Новый мировой беспорядок Трампа
Двадцать семь лет назад падение Берлинской стены возвестило крах коммунизма в Европе, а теперь, после избрания президентом США Дональда Трампа, либеральный международный порядок, создававшийся его более мудрыми и толерантными предшественниками, оказался под угрозой.
Антиглобалистская программа Трампа под лозунгом «Америка прежде всего» грозит развязыванием протекционистских торговых войн и общемировым «столкновением цивилизаций», дальнейшим насилием на Ближнем Востоке, она ставит под угрозу мир в Европе и Восточной Азии. Его националистические, авторитарные взгляды подрывают общие ценности, веру в либеральную демократию и мягкую американскую гегемонию, от которой зависит существование основанной на правилах международной системы. Уже сейчас находясь в состоянии сравнительного упадка, США встали на путь громкого ухода с мировой сцены.
Оптимисты надеются, что предвыборная риторика Трампа была лишь пустыми словами, что он окружит себя опытными международными советниками, что его дикие инстинкты обуздает система сдержек и противовесов американской политической системы. Давайте на это надеяться. Но мало что в его темпераменте свидетельствует в пользу этих надежд. На фоне сохранения Республиканской партией большинства в Сенате и в Палате представителей руки у Трампа будут развязаны намного больше, чем у многих других президентов США. Особенно это касается сферы международной торговли и внешней политики, где у американских президентов имеется значительная свобода действий и где ущерб, который Трамп может потенциально нанести, окажется колоссальным и долгосрочным.
Начнём с торговли. Процесс глобализации в последние годы уже остановился. А теперь Трамп грозится развернуть его в обратную сторону. Как минимум, его победа полностью убивает слабые надежды на завершение работы над двумя гигантскими торговыми соглашениями, о которых вела переговоры администрация Барака Обамы: подписанным, но не ратифицированным Транс-Тихоокеанским партнёрством (ТТП) с 11 странами Тихого океана и застопорившимся Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнёрством (ТТИП) с Евросоюзом.
Кроме того, Трамп пообещал пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) с Канадой и Мексикой. Хуже того, он хочет ударить тарифами по китайскому импорту, что, несомненно, спровоцирует торговую войну. Он даже рассуждал о возможности выхода из Всемирной торговой организации (ВТО) – многосторонней, основанной на правилах системы международной торговли.
Подобная программа грозит не просто глобальной рецессией. Она будет толкать регионы мира к расколу на соперничающие торговые блоки, а это тревожная перспектива для Британии, которая после референдума о Брексите собирается выйти из Евросоюза и жить в одиночестве. В Азии крах ТТП, в который администрация Обамы неразумно не включила Китай, открывает для китайцев возможность создания собственного торгового блока.
Победа Трампа угрожает безопасности стран Восточной Азии в той же мере, как и их экономике. Отказавшись от свободной торговли и поставив под сомнение американские гарантии безопасности союзникам, он может спровоцировать Японию, Южную Корею и другие страны заняться разработкой ядерного оружия для защиты от набирающего силу Китая. Филиппины вряд ли окажутся последней страной в регионе, решившей, что лучше заигрывать с Китаем, чем полагаться на Америку, с её растущей склонностью к самоизоляции.
Победа Трампа подрывает ещё и безопасность Европы. Его восхищение Владимиром Путиным, авторитарным лидером России, является тревожным сигналом. Путин сожалеет о развале СССР, он хочет воссоздать российскую сферу влияния в соседних странах и уже совершил вторжения в Грузию и Украину. Идея Трампа, что обязательства США защищать союзников по НАТО не являются безусловными, стала приглашением Путину пойти ещё дальше.
Для прибалтийских республик Эстонии, Латвии и Литвы – членов НАТО, которые когда-то были частью Советской империи и в которых живёт значительное русскоязычное меньшинство, – риск наиболее велик. Общая внешняя угроза должна заставить страны Евросоюза увеличить оборонные расходы и расширить сотрудничество в сфере безопасности, однако европейские избиратели, скептически настроенные по поводу ЕС и пострадавшие от политики сокращения бюджетных расходов, похоже, не очень в этом заинтересованы. Более того, многие европейские правительства, похоже, пытаются задобрить Путина, а не противостоять ему.
Откровенный расизм Трампа, его враждебность к испаноязычным иммигрантам и исламофобская риторика угрожают спровоцировать столкновение культур – и даже насилие – внутри Америки. Это может создать условия и для начала того «столкновения цивилизаций», о котором предупреждал покойный Сэмюэл Хантингтон. Грубые попытки заставить Мексику заплатить за гигантскую пограничную стену, которую хочет воздвигнуть Трамп, станут актом враждебности против всех латиноамериканцев. Представление мусульман в качестве врагов и запрет на их въезд в Америку, который пообещал ввести Трамп во время выборов, станет столь же мощным стимулом для вербовки в Исламское государство и «Аль-Каиду», как и его предположение, что США должны захватить нефтяные месторождения Ирака для себя.
Вероятно, наиболее длительный ущерб будет нанесён американской мягкой силе и привлекательности её либеральной демократии. Избрание президента-расиста с фашистскими наклонностями стало приговором американской политической системе. Сам Трамп продемонстрировал своё презрение к демократии, заявив, что не признает результаты выборов в случае проигрыша, и пригрозив отправить в тюрьму конкурента. Китайские официальные лица теперь не в одиночестве будут считать, что система, где ложь, ненависть и невежество торжествуют над разумной дискуссией, является дефективной. Америка перестала быть «сияющим градом на холме», которым её провозглашали многие президенты.
Борцам с истеблишментом подул попутный ветер в паруса. После финансового кризиса и резких экономических перемен многие избиратели по вполне понятным причинам потеряли веру в западные элиты, которые выглядят некомпетентными, коррумпированными и потерявшими связь с реальностью. Избиратели – ошибочно – винят в своих проблемах иммигрантов, их пугает социальный либерализм. На фоне отсутствия позитивных альтернатив несовершенному статус-кво существует риск ещё более мощной ответной реакции. Хотя опросы свидетельствуют, что это маловероятно, но Марин Ле Пен из ультраправого Национального фронта вполне может выиграть на президентских выборах во Франции в мае будущего года. Это будет удар по крышке гроба евро, Евросоюза и Запада.
Либеральные интернационалисты не должны сидеть сложа руки. Победа Трампа – это катастрофа, но ситуация может стать намного хуже. Мы должны защитить наши открытые, либеральные общества и предложить позитивные перемены, чтобы вновь завоевать сердца недовольных избирателей.
Филипп Легрен – бывший экономический советник президента Еврокомиссии, сейчас приглашённый научный сотрудник Европейского института при Лондонской школе экономики, автор книги «Европейская весна: Почему наша экономика и политика в беспорядке – и как привести их в порядок».
Copyright: Project Syndicate, 2016.
www.project-syndicate.org