Принципы Вежества
Из статьи «Вежа» словаря Даля можно выявить три смысла, связанные с этим корнем. Первые два связаны с достоинствами человека, которого называли «вежа», и назывались эти качества вежеством. Во-первых, вежество означало знание и учёность (от более древнего «веждества» и «ведания»). Во-вторых, оно означало доброе отношение, уважение и учтивость, то есть внимание к другому человеку, стремление его понимать и учитывать как значимую личность (в очень урезанном виде этот смысл сохранился в современной «вежливости»).
Совершенно случайным на первый взгляд кажется наличие ещё одного смысла у слова «вежа»: шатёр, чум, кибитка, юрта — то есть любое перевозимое жильё (видимо, по этой линии «вежа» происходит от слова «везти»). Однако, образование слов, означающих человеческие качества, нередко отталкивается от образа жизни людей, которым они свойственны. Так, цивилизованность — это изначально лишь свойство римских горожан (лат. civis — житель города), а куртуазность — качество французских дворян (фр. court — дворец). В таком случае логично предположить, что изначально вежество — это ещё и свойство странствующих рыцарей, богатырей, казаков, кочевников, основным жильём которых была вежа того или иного типа. Тот, кто жил в веже, всегда ценил достоинство и славу выше имущества и жизни , потому что последние - слишком ненадёжная собственность в походной и кочевой жизни. А слава — эта такая вещь, которая находится в головах других людей. И, чтобы её сохранить, нужно находить с ними взаимопонимание.
Кроме того, Великая Степь многие тысячелетия была главной на континенте зоной столкновения и взаимообогащения разных цивилизаций и рас, что требовало от всех степняков (германских, славянских, иранских и тюркских) способности к пониманию иных культур. Поэтому особое гостеприимство и способность к искреннему уважению и дружбе развивались прежде всего в степных станах богатырей и кочевников, а вовсе не в городах и дворцах, где каменные стены охраняли собственность и жизнь властителей независимо от воли их слуг. В Западную Европу рыцарство было принесено из степей в ходе Великого Переселения народов в начала нашей эры.
Центральную роль в понятии вежества играет осознание Правды (её ведание) и следование ей (поведение по ней). Стремление к Правде исторически отличало народы нашего пространства от тех, которым длительное время было достаточно выгоды. Важно понимать, что первый смысл понятия вежества (веждество) соответствует нравственно нейтральному знанию (например, современным естественным наукам, занятым добыванием правды о Природе). С ним смыкалось даже «ведовство» — враждебное человеку тайное знание. Однако, второй и третий смыслы понятия вежества связаны с осознание нравственной Правды, объединяющей всех людей, что ставит это понятие в ряд глубочайших философских концепций, когда-либо созданных человеческой мыслью. Сейчас на сложность этой концепции намекает лишь различие в одну букву между негативными формами «невежда» (необразованный) и «невежа» (ведущий себя неприлично). Заметим, что в языке былин невежа — это наглец и негодяй (например, задумавший убить гостя), а не просто плохо воспитанный человек.
Веками народ употреблял слово «вежество», признавая законность соединения трёх смысловых источников и трёх понятий — знания, уважения к человеку и рыцарства. Но в XIX веке это слово перевели на западный манер, и появилась «интеллигентность» - термин, в котором доминирует первый смысл вежества. Мы ещё как-то понимаем разницу между интеллектуальностью и интеллигентностью, но при переводе на любой другой язык никакого вежества уже не остаётся. Для западного читателя есть только «интеллектуал», а «интеллигента» перевести нельзя. Видимо, слово «вежа» было изначально переведено на французский как intelligent ошибочно, а потом уже усвоено обратно русским языком со смысловым сдвигом.
Такие искажающие переводы случались неоднократно. Например, иностранный patriotisme вместо любви к собственному отечеству кажется абсурдом, и тем не менее это — факт русского языка, вызванный необходимостью для офранцуженного русского дворянства соединить себя с русским народом перед вторжением Наполеона.
Впрочем, неверный перевод «вежества», возможно, отражал объективный процесс социальной изоляции людей умственного труда, которым язык вдруг присвоил набор качеств, ранее считавшихся достоянием если не всего народа, то довольно широкого круга общин. Ведь всякий человек, желающий справедливо учесть точку зрения и интересы другого - проявляет вежество в его втором смысле. Всякий, кто рад искренней дружбе и ненавидит предательство, кто защищает, а не добивает слабых - обладает вежеством в третьем, рыцарском смысле. Всё это если и не теряется, то очень смутно и, главное, безосновательно, звучит в слове «интеллигент». Не зря так уже давно никто себя не называет — слишком много в этом слове пафоса. Тем не менее, социальное явление интеллигенции существовало в России по крайней мере до распада СССР. Интеллигенция зависла между властью и народом, оправдывая звание межклассовой «прослойки» и снабжая идеями и кадрами как власть, так и её врагов. В нашу эпоху массового высшего образования при массовой же его профанации говорить об интеллигенции как о социальном слое уже бессмысленно. Пора отказаться от классово-прослоечной терминологии и возвращаться к понятиям, отражающим универсальные человеческие качества.
Как видим, есть веские причины восстановить понятие «вежество» в своих правах, не только заполняя смысловой вакуум, оставленный исчезающей «интеллигентностью», но и наступательно расширяя зону влияния высоких человеческих достоинств. Человек вежества может быть умным и образованным, но это - не обязательное условие. Главный смысл вежества касается нравственного выбора, а не учёности. При этом связь успехов науки с нравственностью имеет совершенно определённую направленность: верный нравственный выбор способствует развитию науки, но наука, к сожалению, до сих пор не научилась по-настоящему помогать человеку делать нравственный выбор.
Для возрождения вежества нужно дать ему современное определение, которое представляло бы собой развитие древнего понятия. Такое определение можно предложить в виде следующих Принципов Вежества:
- Есть общая для всех людей Правда — такой порядок жизни, при котором во многих поколениях каждый человек живёт настолько долго и счастливо, насколько позволяют законы Природы.
- Целью развития нравственной системы и общественного устройства является их приближение к Правде.
- Никто не знает всей Правды, но путь к ней лежит через совместный поиск ошибок в независимых мнениях людей.
|
Борис Румер
Страницы:1