Маргулан Сейсембай: Политика перешла с плоскости высоких материй на уровень кошелька и желудка
Известный предприниматель и общественный деятель Маргулан Сейсембай считает, что у Токаева сейчас есть все шансы и полномочия действовать еще жестче. ЧП – время прямых действий и сурового наказания саботажа. Иначе вероятность политических и социальных потрясений будет расти с каждым днем, первые признаки которых уже проявляются во многих странах. Бизнесмен предлагает свой рецепт, которым, однако, власти едва ли воспользуются. Также Сейсембай ответил на вопрос о том, почему он не участвовал в сборе средств после призыва главы Совета безопасности. Об этом и многом другом exclusive.kz в программе «Мозговой штурм».
- Маргулан, сейчас перед властью стоит нелегкая дилемма: спасать экономику или здоровье людей? Как вы думаете, есть ли третий вариант?
- Третьего варианта нет. Это классическая дилемма, когда или/или. Людей мы должны спасать при любом раскладе. Чем жестче карантин, тем жестче падает экономика. Но выбора нет. Проблема в ограниченных возможностях системы здравоохранения, не позволяющей одновременно обслужить большое количество заразившихся. Это следствие того, что система здравоохранения долгие годы финансировалась по принципу эффективности, т.е., не содержала лишних ресурсов и на такие пики, конечно, система здравоохранения не рассчитана. Поэтому сейчас это именно дилемма. Если спасать экономику, не обращая на распространение вируса, то в краткосрочном перспективе экономика продолжить работать, но в среднесрочной перспективе все равно очень много людей заболеют и соответственно не смогут выйти на работу и т.д. Поэтому выбор очевиден: сначала спасать людей, а уж потом экономику. При этом нужно делать карантин максимально жестким и повсеместным: чем жёстче карантин, тем короче спад в экономике. Да, он будет глубже, но он будет коротким. Если карантин продлится месяц- два, экономика это выдержит. Проблема в том, что из-за не дисциплинированности общества, либо из-за не агрессивных действий властей, происходит постепенное ужесточение, которое снижает его результативность, удлиняя срок, в течение которого общество будет на карантине. Соответственно, экономика будет простаивать дольше и выбраться из такой ситуации очень будет тяжело.
- Тем не менее, бизнес не совсем однозначно оценивает те меры поддержки, которые сейчас разработало правительство. Предприниматели считают, что им сейчас нужны не кредиты, а поддержание платежеспособного спроса, т.е., меры прямой поддержки, которые собственно и принимаются в большинстве государств. Как вы оцениваете этот пакет мер?
- Я считаю, они недостаточны по скорости, по охвату, и по масштабу. В чрезвычайной ситуации нужно действовать чрезвычайными методами, а лечение должно быть адекватно скорости и тяжести болезни. В данном случае нужна хирургическая точность. Это как раз тот случай, когда надо распечатывать Национальный фонд, хотя он давно уже распечатывается властями без угрызение совести.
Второе - должны быть большие изменения в монетарной политике и это не только управление базовой ставкой. Прямые вливания в экономику через покупку ценных бумаг тоже оказались не эффективными. Очень важна фискальная политика, но не с точки зрения взиманию налогов, а в части контрциклической политики стимулирования спроса. И вот здесь нужны три основных больших пакета. Во-первых, фискальные стимулы не инфляционного характера. Например, во время кризиса у всех банков ухудшаются кредитные портфели, падают доходы и объемы ликвидности и государство вынуждено помогать банкам напрямую путем выкупа их облигаций или пополнения капитала. Но ведь можно сделать это по-другому и при этом помочь и населению, и банкам. Например, у человека есть кредит под 20% годовых. Правительство может субсидировать его на 10%, на 5% его может субсидировать банк, в итоге заемщик получает кредит под 5% годовых. Но! Если ты участвуешь в этой программе, то должен соблюдать условие – платить своевременно. Если ты нарушаешь график или размер платежей, то все возвращается к прежним условиям. Конечно, это сразу облегчит бремя любого заемщика, 5% годовых для большинства – это выход и я уверен, что 90% людей примут правила этой игры. После этого правительство может прийти в банк и сказать: я 10% субсидирую, соответственно заемщики будут более дисциплинированы, а раз они будут более дисциплинированы, ваш кредитный портфель улучшиться. А поскольку в эти 20% кредитную вставку вы включили риск не возврата, так как риск у вас на заемщика падает, вы снижаете ставку на 5% для этого заемщика. На это легко любой банк пойдет. В результате заемщики получат кредит под 5% годовых, банк получит свои 15%, а государство улучшит экономическую состоятельность всех субъектов экономики, и банков, и заемщиков. Это метод, при котором деньги не пойдут на потребительский рынок, вызвав инфляцию, эти деньги не пойдут на валютный рынок, и не повлияют на курс доллара. И таких мер можно принять немало.
Например, США в 1936 году после Великой депрессии были выпущены именные сертификаты для ветеранов на 500 долларов – это было выше среднегодового дохода американца. Его особенность была в том, что если он не был отоварен в какой-то период, то он сгорал. Это была адресная мера стимулирования потребительского спроса не инфляционного характера.
