понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Запад в панике

Вопрос низкого уровня инвестиций волнует не только Казахстан. Им озабочен даже известный экономист Джеффри Д. Сакс. Выход – связать Европу и Азию, особенно те страны, которые не имеют выхода к морю.

После кризиса 2008 года, когда в развитых странах резко упали расходы на недвижимость и частное потребление, все рассчитывали на инвестиционный бум. Но этого так и не произошло. Впрочем, как и у нас.

После кризиса крупнейшие центральные банки мира пытались оживить расходы и занятость путем сокращения процентных ставок. В какой-то степени, эта стратегия работала. Поддержание ликвидности и благоприятных процентных ставок побудили инвесторов взвинтить цены на акции и облигации. Это обеспечило прирост капитала, рост потребление и некоторое оживление инвестиционной активности.

Тем не менее, сегодня стало очевидно, что эта политика не только исчерпала себя, но и привела к росту расходов. С процентными ставками на уровне или даже ниже нуля инвесторы заимствовали в высоко спекулятивных целях. В результате, общее качество инвестиций снизилось, в то время как рычаги воздействия возросли. Когда центральные банки наконец-то ужесточают кредитование, существует реальная угроза значительного снижения цен на активы.

Поскольку денежная политика была доведена до предела своих возможностей, появился дефицит долгосрочных инвестиций в высокоскоростные железные дороги, дороги, порты, низкоуглеродную энергию, чистую питьевую воду и санитарию, а также здравоохранение и образование. С ограниченным бюджетом, сдерживающим государственные инвестиции, а также основными факторами неопределенности в отношении государственной политики и международного налогообложения, которые препятствуют частным инвестициям, такие расходы снизились в основном в странах с высоким уровнем дохода.

Несмотря на обещания президента США Барака Обамы инвестировать в высокоскоростные железные дороги и другую современную инфраструктуру, за восемь лет пребывания в должности не было построено ни одной мили скоростных железных дорог. Мир испытывает дефицит инвестиций в устойчивое развитие.

Существуют три задачи, с которыми сталкиваются подобные стратегии: определение правильных проектов; разработка комплексных планов, которые включают в себя как государственный, так и частный сектор (и часто более чем одну страну); и структуризация финансирования. Для того, чтобы добиться успеха, правительства должны быть способны на эффективное долгосрочное планирование, составление бюджета и реализацию проекта. Китай продемонстрировал эти возможности в течение последних 20 лет (хотя и с серьезными экологическими провалами), в то время как США и Европа зашли в тупик. Между тем, Международный валютный фонд и другие часто говорили беднейшим странам, чтобы они даже не пытались это сделать.

Сегодня у правительств будет некоторая помощь в преодолении, по крайней мере, одной из ключевых задач. Цели устойчивого развития (ЦУР) и Парижское соглашение по климату помогут направить их в сторону правильных проектов.

Мир нуждается в масштабных инвестициях в энергетические системы с низким содержанием углерода, и прекращению строительства новых угольных электростанций. И это требует огромных инвестиций в электрические транспортные средства (и передовые батареи), вместе с резким сокращением транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. Развивающийся мир, в частности, также нуждается в значительных инвестициях в проекты водоснабжения и канализации в быстро растущих городских районах. А странам с низким уровнем доходов, в частности, необходимо расширить системы здравоохранения и образования.

Инициатива Китая “Один пояс, один путь”, призванная связать Азию с Европой современными сетями инфраструктуры, будет способствовать продвижению некоторых из этих целей, предполагая, что проекты разработаны с учетом будущей энергии с низким содержанием углерода. Эта инициатива будет способствовать росту занятости, расходам и росту, особенно в странах, не имеющих выхода к морю по всей Евразии. Более того, она должна задать новую динамику экономическим и дипломатическим отношениям между Европейским Союзом, Россией и Китаем.

Аналогичная программа крайне необходима в Африке. Хотя Африканские страны уже определили приоритетные инвестиции для электрификации и транспорта, без новой волны инвестиционных расходов прогресс будет оставаться медленным.

Комбинированные расходы Африканских стран на образование только должны увеличиться на десятки миллиардов долларов в год; комбинированные расходы на инфраструктуру должны увеличиться, по меньшей мере, на $100 миллиардов в год. Эти потребности должны быть покрыты в основном долгосрочными, низкопроцентными кредитами из Китая, Европы и США, а также за счет мобилизации долгосрочных сбережений Африканских стран (например, путем введения новых пенсионных систем).

США и Европа также нуждаются в новых крупных инфраструктурных программах. США – где последний крупный инфраструктурный проект (национальная система автомагистралей), был заключен в 1970-е годы, нуждаются в инвестициях в энергетику с низким уровнем выбросов углерода, высокоскоростным железным дорогам, а также массовому освоению электрических транспортных средств.

Что касается Европы, Инвестиционный план для Европы Европейской комиссии – получивший название “план Юнкера”, от имени Президента Комиссии Жан-Клода Юнкера – должен был стать программой ЦУР ЕС. Например, она должна сосредоточиться на создании общеевропейской сети по передаче низкоуглеродной энергии, а также на значительном увеличении производства возобновляемой энергии.

Чтобы помочь финансированию таких программ, многосторонние банки развития – такие, как Всемирный банк, Азиатский банк развития и Африканский банк развития – должны значительно повысить долгосрочные кредиты рынков капитала, с преобладающими низкопроцентными ставками. Затем, они должны кредитовать эти средства правительствам и государственно-частным инвестиционным организациям.

Правительства должны постепенно повышать налогообложение выбросов углерода, используя доходы на финансирование энергетических систем с низким уровнем выбросов углерода. Закрытие существующих лазеек в глобальной корпоративной налоговой системе повысит доходы от этого сектора как минимум на $200 млрд в год. (Американские компании сегодня имеют почти $2 трлн в оффшорах, которые в конце-концов должны быть обложены налогом). Дополнительная прибыль должна быть выделена на новые государственные инвестиционные расходы.

Для самых бедных стран большая часть необходимых инвестиций должна прийти за счет увеличения официальной помощи на цели развития. Есть несколько способов получить эту дополнительную денежную помощь. Один из них - сокращение военных расходов, включая прекращение войн на Ближнем Востоке и финансирование следующего поколения ядерного оружия, военных базы США за рубежом и т.д.

Дивиденды мира должны быть направлены в сторону области здравоохранения, образования и инфраструктуры в современных обедневших и разоренных войной регионах.

Устойчивое развитие является не только желанием и лозунгом; оно предлагает единственный реалистичный путь к глобальному росту и высокому уровню занятости. Настало время придать этому внимание – и инвестиции этого заслуживают.

Джеффри Д. Сакс, Профессор по Устойчивому Развитию, Профессор Политики Здравоохранения и Управления, и Директор Института Земли при Колумбийском Университете. Он также Директор Организации Объединенных Наций по Целям Развития Тысячелетия.

Copyright: Project Syndicate, 2016.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6