Дели способен уравновесить экспансию Пекина в Центральную Азию
В Самарканде прошла встреча министров иностранных дел Центральной Азии и Афганистана, в которой приняли участие представители индийской дипломатии. На этой встрече были заявлены интересы Дели в регионе Центральной Азии. С чем связан разворот Индии в сторону Центральной Азии, какие экономические и политические интересы у Дели в регионе? Об этом Exclusive.kz поговорил с ведущим специалистом Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета Бхавна Дейв.
– Есть оценки международных финансовых институтов, включая Всемирный банк, что Индия в XXI веке может стать крупнейшей мировой экономической державой, и что темпы роста в стране могут начать превосходить темпы роста в Китае. Как вам видится эта оценка, вы часто бываете в Индии, знаете страну изнутри, есть ли серьезный экономический рост, заметно ли в первую очередь улучшение благосостояния самого индийского населения? Насколько высока вероятность, что Индия станет первой экономической державой мира?
– Конечно, даже если смотреть на темпы развития в Индии и сравнивать с Китаем, есть очень большая разница. В Индии, если смотреть на инфраструктуру, то она не так развита, как в Китае. Очень многого еще надо достигнуть, но есть оценки, которые показывают, что рост в Индии более устойчивый, чем в Китае.
Есть опасения, что темпы роста Китая уже снижаются, и какая-то социальная напряженность будет чувствоваться. Мы видим демографический застой в Китае, социологи говорят, что уже через некоторое время доля молодежи будет меньше количества пожилых. А в Индии таких проблем нет. Конечно, темпы развития в Китае сейчас гораздо выше. Однако экономический рост и подъем Индии будет влиять на ее роль и стратегию в Центральной Азии.
Многое также зависит от того, какие процессы идут внутри стран Центральной Азии, какая есть потребность в инвестициях. Мы видим, что, например, Таджикистан, Кыргызстан уже очень сильно зависимы от Китая, у них есть большие растущий внешние долги. Под вопросом, смогут ли они полностью контролировать свою экономику. У Казахстана экономика тоже очень зависит от инвестиций из Китая. Вероятно, странам региона необходимо об этом задуматься и диверсифицировать инвестиционные потоки.
– Если говорить все-таки об интересах самих стран Центральной Азии, то можно ли сказать, что они могут воспринимать Индию действительно как некий противовес усиливающемуся влиянию Китая и начать более активное сотрудничество, активную дипломатию, чтобы каким-то образом чрезмерное влияние Китая снизить. И как вы считаете, есть ли риски чрезмерного влияние Китая в регионе?
– Конечно, если посмотреть на внешнюю политику Казахстана, то его политика многовекторная, включает такие полюсы, как Россия, Китай, Индия и США. Астана пытается балансировать между всеми этими державами. И Узбекистан тоже в последнее время проводит активную внешнюю политику. Узбекистан уже давно развивает и продвигает культурные, социальные отношения с Индией.
Казахстану сложнее балансировать из-за того, что тот же «Хоргос» является одним из ключевых проектов «Одного пояса - одного пути». Индия в то же время сотрудничает с Казахстаном и тоже поддерживает развитие Хоргоса, поэтому здесь нельзя сказать, что Дели рассматривает это сотрудничество как конкуренцию с Китаем.
Что касается Туркменистана, мы видим, что он очень заинтересован в реализации проекта нефтегазопровода ТАПИ. Но его реализация зависит от дружественных связей между Индией и Пакистаном.
Но даже если Индии удастся развивать связи с Афганистаном, то все равно, без улучшения отношений с Пакистаном проект не может реализоваться. Есть надежды, что новое правительство Пакистана во главе с Имран Кханом попытается балансировать, и также будет снижать зависимость от инвестиций из Китая. Пакистан понимает, что высокая зависимость от Китая и напряженность в отношениях с Индией не способствует дальнейшему экономическому росту. Есть определенный интерес со стороны премьер-министра улучшать отношения с Дели. В Индии тоже будут выборы в марте следующего года и правительство не будет какие-то крупные решения принимать до того, как они не пройдут.
Что касается Таджикистана и Кыргызстана, то Индия играет более заметную роль в инвестициях в проектах социального развития, в здравоохранении, образовании в этих странах.
Большие перспективы есть в сфере туризма между Индией и странами Центральной Азии.
– Мы знаем, что Китай активно инвестирует в центрально-азиатский регион, но он никогда не затрагивает вопросы прав человека, демократии. Индия – это страна, которая была под английским влиянием, где демократические процессы происходят достаточно активно. Как вы считаете, может ли Индия играть заметную роль не только в экономике, но и в развитии демократии и соблюдении прав человека в Центральной Азии или же все-таки Дели не будет поднимать болезненные вопросы?
– Если смотреть, как Индия инвестирует в страны Африки, где Китай и Индия крупные инвесторы, то Дели также особо не подчеркивает проблемы демократии и прав человека. У Индии такой подход, что она активно не вмешивается во внутренние процессы, но, в отличие от Китая, который просто полностью поддерживает правящие структуры и режимы, Индия инвестирует более аккуратно.
Индия, наверное, не будет активно бороться за демократию, и подчеркивать эти ценности, но есть опора на прозрачность в сфере экономики, экономическая деятельность индийских компаний гораздо прозрачнее китайских. Развитие модели в Индии очень отличается от Китая, выборы в Индии пройдут в следующем году и весь мир увидит, какая идет конкуренция. В Китае, конечно, такой конкуренции нет, и в последнее время мы тоже видим, что есть напряженность по вопросам лагерей перевоспитания между Пекином и странами ЦА.
У Индии таких проблем нет, которые испытывает Китай, из-за чего в странах Центральной Азии есть страхи по поводу ущемление им прав человека. Индия нейтральная страна и поэтому, если будут какие-то особые социальные перемены в странах Центральной Азии, придут демократические правительства, Дели сможет активнее защищать права человека.
– На встрече в Самарканде обсуждались проблемы безопасности в Афганистане. Какое значение для Индии играет то, чтобы в этой стране был мир, и есть ли какие-то возможности у Дели содействовать этому процессу?
– Да, Индия уже играет очень активную роль в Афганистане. Индия и Россия развивают вместе свои стратегические объекты и хорошие отношения, что также способствует их влиянию в Афганистане, Америка уже вывела свои войска из Афганистана и администрация Трампа не играет там прежнюю роль. Америка дала зеленый свет Индии развивать миротворческие интересы в Афганистане и признает ее роль как одного из ключевых акторов в регионе.
иллюстрации из открытых источников