понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как демократии могут победить пандемию

ВЕНА – Европа переживает один из худших кризисов со времён Второй мировой войны. Для ответа на пандемию Covid-19 европейские страны должны прибегнуть к классическому демократическому инструменту борьбы с экзистенциальными угрозами – правительство национального единства, поддерживаемое широкой парламентской коалицией. 

Многие европейские страны, в частности Франция, Греция, Италия, Ирландия, Испания, Великобритания, Польша и Чехия, сегодня управляются правительствами, имеющими слабую поддержку из-за глубокой общественно-политической фрагментации. Новая угроза в виде Covid-19 появилась после десятилетия беспрецедентной политической поляризации и подъёма популистов во многих странах континента. В Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и (в определённой степени) Великобритании популисты, выступающие против истеблишмента, сейчас возглавляют правительства, а в Германии, Франции и Италии они составляют важную часть парламентской оппозиции. 

Общим для популистов Европы является уверенность, что традиционная либеральная демократия слишком слаба и неповоротлива, чтобы справиться с проблемами XXI века. Их modus operandi: высмеивать роль политических экспертов и объединять «народ» против интеллектуалов и других элит. 

Но сегодня настоящий кризис изобличает лживость популистского обещания простых решений для сложных проблем. По мере эскалации пандемии Covid-19 президент США Дональд Трамп (сегодня это генеральный популист мира) выставлял себя ещё большим дураком, чем обычно. Сначала он игнорировал коронавирус, называя его «новым обманом» демократов, затем он пообещал «открыть» Америку к Пасхе, а теперь отчаянно пытается наверстать упущенное, что приводит к бессвязным и хаотичным мерам, а также лживым утверждениям, будто он уже давно понимал угрозу, создаваемую пандемией. 

В Венгрии и Польше антилиберальные правительства быстро ввели строгие меры социального дистанцирования, одновременно консолидируя свою власть. Но такое агрессивное показушничество маскирует глубокое чувство неуверенности. Многие годы правительства обеих стран консолидировали свою власть и подкармливали националистически настроенную избирательную базу, но при этом игнорировали плачевное состояние национальных систем здравоохранения. В результате, обе страны находятся практически на дне «Европейского потребительского индекса здоровья»: Польша расположилась на 32-м месте среди 35 систем здравоохранения, а Венгрия – на 33-м. 

Но в то время как излюбленную популистами авторитарную силу ожидает жестокий час расплаты, европейские либералы не могут себе позволить продолжать вести дела как обычно. Covid-19 крайне заразен, а уровень вызываемых им серьёзных осложнений очень высок, поэтому этот вирус уже создал беспрецедентные проблемы даже для самых богатых и хорошо функционирующих стран Европы. Правительства Европы вынуждены принимать решения, касающиеся жизни и смерти и влияющие на сотни миллионов людей на континенте. 

Судя по последнему опыту Китая, Тайваня и Сингапура, такие решения потребуют экстраординарной дисциплины на всех уровнях общества, а иначе они не будут эффективными. Большинству людей придётся сидеть дома несколько недель или даже месяцев, в то время как врачи и медсёстры должны будут по-прежнему выходить на работу. Во многих отраслях бизнесу придётся креативно мыслить, чтобы сохранить уже ослабшие производственно-сбытовые цепочки, а также свою базовую деятельность. 

Все эти проблемы должны будут решаться, как правило, на национальном уровне. Система многостороннего управления в рамках Евросоюза важна, но именно национальные правительства обладают властью в сфере безопасности, а также инструментами принуждения, которые необходимы, чтобы справиться с этим кризисом. И именно поэтому европейские политики должны выбрать проверенный жизнью механизм демократического антикризисного управления – правительство, опирающееся на очень широкую политическую базу. 

Как показывает история, правительства, поддерживаемые всеми крупнейшими политическими партиями самого разного идеологического спектра, успешно справлялись с серьёзными экономическими кризисами и природными катастрофами, а также вели войны. Классическим примером является Великобритания 1930-х и 1940-х годов, когда, начиная с Великой депрессии и до окончания Второй мировой войны, там формировались правительства национального единства. Нормальный партийный режим был восстановлен лишь после выборов 1945 года. Кабинеты национального единства оказались очень важны и для Израиля в поворотные моменты его турбулентной истории. Во время кризиса в еврозоне правительства национального единства были сформированы в Греции и Италии. 

Правительства национального единства предполагают исключительно высокую степень разделения власти между партиями, что в свою очередь обеспечивает легитимность, необходимую для реализации трудных и дорогостоящих решений в условиях кризиса. Такие правительства могут также использовать более широкий круг экспертов и опытных политиков для выбора наилучших решений, а их межпартийная структура гарантирует определённый уровень надзора за исполнительной властью, которая неизбежно оказывается более сконцентрированной в контексте национальной чрезвычайной ситуации. 

В нынешнем политическом контексте наше предложение вызывает очевидный вопрос: должно ли правительство единства включать популистские партии? В Польше, Чехии и Великобритании, где у власти находятся популисты, ответ будет простым: там нет иного способа сформировать подобное правительство. И более того, для демократической оппозиции в этих странах требование создать правительство национального единства может стать самой реалистичной альтернативой сползанию к диктатуре в венгерском стиле. 

Впрочем, даже в тех странах, где у власти находятся демократические силы, их лидерам следует взвесить все риски и выгоды приглашения тщательно отобранных представителей популистских партий в правительство единства. Правильный выбор будет зависеть от уровня общественной поддержки популистской партии и от того, насколько экстремальными являются декларируемые ею взгляды. Принимая такое решение, демократы должны помнить, что в случае, если популисты останутся вне правительства, они гарантированно будут стараться набирать политические очки, критикуя трудные решения и неизбежные ошибки. 

Вскоре, по мере эскалации кризиса Covid-19, нормальная деятельность национальных парламентов может быть серьёзно нарушена. Однако имеется масса научных данных, свидетельствующих, что демократии лучше защищают свои общества, чем авторитарные, «сильные» лидеры, особенно в долгосрочной перспективе. После десятилетия акцентов на том, что нас разделяет, политики, наконец-то, начали подчёркивать, что мы – вполне буквально – все вместе оказались в нынешний ситуации. Впрочем, с одними призывами к национальному единству далеко не уедешь. Сегодня нам нужно превратить эти слова в реальность. 

Мацей Кисиловски – профессор права и государственного управления в Центрально-Европейском университете.
Анна Войцюк – профессор политологии в Варшавском университете. 

Copyright: Project Syndicate, 2020.
www.project-syndicate.org

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33