Как подготовить будущих медиков Ближнего Востока
Проблемы в сфере здравоохранения стран Ближнего Востока колоссальны, особенно если учесть количество временного населения – беженцев и гастарбайтеров – в регионе. Мухаммад Хамид Заман – профессор биомедицинского инжиниринга Бостонского университета отмечает, что число одних только беженцев измеряется миллионами, а это, считает эксперт, создает нагрузку на системы здравоохранения Иордании, Ливана и Турции, приближающуюся к критической отметке.
Для богатых стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стало бы ошибкой полагать, что проблемы с медициной в соседних странах их не касаются. Хотя страны ССАГПЗ достигли большого прогресса в области гигиены, а также материнского и детского здоровья, они превращаются в глобальный эпицентр хронических неинфекционных заболеваний – ожирение, диабет, болезни сердца и все чаще рак. Это стало результатом образа жизни и питания.
Еще хуже то, что в национальных системах здравоохранения стран ССАГПЗ наблюдается дефицит отечественных клинических врачей и качественно подготовленных профессионалов, работающих в локальных медицинских центрах. Это приводит к большой текучести кадров из-за перегрузок на работе, а также к росту спроса на иностранных медиков для заполнения горящих вакансий.
Хорошо, что власти стран ССАГПЗ сосредоточились на задаче расширения доступа к качественным медицинским услугам и субсидировании этого доступа. Однако справедливость распределения доступных медицинских услуг между местным населением и мигрантами зачастую превращается в острую политическую проблему. А кроме того, власти должны сейчас начать уделять больше внимания собственно медицинским работникам, чтобы гарантировать, что они хорошо обучены и подготовлены к вызовам, которые стоят перед регионом.
В программах профессиональной подготовки в национальных системах здравоохранения стран ССАГПЗ сегодня уделяется совершенно недостаточное внимание инновациям и системным подходам, позволяющим повышать эффективность и результативность. Если врачи и медицинские работники не получат мультидисциплинарной подготовки, они не смогут понять и удовлетворить локальные медицинские нужды в государствах региона. В частности, для улучшения обеспеченности медицинскими услугами и уходом странам ССАГПЗ придется разработать новую программу мер, охватывающую и сектор образования, и сектор здравоохранения.
За последнее десятилетие Ближний Восток достиг быстрого и значительного прогресса в области высшего образования. Правительства стран региона создали специальные свободные экономические зоны для образовательных целей (например, «Деревня знаний» и «Город образования» в Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре, соответственно) и инвестировали миллиарды долларов в новые и действующие университеты (как например, в Саудовской Аравии). Благодаря этому, новые университеты, исследовательские институты и программы образования сумели привлечь ученых и других профессионалов в регион.
Однако очень немногие местные студенты – и еще меньше молодых мужчин – стремятся сделать карьеру в области медицины. Хотя общее количество студентов, изучающих медицину, растет, в большинстве своем они являются выходцами из других регионов. Эта тенденция лишь усилит нынешнюю излишнюю зависимость от иностранных работников.
Многие университеты региона признают важность инноваций, что хорошо сочетается с необходимостью улучшения качества медицинских услуг. Но несмотря на то, что сфера здравоохранения является крупной региональной проблемой, университеты до сих пор делают значительно больший акцент на предметах, связанных с инжинирингом и технологиями.
В собственно медицинском образовании, по моим личным наблюдениям над местными вузами, студентов обучают работе с индивидуальными медицинскими симптомами, уделяя недостаточно внимания более широким вопросам здравоохранения. Действующие учебные программы не дают студентам знаний по проблемам, связанным с беженцами, мигрантами и населением в целом. Хотя ряд вузов, например, Weill Cornell в Катаре и Университет науки и технологий GUST в Кувейте, приступили к инновационным исследованиям и программам подготовки, которые фокусируются на подобного рода вопросах здравоохранения, сделать предстоит существенно больше.
Есть и еще одна проблема: программы образования и профподготовки в регионе не стимулируют в достаточной степени системное мышление. Во всем мире политика в сфере здравоохранения движется к расширению междисциплинарной интеграции между инженерными, медицинскими, социальными, управленческими и гуманитарными науками. Вузы ССАГПЗ до сих пор не освоили этот интегрированный подход, поэтому они рискуют серьезно отстать от глобальных стандартов.
Технологии и новые подходы в здравоохранении важны, но они окажутся неэффективны, если не будут соответствовать реальным нуждам местного населения. Именно поэтому страны ССАГПЗ должны стимулировать технологические разработки на местном уровне и инвестировать в них. Им следует создавать возможности для сотрудничества инженеров с местным медицинским персоналом. Такие партнерства необходимы для противодействия инфекционным и хроническим болезням, угрожающим населению всего региона. И у них есть дополнительная польза – создание возможностей для предпринимательской деятельности региональной молодежи.
Страны Ближнего Востока нуждаются в полностью интегрированных, инновационно-ориентированных подходах к вопросу подготовки медицинских работников. Только тогда они смогут ответить на существующие вызовы в сфере здравоохранения и подготовиться к новым, внезапным угрозам, таким как Ближневосточный респираторный синдром (MERS), Эбола, вспышкам других инфекционных болезней, которые могут возникнуть без предупреждения.
Численность населения Ближнего Востока продолжит свой рост, а вот будет ли расти мировое значение этого региона в качестве центра торговли и экономического развития, это отчасти зависит от готовности правительств стран региона реформировать систему медицинского образования и практики.
Copyright: Project Syndicate/Mohammed Bin Rashid Global Initiatives, 2016.
www.project-syndicate.org