что вы можете сделать за 1000 долларов, используя традиционные виды рекламы? Практически ничего. Этих средств недостаточно для рекламы на билбордах или размещения ролика на местном радио. О телевидении, вообще, речи быть не может. Но в интернете эта тысяча долларов позволит сделать многое. Например, разместить информацию и обеспечить хороший «выхлоп» на площадке «ВКонтакте», дать рекламу на Facebook, на персональных сайтах, имеющих высокий рейтинг посещаемости. Очень много способов. И этим путем идет как крупный бизнес, так и частные предприниматели. Потому что низкий порог входа в Интернет с точки зрения финансов. Скажем, имея бюджет в 10-15 млн. тенге, можно обеспечить полномасштабную рекламную кампанию в течение года. Но есть, конечно же, примеры более масштабных проектов».
Источники:http://newreporter.org
http://www.bizhit.ru
http://www.tns-global.kz