Евросоюзу нужна «королева» по вопросам климата
Европу поджаривает очередное рекордно жаркое лето, но обнадёживает, что проблема изменения климата начала привлекать заслуженное внимание со стороны председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.
В качестве первого шага фон дер Ляйен следует назначить вице-председателя по вопросам климата и биоразнообразия, который будет работать в тесном контакте с комиссарами, отвечающими за конкретные направления. Евросоюзу нужен специальный официальный человек, который будет следить за тем, чтобы вся климатическая политика ЕС была направлена ещё и на защиту природы от экзистенциального риска бесконтрольного ухудшения климата и биоразнообразия. Если никто не будет выполнять эту роль, мы не сможем справиться с возникшей чрезвычайной ситуацией.
Со времён Промышленной революции примерно половина ежегодных выбросов от сжигания ископаемого топлива впитывалась экосистемами земли и океанами. Без этих природных буферов мир уже давно потеплел бы более чем на 2°C относительно доиндустриальных уровней. Именно поэтому, защищая и восстанавливая экосистемы, а также дикую природу, которая сегодня поддерживает их жизнедеятельность, мы можем приблизить достижение цели снижения чистых объёмов выбросов до нуля к 2050 году.
Обуздание процесса изменения климата одновременно поможет спасти природный мир, от которого все мы зависим с точки зрения продовольствия, чистого воздуха и воды, медицины, рабочих мест, источников средств к существованию и так далее. Мы не можем жить без биоразнообразия, а биоразнообразие не сможет сохраниться без нашей защиты. Достижение этой цели не является бременем, оно приведёт к огромной экономии на медицинских расходах, к созданию будущих рабочих мест и к повышению европейской конкурентоспособности.
Фон дер Ляйен, со своей стороны, хочет повысить целевой уровень снижения выбросов в ЕС к 2030 году с 40% до 55% (как минимум). Но европейским лидерам ещё предстоит понять, что борьба с изменением климата означает также необходимость защищать природу.
Меры, направленные на решение обеих проблем, взаимно усиливают друг друга. Когда страны Центральной и Восточной Европы сопротивляются ужесточению климатической политики, они часто ссылаются на опасения по поводу исчезновения промышленных рабочих мест и упущенного процветания. Если бы только они поняли, что климатическая политика и меры по защите окружающей среды позволят создавать новые рабочие места, которые будут подходить для низкоуглеродной экономики, и помогут предотвращать экстремальные изменения погоды. В этом случае они, наверное, не наложили бы в начале года вето на утверждение цели снизить чистые объёмы выбросов до нуля.
С появлением нового руководства в ЕС открывается новый шанс для того, чтобы напрямую заняться выходом из климатического кризиса. Как представляется, зелёной политикой на уровне ЕС должны заниматься не только соответствующие департаменты Еврокомиссии по вопросам климата и окружающей среды, но все ведомства, а также Европейский совет и Европарламент. Учреждение поста вице-председателя по климату и биоразнообразию упростит эту работу.
Да, уходящий председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ещё в 2014 году пытался преодолеть ведомственную изолированность при принятии решений в ЕС, назначив вице-председателей, чьи портфели включали множество направлений. Но у инициативы Юнкера было два фатальных недостатка. Во-первых, изменение климата в ней рассматривалось как отдельное направление, сочетаемое с энергетикой, а вопросы экологии находились в другом портфеле. А во-вторых, он не обеспечил вице-председателей достаточным количеством сотрудников, чтобы можно было довести до конца межотраслевые инициативы. По сути, эти вице-председатели были генералами без войска.
Прошло пять лет, и стали очевидны гигантские масштабы климатического кризиса, а также кризиса в сфере биоразнообразия. Еврокомиссия во главе с фон дер Ляйен не может игнорировать нарастающее требование общества предпринять серьёзные действия. Начиная с прошлой осени, сотни тысяч европейцев выходили с протестами на улицы, а 740 юрисдикций в 16 странах ЕС, а также национальные парламенты Франции, Великобритании, Португалии и Ирландии, объявили о чрезвычайной климатической ситуации. Кроме того, избиратели выразили своё требование климатических действий во время майских выборов в Европарламент, на которых зелёные партии и их единомышленники получили больше мест, чем когда-либо.
Избиратели понимают, что изменение климата – это не какая-то отдельная проблема. Меры по снижению выбросов будут способствовать устойчивому развитию, смягчая последствия засух, наводнений и периодов настолько экстремальной жары, что она не позволяют людям работать. Защита и восстановление океанов и лесов идёт рука об руку с защитой продовольственного обеспечения, а также со снижением заболеваний, вызванных загрязнением воздуха транспортными выхлопами.
Наука ясно демонстрирует эту связь. Опубликованный в мае доклад ООН о биоразнообразии (на сегодня это наиболее всесторонний анализ здоровья планеты) предостерегает, что под угрозой исчезновения находится миллион видов. Целые экосистемы могут развалиться вместе с теми продовольственными цепочками, которые они обеспечивают. Насекомые, высшие хищники (например, волки и акулы), почвенные микроорганизмы и деревья играют критически важную роль в регулировании экосистем, фильтрации воды и в производстве нашей еды.
В октябре прошлого года Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) предупредила, что глобальное потепление превысит 2°C, если мы не снизим вдвое выбросы парниковых газов к 2030 году, ещё раз вдвое к 2040 году и ещё раз – к 2050-му. С другой стороны, не допустив потепления выше 1,5°C, мы смогли бы спасти сотни миллионов людей от засух, наводнений, экстремальных погодных явлений и других смертельно опасных сценариев.
Здоровые леса, торфяники и океаны способны впитывать углекислый газ и смягчать дальнейший ущерб от изменения климата. Но возможности Земли поглощать парниковые газы идут на убыль, что приводит к ускорению темпов роста концентрации CO2 в атмосфере по сравнению с предыдущими десятилетиями. Она уже достигла 415 частей на миллион (ppm), и сейчас увеличивается на три ppm ежегодно, хотя в последние десятилетия росла на два ppm в год. Единственное объяснение такому приросту, особенно если учесть траекторию изменения объёмов выбросов парниковых газов, заключается в том, что сегодня планета поглощает меньше CO2, чем в прошлом.
Еврокомиссия не сможет сказать, что её никто не предупреждал. В период, когда популизм на подъёме, а доверие к государственным институтам снижается, Евросоюз обязан использовать «смену караула» как шанс для восстановления связи с реальным миром и людьми, которые сегодня выходят на уличные демонстрации. Фон дер Ляйен следует назначить вице-председателя с достаточно широкими полномочиями, отражающими общеэкономическое значение возникшей проблемы. И кого бы она ни выбрала, этому человек нужно будет дать армию преданных солдат, которые смогут выполнить необходимую работу.
Йохан Рокстрём – директор Потсдамского института изучения климатических изменений. Андерс Вийкман – председатель инициативы Climate-KIC, почётный президент Римского клуба, бывший депутат Европарламента. Сандрин Диксон-Деклев – сопредседатель Римского клуба, член консультативного совета Climate-KIC, представитель Комиссии по вопросам перехода к чистой энергетике (ETC).
Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org