От ЦРУ к ГФО
НЬЮ-ЙОРК – Соединённые Штаты должны переключить свои расходы с целей войны на цели образования, с поддерживаемых ЦРУ государственных переворотов на новый Глобальный фонд образования (ГФО). Сотни миллионов детей по всему миру не ходят в школу. Или же они учатся в школах с неквалифицированными учителями, в слишком многочисленных классах, без компьютеров и без электричества. Из-за этого многие регионы мира ждёт серьёзная нестабильность, безработица и нищета. XXI век будет принадлежать тем странам, которые способны качественно обучать свою молодёжь ради её дальнейшего продуктивного участия в глобальной экономике.
Размеры нынешнего дисбаланса в расходах США на глобальное образование и на программы, связанные с обороной, поражают: $1 млрд в год на первую цель и примерно $900 млрд на вторую. В число связанных с обороной программ входят Пентагон (около $600 млрд), ЦРУ и соответствующие агентства (около $60 млрд), Министерство внутренней безопасности (около $50 млрд), системы ядерного оружия вне Пентагона (около $30 млрд), ветеранские программы (около $160 млрд).
Что может заставить американские власти и политиков, пребывающих в здравом уме, считать, будто интересы национальной безопасности США будут лучше обеспечены при соблюдении соотношения расходов на войну и на глобальное образование в пропорции 900 к 1? Конечно, США не в одиночестве. Саудовская Аравия, Иран и Израиль тратят огромные суммы на ускорение ближневосточной гонки вооружений, в которой США играют роль главного спонсора и поставщика оружия. Китай и Россия тоже резко наращивают военные расходы, несмотря на другие насущные приоритеты внутри этих стран. Мы, похоже, видим начало новой гонки вооружений между ключевыми державами и как раз в тот момент, когда на самом деле нам нужна мирная гонка в сфере образования и устойчивого развития.
В нескольких новых международных докладах, в том числе в двух, выпущенных в сентябре ЮНЕСКО и Международной комиссией по финансированию глобального образования, которую возглавляет бывший британский премьер Гордон Браун, – говорится, что объём ежегодной помощи на начальное и среднее образование в рамках программ содействия глобальному развитию должен вырасти примерно с $4 млрд до $40 млрд. Только такое десятикратное увеличение поможет бедным странам перейти к всеобщему начальному и среднему образованию (что соответствует четвёртой цели новых «Целей устойчивого развития» ООН). Для этого США и другие богатые страны должны уже в этом году приступить к созданию ГФО, перенаправив необходимые ресурсы из существующих программ военных расходов.
Если Хиллари Клинтон, вероятный следующий президент США, по-настоящему верит в дело мира и устойчивого развития, она должна объявить о намерении поддержать создание ГФО. Последовав примеру президента Джорджа Буша-младшего, который в 2001 году стал первым в мире главой государства, поддержавшим проект Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией, Клинтон следует призвать Китай и другие страны присоединиться к этому многостороннему проекту. В противном случае, если сохраняться колоссальные траты на оборону, а не на глобальное образование, США навсегда застрянут в статусе слабеющей империи, которая трагически пристрастилась к сотням своих зарубежных военных баз, к десяткам миллиардам долларов ежегодной выручки от продажи оружия, к постоянным войнам.
Без ГФО бедным странам не хватит средств на обучение детей, так же как им не хватало денег на борьбу со СПИДом, туберкулёзом и малярией до тех пор, пока не был создан Глобальный фонд.
Бюджетная проблема очень проста: в бедных странах стоимость обучения одного ребёнка в год обходится, по меньшей мере, в $250, однако страны с низкими доходами могут позволить себе в среднем потратить на одного ребёнка лишь около $90 в год. Не хватает $160, и это касается примерно 240 млн нуждающихся детей школьного возраста, то есть необходимо примерно $40 млрд ежегодно.
Последствия недофинансирования образования трагичны. Дети рано бросают школу, часто так и не научившись читать и писать на базовом уровне. Покинув школу, они часто оказываются связаны с бандитизмом, наркоторговлей и даже джихадизмом. Девочки очень рано выходят замуж и начинают рожать детей. Уровень рождаемости остаётся высоким, причём у детей этих бедных, плохо образованных матерей (и отцов) мало реалистичных перспектив выбраться когда-нибудь из бедности.
Ценой неспособности создавать достойные рабочие места с помощью достойного школьного обучения становится политическая нестабильность, массовая миграция в США (из стран Центральной Америки и Карибского бассейна) и Европу (из стран Ближнего Востока и Африки), а также насилие, связанное с нищетой, наркотиками, торговлей людьми, этническими конфликтами. А вскоре здесь появляются американские беспилотники, что ещё больше усугубляет фундаментальную нестабильность.
Иными словами, нам нужно перейти от ЦРУ к ГФО, от дорогостоящих провалов инициированных США переворотов (в том числе направленных против талибов в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Ливии, Башара Асада в Сирии) к инвестициями в здравоохранение, образование и достойные рабочие места.
Критики предоставления подобной помощи утверждают, что финансирование образования станет пустой тратой ресурсов. Но то же самое эти критики говорили и по поводу контроля за болезнями, когда в 2000 году я предложил масштабно увеличить финансирование программ помощи в сфере здравоохранения. Спустя 16 лет мы видим результаты: бремя болезней резко сократилось, а Глобальный фонд оказался невероятно успешным (его доноры тоже так думают, недавно они увеличили его финансирование).
Для создания успешного аналога этого фонда в сфере образования США и другим странам надо будет, прежде всего, объединить выделяемую помощь в новый единый фонд. Этот фонд будет затем призывать страны с низкими доходами предлагать проекты для поддержки. Оценочная комиссия, техническая и неполитическая, будет оценивать эти проекты и рекомендовать те из них, которые следует профинансировать. После этого одобренные проекты получат поддержку, а ГФО будет отслеживать и оценивать ход их реализации, что позволит хорошо работающим правительствам создавать репутацию качественных управленцев.
Начиная с 2000 года, США и другие страны потратили триллионы долларов на войны и закупку оружия. Настало время для разумного, гуманного, профессионального нового подхода, который позволит увеличить инвестиции в образование и сократить расходы на ведение войн, на перевороты и оружие. Обучение мировой молодёжи является самой надёжной – более того, единственной – дорогой к глобальному устойчивому развитию.
Джеффри Сакс – профессор дисциплин «Устойчивое развитие» и «Политика и управление в сфере здравоохранения», директор Института Земли в Колумбийском университете; директор Научной сети ООН по поиску решений для устойчивого развития.
Copyright: Project Syndicate, 2016.
www.project-syndicate.org