суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Шоковая терапия в Саудовской Аравии

Саудовская Аравия уже давно полагается на нефть как на источник роста экономики и развития страны. В прошлом году на долю нефти пришлось около 75% валютной выручки королевства и примерно 90% доходов госбюджета. Однако недавнее падение цен на нефть сделало очевидным то, что уже давно было пора понять: Саудовской Аравии, как и другим богатым нефтью странам Ближнего Востока, необходима диверсифицированная модель развития. Об этом читайте комментарий Насера Саиди – бывшего главного экономиста Международного финансового центра в Дубае, в прошлом заместителя управляющего Банком Ливана и министра экономики и промышленности Ливана.

С тех пор как в середине 2014 года нефтяные цены начали свое падение, Саудовская Аравия столкнулась с резким спадом темпов роста ВВП, сокращением ликвидности и снижением объемов кредитования. Профицит бюджета и счета текущих операций сменились дефицитом; ожидается, что в этом году дефицит достигнет 13% и 6,4% ВВП соответственно.

Кроме того, несмотря на прежние успехи экономики, размеры реального национального богатства королевства снижаются. Нефтяные доходы, как и в других странах региона, не были эффективно конвертированы в человеческий капитал, инфраструктуру и инновационные мощности, необходимые для роста производительности и диверсификации экономической деятельности. В итоге, помимо адаптации к «новой норме» нефтяных цен, Саудовская Аравия должна разработать радикально новую экономическую модель, которая устранит структурные препятствия на пути производительности и роста.

Это очень сложная задача. Большинство правительств решают ее постепенно. Однако, как следует из представленной в июне вице-крон-принцем Мухаммадом ибн Салманом «Программы национальной трансформации» (ПНТ), Саудовская Аравия выбрала прямо противоположный подход, подвергнув экономику своеобразной шоковой терапии.

В программе на 110 страницах перечислен список мер и задач для министерств и ведомств, которые они должны выполнить в 2016-2020 годах. Это 543 конкретные реформы, стоимость которых оценивается в 270 млрд саудовских риялов ($72 млрд) без учета издержек на адаптацию в частном секторе. Суть предлагаемых реформ как раз и заключается в расширении роли частного сектора в экономике, где сейчас доминирует государство. Тем самым, будет создано больше рабочих мест в сферах, отличающихся более высокой производительностью.

Финансирование реформ (не говоря уже о гигантском государственном инвестиционном фонде размером в $2 трлн, призванном поддержать экономику в эпоху после нефти) потребует повышения эффективности, быстрой приватизации, эффективных частно-государственных партнерств, расширения налогооблагаемой базы (в том числе введения НДС в размере 5% в 2018 году), а также сокращения расходов на существующие инфраструктурные проекты. Все это должно быть сделано с максимальной эффективностью, чтобы удалось достичь другой важной цели правительства – сбалансировать бюджет к 2020 году.

Конкретные задачи звучат невероятно амбициозно. Сначала саудовские власти частично приватизируют нефтяную компанию Saudi Aramco и учредят инвестиционный фонд. Они будут также постепенно сокращать субсидирование топлива и энергетики, стимулируя постепенный отказ от энергоемких видов деятельности. Данный план содержит конкретные целевые показатели повышения вклада в ВВП различных секторов экономики – недвижимость, информационные технологии, услуги, туризм, оборонная и фармацевтическая промышленность.

Для того чтобы эта программа действительно помогла повысить уровень диверсификации экономики, Саудовской Аравии придется перейти к модели роста, опирающейся на экспорт и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, а также постепенно расширять региональную и международную интеграцию. Новая программа закладывает необходимый для этого фундамент: в ней содержатся планы реформ в сфере образования, содействующие инновациям и отвечающие требованиям меняющегося рынка труда. В частности, она включает план улучшения результатов учащихся по математике и английскому языку на 15% в течение пяти лет, а также делает акцент на предметах группы STEM – точные науки, технологии, инжиниринг, математика.

Программа ПНТ предусматривает также повышение доли экономически активных женщин – с 22% на сегодня до 28% к 2030 году. Наряду с поддержкой и созданием новых возможностей для молодежи, численность которой быстро растет, эти меры должно привести к снижению уровня безработицы с 11,6% до 9% в течение ближайших пяти лет.

Реформы, запланированные в ПНТ, в том числе сокращение субсидий и снижение зарплат в госсекторе, фактически представляют собой новый социальный контракт для королевства. Этот план, тем самым, является своего рода длительным «великим походом», который потребует эффективного частно-государственного сотрудничества, широкой заинтересованности общества и открытой стратегии коммуникаций с целью проведения глубокой экономической реструктуризации, поддерживаемой фискальной и другими реформами на макроуровне.

У этой стратегии есть прецеденты. Некоторые богатые нефтью страны уже диверсифицировали свою экономику – Норвегия, Малайзия, Индонезия, Мексика. Однако внешний контекст, в котором эти страны проводили свои реформы, отмечался нарастающей глобализацией и быстрым подъемом экономики, то есть сильно отличался от доминирующих сегодня обстоятельств. И даже в подобных благоприятных условиях процесс трансформации длился долго – до 20 лет.

Реализация программы ПНТ, напротив, станет гонкой на время, сражением с неблагоприятной внешней средой – низкие цены на нефть, ослабевшая мировая экономики, отступление глобализации. Помимо этого, краткосрочный внутренний рост, скорее всего, будет тормозиться политической неопределенностью, бюджетной консолидацией, первичными последствиями реформ, а также необходимостью перехода от процикличных к контрцикличным мерам в монетарной и фискальной политике страны.

Сможет ли Саудовская Аравия справиться со всеми этими вызовами, остается неясным. Успех будет зависеть, в частности, от амортизационных возможностей экономики и институциональной компетентности правительства. Он будет также зависеть от способности страны пробудить энергию и амбиции в молодых саудитах и раскрыть «животный дух» частных инвесторов.

Для успеха Саудовской Аравии придется сделать несколько дополнительных шагов. Правительству следует либерализовать режим прямых иностранных инвестиций, позволив в отдельных случаях 100%-ю иностранную собственность; привлекать и удерживать иностранные талантливые кадры с помощью предлагаемой сейчас новой иммиграционной политики «зеленых карт»; содействовать открытости и туризму через политику «открытого неба». Кроме того, для финансирования инфраструктурных проектов и дефицита госбюджета потребуются внутренние рынки капитала. Стране следует также воспользоваться прорывными возможностями финансовых технологий и учредить фондовую биржу для компаний второго эшелона, которая могла бы содействовать повышению финансовой инклюзивности и упрощению доступа к финансированию для динамичных малых и средних предприятий.

Впрочем, даже этих серьезных макроэкономических реформ будет недостаточно. ПНТ потребует еще и постепенного перехода к гражданской правовой системе в части управления экономикой и бизнесом. А новый социальный контракт придется дополнить повышением прозрачности и подотчетности в госсекторе, а также расширением участия общества в управлении.

ПНТ свидетельствует о том, что саудовское руководство осознает возникшие проблемы и что оно готово заниматься их решением. Но только одно можно сказать сейчас определенно: на длинном пути экономической трансформации Саудовскую Аравию ждет много неопределенностей.

Copyright: Project Syndicate/Mohammed Bin Rashid Global Initiatives, 2016.

www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33