понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Облако в шкафах

Каким будет развитие облачных технологий в Казахстане и сможет ли республика обеспечить информационную безопасность, несмотря на рост внешних и внутренних кибер-угроз? Мы продолжаем разговор с известным казахстанским İT-специалистом, генеральным менеджером ТОО «Академсеть», владеющим одним из коммерческих дата-центров в Алматы — Ahost.kz Тахиром Такабаевым.

- В госпрограммах развития ИКТ и ПФИИР был специальный пункт о необходимости строительства в Казахстане вычислительных центров, как основы инфраструктуры для отечественных ИКТ. Как обстоит дело на практике?  

-Госпрограмм у нас много хороших и разных. Те программы, на которые вы ссылаетесь, уже вроде как «успешно» завершены, с точки зрения заложенных в них индикативных показателей. Я далек от госпрограмм, но мое частное мнение, что если индикативные показатели Программы достигнуты, бюджет потрачен,  а на практике эффект не виден, то, наверное, индикативные показатели были заложены сомнительные. И бюджет как бы потрачен зря… А может составители госпрограмм были как-то связаны с их исполнителями. Как бы то ни было, в этих госпрограммах ответственными за реализацию были назначены операторы с государственным участием, и там были заложены бюджетные деньги на строительство ЦОД. Один из которых в Павлодаре на 300 шкафов, введенный  в эксплуатацию 3 года назад. От коллег я слышал, что с загрузкой у них не густо. Возможно, поэтому везде муссируется тезис о том, что Казахстану не нужны ЦОДы.  Но, например, в моем ЦОДе, сопоставимом по мощности  с павлодарским, загружено 5 из 6 серверных комнат первой очереди.  

А вообще сейчас в активной фазе находятся не названные госпрограммы, а программа «Цифровой Казахстан 2020». Там есть интересные цифры. Например, ожидается, что наши ИКТ дадут 4% ВВП. Для справки: только Рунет  - без учета выручки операторов связи - дает 2% ВВП. Или ожидается что в 2017 году, то есть на следующий год, 60% образовательных ресурсов будут электронными.  Заложены вот такие показатели: доля населения, обеспеченного «электронными медицинскими картами» в 2017 году - 60 %, в 2020 году - 100 %. Доля электронной коммерции в общем рынке товаров и услуг в 2017 году - 7 %, в 2020 году - 10%. 

Доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, в 2017 году - 30 %, в 2020 году - 40%, доля населения, удовлетворяющая основные информационные потребности за счет отечественных СМИ - по данным социологических исследований- 64% в 2017 году, 70% - в 2020 году.

Достаточно сомнительные, скажу я вам, показатели. Будем надеяться, конечно. Но я скажу, что все эти показатели без инфраструктуры ЦОД не достичь. Казахстану нужно много мощностей ЦОД.

- Как Вы в целом оцениваете роль операторов с государственным участием в развитии облачных технологий в Казахстане?    

- Как физическое лицо я общаюсь, в основном, с АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком».  АО «Транстелеком», созданное за счет средств АО КТЖ, только недавно стало активно расширять клиентскую базу в виде физических лиц. А вот АО «Казахтелеком» еще в 1997 на основании знаменитого Постановления правительства №666 получило в свое ведение всю клиентскую базу отрасли связи бывшего КазССР. Долгое время он был монополистом рынка связи РК. Сейчас считается доминантом на рынке, а его монополия становится вредной. Это очевидно. Почему-то некоторые специалисты утверждают, что Интернет развился в РК массово благодаря технологии ADSL внедренной в 2004-2010 годах АО «Казахтелеком» на свою клиентскую базу телефонных абонентов, полученную по результатам вышеупомянутого Постановления правительства. На самом деле открытые сети развивать в РК стали задолго до появления самого АО «Казахтелеком». А в период массового продвижения технологии ADSL, вторичные операторы еще 10 лет назад продвигали в городах РК технологии ETTH (Ethernet до каждого клиента), с гораздо большими скоростями. Они же предлагали рынку и более продвинутую версию технологию FTTH. Но поскольку сам трафик в Интернет покупали у монополиста магистральной связи, их предложение в итоге проигрывало, и, понятное дело, они как бы по рыночному уступили долю рынка.  Но дело в том, что и АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком» сейчас, спустя 10 лет,  как достижение, не без господдержки, продвигают технологию FTTH (fiber to home). Нужное дело. Но самый главный ресурс – время, упущен. Рынок пользовался маленькими скоростями, тогда как надо было увеличивать скорости внутри Казнет. То есть, в принципе, можно отстроить логику так, что государству нанесен ущерб в особо крупном размере - ради не самой большой прибыли одного оператора. Добавлю к сказанному  и про так называемый пиринговый центр обмена трафиком Kaz-IX. То есть - точку обмена трафиком между операторами связи. Этот центр находится на территории АО «Казахтелеком» в Алматы. Я уж не буду говорить, что к центру нет подключения ни такого крупного провайдера, как группа Билайн, туда не дали подключиться и моему Дата-центру. Видимо,  коллеги совсем не хотят, чтобы инфраструктура современного ЦОД была доступна в Казнет.  Но хочу лишь сказать, что АО «Казахтелеком» анонсировал емкость своих каналов связи на внешние ресурсы более 900 gbit/sec, а на обмен с другими операторами скорость по Казахстану в сотни раз меньше. И ввиду ограниченности этой скорости, трафик на внутренние в РК ресурсы продается.  Причем стоит немало. Как следствие, клиентам выгоднее разместить видео на Youtube,  а не в Казахстане. В результаты мы и получили пустой ущербный Казнет.
Эту политику надо менять. Особенно операторам с госучастием. Стране нужны точки обмена трафиком операторов во всех областных центрах страны, к которым бы все они были обязаны подключиться на максимальной скорости своей сети. К слову сказать, мировая практика показывает, что удвоение скорости широкополосного доступа в Интернет (ШПД) дает прибавку 0,1-0,2% ВВП. А если увеличить скорости внутри РК в 5 раз, можно получить прибавку в 1% ВВП.
Как я говорил, скорость - это одна из составляющих триады, определяющих облачные сервисы. То есть , если скорости в РК не возрастут, то в дополнение к «мертвому» Казнету, мы получим отсутствие казахстанских облачных сервисов. Поэтому я считаю, что надо увеличить скорости внутри РК. Сделав внутриказахстанский трафик бесплатным для всех игроков рынка. Как в свое время Рузвельт для выхода из депрессии начал строить автодороги, так и нам надо, в целях оживления Казнета, увеличить скорость хождения внутриказахстанского трафика.

По соглашениям с ВТО нас ждут перемены на рынке магистральной связи. Придут игроки, рядом с которыми АО «Казахтелеком» - не самый сильный. У них очень сильная облачная  инфраструктура. А государство еще до их прихода фактически дало купировать внутренний рынок облачных сервисов.   

- Кто сегодня, в основном, пользуется услугами коммерческих ЦОД?

- В моем ЦОД стоит оборудование нескольких крупных казахстанских банков, добывающих компаний, эмитентов биржи KASE, 1с-серверы небольших алматинских компаний, оборудование 9-ти операторов связи, онлайн проекты, платежные сервисы. Я отстаиваю концепцию локального коммерческого независимого ЦОД. Слова независимый и коммерческий, думаю, понятны. То есть, мы работаем на свои деньги небесплатно. Независимый, это значит в нашем ЦОД можно подключиться к каналам связи нескольких операторов. Например, в соседней РФ из первых 25 ТОП- ЦОДов  только 6 принадлежат так называемым «чистым операторам». Остальные - независимым интеграторам. Я думаю, за ними будущее. И, немаловажно, что я отстаиваю концепцию локального ЦОД. То есть, помимо каналов связи операторов, мы ориентированы на локальные каналы связи, например - прямой кабель или скоростная радиолиния,   которые, по определению,  в разы дешевле каналов связи наших операторов связи. Те же банки смогли ко  мне проложить свой кабель, а в Павлодар им накладно тянуть. Я считаю, что в РК должно быть много локальных ЦОД. Как минимум, в каждом райцентре,  а у нас более 150 райцентров. И по нескольким  крупным городам и в мегаполисах. В райцентрах можно поставить модульный, или контейнерный ЦОД. В городах - более мощные версии. Это будет одно распределенное казахстанское облако, если их еще связать грамотной сетью, то будет очень отказоустойчивое облако. Без цифровой поддержки в 21 цифровом веке независимому Казахстану не обойтись. Почему банки - первые клиенты? Потому что их Нацбанк заставляет иметь резервный ЦОД.  Основной они оборудуют по полной программе, а резервный предпочитают брать из числа коммерческих. Если госорганы потребуют от учреждений образования и здравоохранения, чтобы их İT-инфраструктура соответствовала уровню пресловутой тридцатки развитых стран, то можно надеяться,  что в ЦОДах будут размещать свои серверы и все объекты образования и медицины, и предприятия МСБ. А есть еще проекты Безопасный город, Интернет вещей,  и много других сфер для применения ЦОД. При таком подходе можно надеяться на развитие индустрии.

- Оцените перспективы рынка облачных технологий в Казахстане?

- Как я сказал, драйвером рынка облачных сервисов в РК может стать закон о персональных данных и, наверное, еще новый закон об авторских правах - это если говорить о развитии сервиса SaaS – Программное обеспечении в аренду. Я уверен, что облака рано или поздно придут в Казахстан,  и будут доминировать в нашем ИКТ секторе. Весь вопрос, чьи это будут облака. Пока, к сожалению, не все так радужно.

Оставить комментарий

Smart

Пилот отправился в полет Пилот отправился в полет
Карлыгаш Еженова
01.03.2016 - 09:50
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33