понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Толганай Умбеталиева: «В основе интеграции в Центральной Азии должны лежать интересы человека»

Центральноазиатским лидерам давно надо поделиться частью своей ответственности со своими народами. До сих пор все попытки создать общее пространство были безуспешными, может потому что не учитывали интересы других субъектов? Таковы рекомендации экспертов наших стран. Об этом exclusive.kz беседует с политологом - Толганай Умбеталиевой.

- На прошлом неделе в Ташкенте состоялся форум центральноазиатских экспертов, на котором было в очередной раз наладить экспертные диалог. Как вы думаете, насколько этот диалог будет системным и глубоким?

 - Я вижу  очень хорошие импульсы к интеграции, особенно от Узбекистана. И это особенно важно, поскольку именно он был долгие годы был источником торможения интеграционных процессов. Есть большая заинтересованность и от других республик региона к этому сближению. В то же время, есть признаки начала процессов торможения со стороны Таджикистана, режим закрывается. Есть они и в нашей стране  – политическая система достаточно закрытая, новых игроков нет, усиливается контроль над социальными сетями. И, хотя на уровне внешней политики мы демонстрируем открытость, но внутри идут противоположные процессы. Достаточно сказать, что в послании президента  уже три года нет ни слова про внутреннюю политику. Все это говорит о том, что политическая сфера становится все более трудно доступной.

- То есть, по сути Казахстан может утратить звание чемпиона, хотя считался самой открытой страной после Кыргызстана. Хотя и узбекскую динамику можно объяснить за счет эффекта низкой базы. С какой концепцией Казахстан мог бы выйти на Центральную Азию?

- Конечно, хотелось бы, чтобы Казахстан не наступал на старые грабли и не продолжал тянуть одеяло на себя. Тем более,   учитывая, что наш президент в той весовой категории, когда ему не нужно претендовать  на лидерство.  

Мы недавно обсудили с экспертами эту тему и предложили мягкую форму регионализации, когда не нужно создавать наднациональные институты. Государства могут выстраивать двусторонние отношения. А во-вторых, к диалогу необходимо подключение других субъектов. Акцент только на политические элиты слишком узок – он накладывает определенные ограничения, нормы поведения и дипломатии. Тогда как подключение других акторов – бизнеса, гражданского  сектора, политических партий и экспертов позволит решать вопросы на каждом из этих уровней. Не обязательно государству акцентировать все вопросы на себе. И наконец, мы предлагаем  изменить отношение Казахстана к Центральной Азии, когда выстраивается иерархия центра и периферии. Мы видим, что до сих пор это было не эффективно. Казахстан очень часто критикуют за то, что его многовекторная политика не имеет концепции, она ситуативна. Мы предлагаем  уже апробированную Евросоюзом концепцию, основанную на идеях конструктивизма, когда внешний мир воспринимается на основе равноправных возможностей независимо от размеров территории, экономики или развития, когда все равные среди равных.  Это концептуальная основа, исходя из которой можно выработать эффективную и долгосрочную устойчивую систему, независимую от смены политических элит.

В центре этой концепции прежде всего интересы простого человека. Мы торгуем друг с другом потому, что это принесет благосостояние нашим людям. До сих пор зачастую решения принимаются исходя из интересов элит, их интересы доминируют при принятии государственных решений. Тогда как конструктивизм говорит, что интеграция - это не только элиты, а разные акторы: и политические партии, и гражданский сектор, и эксперты, и бизнес. Если принимать решения на основе интересов всех субъектов, то это более эффективно. Третий аспект – это безопасность. Пока она воспринимается с точки зрения военных угроз или территориальных претензий. Но очень часто мы забываем о безопасности человека. Нужно пространство, в котором было бы спокойно перемещаться и не думать, что с вами произойдет в  Узбекистане или Таджикистане, или при пересечении их границ. Сейчас эти риски есть.

- Мы говорим об этих принципах уже более чем четверть века. Почему  в этот раз может получится?

- Не уверена, что в этот раз тоже получится. Но задача экспертного сообщества по крайней мере озвучить эти подходы. Пока эксперты только комментаторы, тогда как у нас есть своя роль – предложить некие модели исходя из этических рамок. Возможно, что именно это и есть наша задача. И если мы будем ставить высокие планки, возможно, нас услышат.

- То есть основная надежда связана с экспертным диалогом?

- Да, потому что политики сейчас сталкиваются с рядом проблем, которые самостоятельно решить  не в силах.  Нужно распределять ответственность на разные уровни, не концентрируя их на себе и экспертное сообщество могло бы взять на себя эту роль. По крайней мере, если распространять эти идеи, то, возможно до элиты что-то дойдет.

- Дело в том, что сейчас интерес к Центральной Азии практически нулевой. США и Европе не до нас, тем более Азии. В этих условиях ничего не остается, как дружить друг  с другом. Как мы можем напомнить миру о себе в позитивном контексте?

- Прежде всего, нам нужно меньше обращать на внешний мир и заняться собственными проблемами, решать их исходя из собственных интересов, целей и задач. Внешнее внимание - это не всегда хорошо и оно очень часто меняет приоритеты и актуальность. Как только у нас будет все хорошо, мы станем интересны, привлечем больше внимания, чем можно даже ожидать.

Оставить комментарий
Комментарии (1)
  • 08.11.2018 - 03:27
    Да, актуальная тема! Центральная Азия, она, такой регион мира, где живут практически родственные народы с единой историей! Однако, действительно, как изложена в интервью, существуют немало проблем во взаимоотношениях между странами и народами. Множества
    Принимаю.