Второй пакет мер должен финансировать спрос на определенные товары. Нельзя стимулировать спрос в целом, стимулируя банки путем выкупа облигации. Что происходит в таких случаях? Все деньги, которые дает Центральный банк, как правило идут либо на валютный, либо на фондовый рынок. В итоге от этого выигрывают от этого только богатые люди, богатые становятся еще богаче, а бедные не имеют к этому никакого отношения. Чем больше активов, тем богаче он становится. И наоборот. Поэтому надо стимулировать спрос только в определенных секторов экономики. В качестве примера я мог бы предложить метод нашего благотворительного фонда «Ниет». Мы предлагаем выдавать сертификаты на перечень продуктов первой необходимости, например, «Магнума», которые сгорают, если их не использовать в течение определённого времени. При этом он не может купить на этот сертификат алкоголь, сигареты и т.д. В результате «Магнум» отоваривает сертификат, после этого предъявляет их на оплату правительству.
Третий пакет – это стимулирования предложения, то есть финансирование предприятий, производящих стратегические важные продукты, либо продукты, относящие к продовольственной безопасности страны. Что происходит тогда? С одной стороны, Национальный банк вливает ликвидность через банковскую систему за счет вот этих сертификатов через стимулирование спроса, за счет улучшения экономического положения заемщиков и самих банков увеличивают денежную массу. А с другой стороны правительство через фискальную и налоговую политики создает отрасли, где повышает прибыльность нужных отраслей. В итоге эти деньги начинают перетекать в те отрасли, по которым снижены налоги. Это естественный закон рынка, деньги всегда ищут то место, где выгодно. Соответственно, банки и инвесторы будут вкладываться в те отрасли, которые выгодны с точки зрения фискальной политики, т.е., с минимальными налогами, и максимальными преференциями. И в то же время, мы можем поддержать социально уязвимые слои населения, которые во время карантина вынуждены сидеть дома.
Если брать карантин, правительство должно подходить к нему так, чтобы уйдя на карантин 19 марта, человек выйдя из него 19 мая, например, не должен почувствовать ухудшение своего экономического положения. Сейчас в этом пакете мер предусмотрены отсрочка налогов, коммунальных платежей, но не списание. Получается 20 мая человек выходит на работу со связанными руками и ногами, а долги накопились…
- С вами трудно не согласиться, но это предполагает достаточно тонкие настройки, это предполагает эффективный аппарат по горизонтали и по вертикали. Но те меры, которые они сейчас озвучили, уже пробуксовывают внизу при реализации. 70% нашего бизнеса говорит, что через месяц-два спасать будет некого. Сейчас очень расхожая шутка появилась, что с такими мерами поддержки, мы коронавирус переживем, но зато умрем от голода…
- Здесь надо понимать, что это дорога с двусторонним движением. Общество само не соблюдает карантин. Я считаю, изначально правительство должно было сразу объявить карантин на всю страну. Сейчас откроем Алматы, и сюда хлынет куча людей – потенциальных носителей вируса, возможна вторая волна заражений. В результате, мы сами себе ухудшаем ситуацию и правительство вынуждено будет продлевать карантин еще на 30 дней.
Что касается малого и среднего бизнеса, то у него действительно нет жирового запаса. А тут еще проценты капают, арендные платежи, плюс они сами себя должны содержать. Даже работающие предприятия сталкиваются с очень большим риском заражения их работников, а следовательно, магазины, аптеки, медицинские учреждения могут тоже встать. И вот тогда реально начнется хаос, дефицит и т.д.
Поэтому правительство должно принимать жесткие меры с точки зрения исполнительной дисциплины, но тормозит устоявшаяся бюрократия. Сейчас время прямых действий. Быстрое исполнение сейчас гораздо важнее по приоритету, чем размер помощи.
- Давайте будем реалистами – не будет у нас ни эффективных мер, ни, тем более, своевременных. Чудес не бывает, к сожалению. Давайте попробуем смоделировать ситуацию: инфляция уже подскочила, цены выросли на 30%-40%, все это подогревается всеобщей паникой, бизнес не успеет получить ты помощь, которую ему обещают, а если ее получат, вы совершенно правы это просто будут отложенный вал платежей, который рухнет на него уже не существующий, после того, как карантин будет снят. Крупнейшие аналитические центры мира прогнозируют политические кризисы. Я боюсь, у нас будет то же самое. Согласны ли вы с тем, что нас ждет политический кризис, вызванный, в первую очередь, социальными потрясениями? Когда человек сидит запертым два месяца в замкнутом пространстве, в нем накапливается много энергии, и вряд ли позитивной. И тогда никакой здравый смысл, никакие коммуникации уже не сработают. Когда у него кончится запас продуктов, то его уже не удержишь и национальной гвардией, он просто выйдет на улицу. Как вы думаете, можно ли эту ситуацию каким-то образом все-таки удержать под контролем?
