суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ОПЕК для работников-мигрантов?

В сентябре 1960 года делегаты из Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде, чтобы создать Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). По мере роста зависимости мира от нефти, росло и могущество ОПЕК. А сегодня, когда многие развивающиеся страны, в том числе большинство стран Ближнего Востока, стали крупными мировыми экспортерами рабочей силы, не пришло ли время задуматься о формировании похожего на ОПЕК картеля для работников-мигрантов? Об этом рассуждает Сами Махрум – директор по инновациям и политическим инициативам в INSEAD

ОПЕК преуспела в защите общих интересов своих стран-членов, которые по отдельности они смогли бы отстоять. Когда на рынке наблюдаются структурные искажения, тогда политические инструменты и коллективные действия, воплощением которых является ОПЕК, могут оказаться более эффективны, чем традиционная политика.

Страны-экспортеры трудовых ресурсов сегодня не так уж отличаются от стран-основателей ОПЕК образца 1960 года. У них тоже уязвимые позиции на рынке, где правила диктуют клиенты. Богатые страны-импортеры трудовых ресурсов и бедные страны, которые их экспортируют, связаны отношениями взаимозависимости. Но импортеры трудовых ресурсов могут в одностороннем порядке ужесточить или ослабить правила иммиграции или регулирование рынка труда, из-за чего экспортеры находятся в вечном состоянии неопределенности.

Этот дисбаланс может дорого обойтись экспортерам трудовых ресурсов. Денежные переводы уехавших за рубеж работников являются, по сути, спасательным кругом для многих развивающихся стран, причем даже в большей степени, чем любые другие входящие финансовые потоки, включая прямые иностранные инвестиции и иностранную помощь. Нередко именно переводы мигрантов помогают сбалансировать государственный бюджет. По данным Всемирного банка, в 2013 году на долю денежных переводов приходилось 20-24% ВВП на Филиппинах и в Индонезии, 42% в Таджикистане, 32% в Киргизстане, 17% в Ливане, 10,8% в Иордании, 9,9% в Йемене и 6,6% в Египте и Марокко.

Для многих развивающихся стран трудовые ресурсы являются таким же стратегическим фактором производства, как сырье – для стран, богатых ресурсами. Задумавшись о работниках-мигрантах, мы представляем себе низкоквалифицированный труд в сельском хозяйстве, строительстве, секторе услуг, или же работу по дому. Однако Иордания и Ливан, а также некоторые другие страны, уже занимаются обучением своих работников для конкуренции с более высококвалифицированными иностранцами.

Сегодня страны-экспортеры трудовых ресурсов нуждаются в защите своих инвестиций в человеческий капитал, а наиболее эффективным способом такой защиты может стать политическая организация, схожая с картелем. Если страны, перечисленные выше, объединят свои усилия с Китаем, Мексикой, Индией и другими крупными странами-экспортерами трудовых ресурсов, они смогут диктовать свои условия на коллективных переговорах по поводу зарплат, визового режима и всего остального, причем результаты этих переговоров помогут и неприсоединившимся странам, поскольку изменятся глобальные нормы. Импортерам трудовых ресурсов придется конкурировать за доступ к общему рынку, пришедшему на место отдельным национальным рынкам, при этом страны, получившие такой доступ, будут иметь значительные конкурентные преимущества, которых другие страны будут лишены.

Картель не позволит странам-экспортерам трудовых ресурсов наносить ущерб собственным интересам, как это происходит сейчас при заключении двусторонних соглашений. К примеру, если страны юго-восточной Азии будут подписывать сепаратные соглашения со странами, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, они начнут демпинговать друг против друга, что в итоге приведет к ухудшению условий этих соглашений.

Вместо этого, правительства смогут с помощью картеля устанавливать минимальные ставки оплаты для разных профессий и отраслей, а также для разных уровней квалификации. Страны-экспортеры займутся обучением своей рабочей силы, поэтому спрос на работников-мигрантов из этих стран возрастет, начнется конкуренция между клиентами, а не поставщиками. В результате, будет запущен круг позитивных перемен – повысятся зарплаты и качество профессионального образования. А поскольку все это будет происходить на глобальных рынках, цены на конкретные профессиональные навыки станут более прозрачны для институтов профессиональной подготовки, студентов, работников и работодателей.

В этой новой системе страны-импортеры будут собирать налоги, исходя из нового уровня минимальной зарплаты, при этом денежные переводы будут освобождены от налогов. В этом смысле у картеля будет дополнительная роль международного профсоюза трудящихся, который будет отстаивать позиции работников в тех странах, где профсоюзы слабы или вообще запрещены.

Картель экспортеров трудовых ресурсов окажет значительное влияние на нынешнюю систему. Члены картеля смогут вознаграждать третьих лиц или наказывать их, если они действуют недобросовестно. Но самое главное – работники-мигранты смогут вернуть себе чувство достоинства в системе, которая давно их этого лишила. Мы можем даже ожидать, что в мире исчезнет ксенофобия, поскольку доступ к иностранной рабочей силе станет в значительной степени привилегией.

Картель мог бы добиться проведения всеобъемлющих реформ в сфере иммиграции и использования труда иностранцев во многих странах, в том числе в США, Японии и государствах Персидского залива. В рамках новой системы у стран-экспортеров трудовых ресурсов появится больше стимулов сдерживать нелегальную эмиграцию, а также тех, кто уклоняется от игры по правилам. А страны-импортеры будут больше заинтересованы в легализации нелегальных иммигрантов и урегулировании их статуса, когда они уже находятся на их территории.

Против этого предложения может быть высказано одно возражение – низкоквалифицированный труд подорожает, а значит, ускорятся процессы автоматизации. Однако автоматизация труда в производственном секторе приведет лишь к тому, что появится больше рабочих мест в секторе досуга, поскольку возрастет спрос на домработниц, официантов, садовников и так далее. Картель сделает эти рыночные сдвиги более очевидными, поэтому у экспортеров труда появится возможность отреагировать на них и адаптировать свои системы профессиональной подготовки необходимым образом. В результате, импортеры смогут набирать работников-мигрантов, которые в большей степени соответствуют открывающимся вакансиям.

В целом, картель экспортеров трудовых ресурсов позволит навести порядок в отрасли, которую уже давно раздирают противоречия, наносящие ущерб репутации многим странам-импортерам трудовых ресурсов. Он поможет изменить динамику спроса и предложения на рабочую силу, что принесет пользу как работникам, которые получат новую защиту, так и странам-импортерам, у которых появится доступ к хорошо обученной рабочей силе, что позволит им лучше реагировать на быстрые изменения экономических условий, вызванные – в основном – техническим прогрессом.

 

Copyright: Project Syndicate/Mohammed Bin Rashid Global Initiatives, 2016.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий