понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Симулякр венгерского Холокоста

На выставке в Доме исключительности еврейского народа в Балатонфюреде, небольшом живописном городке на северном берегу венгерского озера Балатон, представлено около 130 выдающихся евреев в области науки, техники, инженерии и математики (STEM), многие из которых венгерского происхождения. Однако, в магазине музея нет ничего непосредственно относящегося к евреям в венгерском контексте. В лучшем случае, можно купить бутылку кошерного вина или кружку с изображением знаменитого Альберта Эйнштейна, высунувшего язык.

Может быть это и не является проблемой. Возможно, мы должны просто отпраздновать открытие еще одного еврейского музея в Венгрии, где проживает вторая по величине еврейская община в Европе, но очень мало мемориальных мест памяти Холокоста. Мы могли бы даже опустить тот факт, что, отождествляя исключительность только с исследованиями STEM, музей делает невидимыми многих других выдающихся еврейских ученых, чье творчество более тесно связано с прогрессивными идеями и деятельностью. Этот искаженный взгляд, бесспорно, радует нынешнее венгерское правительство, которое оказывает финансовую поддержку музею.

И все же невозможно игнорировать печальное отсутствие на выставке критического размышления о том, почему даже талантливых евреев, которых на выставке действительно решили показать, преследовали и как они выжили. Единственный трехмерный материальный объект в музее – это мемориальная доска у входа, на которой в общих чертах говорится о “злодеянии” и “плане уничтожения”. Эта расплывчатость – или, вернее, молчание – о Холокосте и участии в этом Венгрии, является частью более широкой, тревожной тенденции в стране.

Эта тенденция связана с категорией “симулякр” французского социалиста-теоретика Жана Бодрийяра, которого, в свою очередь, вдохновил один абзац из ​​рассказа Хорхе Луиса Борхеса под названием “О точности в науке”. В нем Борхес описывает империю, столь привязанную к карте своей собственной территории, что, когда империя распалась не осталось ничего, кроме карты или симуляции земли, которая когда-то была могущественной империей. После распада, пишет он, земля была “населена животными и нищими”.

Аналогичным образом, память о Холокосте в Венгрии и других странах постепенно превращается в симулякр из-за смены парадигмы того, как событие зафиксировано, в том числе в музеях. Этот переход направлен на изменение нынешнего общепризнанного статуса Холокоста как морального ориентира в европейской истории, с серьезными последствиями для ценностей и политики континента.

Истории истребления европейского еврейства потребовалось много времени, чтобы обрести свой нынешний статус. В странах, оккупированных Советской Красной Армией после Второй мировой войны, в еврейских общинах, в их недофинансированных и ветхих синагогах были уголки или комнаты, посвященные документированию Холокоста. Однако, в официальных военных мемориалах еврейские жертвы не были упомянуты.

Эта восточноевропейская культура памяти была коренным образом трансформирована после краха коммунизма “американизацией” Холокоста – то есть, как выразился немецкий культуролог Винфрид Флюк, демократизирующим процессом устранения сложности, с тем чтобы сделать сложные события доступными для широкой публики. После 1989 года, американизированное описание Холокоста также достигло Венгрии. Но до открытия в 2002 году небольшого мемориального центра в бывшей синагоге в Будапеште ни один музей не представлял международный язык выставок Холокоста. В любом случае, этот язык не соответствует ни национальной венгерской мемориальной культуре, ни религиозной концептуализации Холокоста.

Американизация музеев Холокоста также технологизировала воспоминания, что привело к выставкам без исторических объектов. Вместо этого, посетители используют сенсорные экраны, чтобы адаптировать свое посещение музеев к своим собственным интересам – опасная образовательная стратегия в период, когда неосведомленность о Холокосте растет.

Сверхтехнологичный Дом исключительности еврейского народа является вопиющим примером этого. При входе, посетители сначала подходят к компьютерному терминалу на первом этаже. Здесь они должны выбрать краткую историю жизни ученого, которую они хотят прочитать на интерактивной доске, которая расположена этажом выше. Несоответствие между международным, религиозным и национальным дискурсом о Холокосте ощущается как никогда.

Более того, Дом Судьбы, давно запланированный второй музей Холокоста в Будапеште, открытие которого первоначально планировалось на 2014 год, разделяет этот ошибочный высокотехнологичный подход. Несмотря на то, что эффектные здания были завершены много лет назад, выставка все еще не готова, а ее сценарий похож на йети: официально, никто его не видел, а эксперты никогда не проводили его публичное обсуждение, но широко распространено мнение, что он существует.

Ни один уважаемый венгерский ученый не готов сотрудничать с этим проектом, финансирование которого является крайне непрозрачным. Недавно принятый на работу в музей штат сотрудников, состоящий из бывших израильских и американских ученых-мужчин – которым помогают агентства СМИ – переписали сценарий, который первоначально был концептуализирован в том же духе, что и Дом исключительности еврейского народа. Опять же, для того чтобы скрыть вопрос об ответственности за убийство 600 000 венгерских евреев будут использоваться сбивчивый язык и цифровое волшебство.

В качестве нового начала, проект Дома Судьбы мог бы помочь установить новый язык и самоопределение значения и наследия Холокоста в современной Венгрии. Это должно включать диалог между различными культурами памяти, между экспертами, местными сообществами и широкой венгерской общественностью.

В противном случае, память о Холокосте как о моральной вехе станет исчезающим симулякром: чем больше музеев помещают его на сенсорные экраны, тем больше он опустошается. И скоро мы все будем жить на землях, “населенных животными и нищими”, продавая китчевые кружки Эйнштейна, показывающего нам язык.

Андреа Петьо, профессор кафедры гендерных исследований в Центрально-Европейском университете и доктор наук Венгерской академии наук. В 2018 году Европейской федерацией национальных академий естественных и гуманитарных наук (ALLEA) ей была присуждена премия мадам де Сталь за вклад в культурные ценности.

Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33