- Здесь очень важно иметь в виду - национальная гвардия, полиция – это тоже люди и они тоже подвержены коронавирусу, и также как медицинские работники, как работники в сфере общественного питания. Среди них тоже есть и будет большое количество зараженных и их тоже в свою очередь надо будет изолировать, тоже их надо будет держать на карантине. Поэтому национальная гвардия и полиция - это не робокопы, которые не подвержены болезням.
Буквально вчера я читал доклад министерство обороны США, где прямо указывается на то, что во многих станах мира в этом году будут потрясения. Они пытаются понять, как это ударит по политическим и экономическим интересам США. То есть они уже сейчас продумывают и вырабатывают план мероприятий. А теперь представьте себе уровень протестных настроений до коронавируса, которые теперь, в лучшем случае, удвоятся. Плюс к ним присоединиться огромное количество малого и среднего бизнеса, которые до этого считало, что политика это не их дело. Коронавирус сделал так, что теперь это будет касаться всех. Все это на самом деле может привести к большим политическим потрясениям, и здесь если власть не одумается и сейчас не начнет жестко и оперативно действовать, встанет вопрос борьбы не с самим вирусом, а как жить после него. Это сейчас должно беспокоить больше всего нашу власть. Я боюсь, что наш президент Токаев как дипломат пытается обойтись полумерами. Но похоже, наш госапппарат мягкими мерами в чувство не привести. Здесь нужны абсолютно кардинальные меры - методы Михаила Саакашвили.
- Еще до наступления эры коронавируса вы говорили о том, президенту необходимо садиться за стол с олигархатом и договариваться. Как вы думаете, может ли сейчас президент использовать текущую ситуацию? Ведь она действительно чрезвычайна, она действительно экстремальная. Нашу экономику контролирует примерно пара сотен человек в стране. Из них пара десятков принимают решения. Как вы думаете, может он воспользоваться эти шансом, и главное, готова ли противоположная сторона к таким переговорам?
- Я бы так сказал: до этого кризиса поле для переговоров еще было. И, наверное, президенту стоило сесть с олигархатом, и обговорить процесс плавного освобождение экономики от монопольного олигархического капитала. Сейчас, я боюсь, такой роскоши у него нет. Время для переговоров упущено. Сейчас ему надо идти на пролом. Что произойдет? Да, появятся недовольные, но если он все правильно объяснит, то народ всегда его будет поддерживать. Сейчас, в условиях, когда все страны закрыты, ни одна страна мира не примет ни одного олигарха. Это идеальная ситуация, когда президент может очень быстро привезти в чувство всех. Все в руках президента. Поэтому, ему надо делать правильные вещи по выводу страны из этой ситуации, невзирая на бюрократов и олигархов, и народ его поддержит. Я считаю, что сейчас наступил час Х, когда не до переговоров, сейчас он должен диктовать свою волю. И наоборот, если он не сделает что-то для улучшения положения народа, он пойдет против него.
- Что такое правильные вещи?
- Пакет антикризисных мер – первое. Второе - их масштаб. Третье – жесткая дисциплина и наказания. Третье – механизм исполнения. Если механизм исполнения бюрократы тормозят, надо жестко наказывать.
- Единственная мера, которая была предложена, и которая была всем понятна, но не принята - это обращение председателя совета безопасности по сбору средств. Олигархи его услышали, но собрали достаточно скромную, как выяснилось, сумму. Как вы думаете, на что должны пойти эти средства? Кстати, почему вы не участвовали в сборе средств в этот фонд?
- Во-первых, начнем с того, что это базово неправильная вещь. Наша власть привыкла спасать утопающих за счет самих утопающих. Это не в первый раз, когда объявляются сборы, я помню собирали на «Нур Отан»… Если на западе люди делают такие вещи по зову сердца, то в нашем случае даже такая благотворительность делается командно- административным методом. Заметьте, ни один из этих олигархов не сделал этого до обращения первого президента. Естественно, это обращение к тем олигархам, которые либо сильно зависят от этой власти, либо имеют от нее какие-то бенефиты. И даже судя по размерам, видно, что они особо-то и жаждут делиться. 41 млн. долларов - это же не такая большая сумма?
Почему я не участвовал? Во-первых, это уже не впервые. Во-вторых, я считаю это неправильным. В третьих, сколько было таких фондов? Только что арестовали акима Кызылординской области за разбазаривание больше 100 млн. долларов фонд помощи «Арысь»! Вообще, наша власть любить увлекаться всякими небюджетными фондами, потому что там все не прозрачно. И хоть по одному фонду, кто-нибудь, когда-нибудь получил прозрачную отчетность, куда они были использованы? Я лично занимаюсь благотворительностью по двум принципам. Во-первых, стараюсь это не афишировать. А во-вторых, я это делаю через каналы, которым я доверяю. А средства, собранные в фонд «Біз біргеміз» нужно направить на поддержку медицинских работников. Это основное сейчас слабое звено во всей нашей стране. На большее, к сожалению, в этом фонде денег нет.