Как накормить мир
Мир живет в ожидании продовольственного кризиса. Возможности агросектора Казахстана здесь могли бы быть весьма кстати.
ПРАГА – Голод губит человечество с незапамятных времён. Он повлиял на формирование почти все крупных обществ. По оценкам, в Китае практически ежегодно в период со 108 года до н.э и до 1911 года как минимум одна провинция страдала от голода, вызванного засухами или наводнениями. Но борьба с голодом – это битва, которую человечество может, в конце концов, выиграть.
В последней четверти XX века ежегодно производилось больше злаков, чем во все предшествующие эпохи, а в этом году будет собран исторически рекордный урожай зерновых. С 1992 года количество голодающих в мире уменьшилось более чем на 200 млн, хотя население планеты за это время увеличилось почти на два миллиарда.
Впрочем, сохраняются колоссальные проблемы. В любой точке планеты одним из важнейших приоритетов людей является доступная, питательная еда, при этом один из девяти человек не получает объёмов питания, необходимых для поддержания здоровья. Ожидается, что население планеты вырастет с нынешних 7,3 млрд до 8,5 млрд к 2030 году и до 9,7 млрд к 2050-му, при этом спрос на продовольствие будет расти соответствующим образом. Наряду с увеличением число ртов, которые надо кормить, на поставки продовольствия будут оказывать серьёзное воздействие конфликты, экономическая волатильность, экстремальные погодные явления, изменение климата.
Рост производительности в сельском хозяйстве, вызванный совершенствованием семян, появлением новых удобрений и пестицидов, улучшением доступа к кредитам, а также технологическими прорывами, стал важнейшим двигателем успехов в борьбе с голодом. С 1930 по 2000 годы производство сельхозпродукции в США увеличилось в четыре раза, при этом рост производительности в сельском хозяйстве был выше, чем в промышленности. Развивающиеся страны также стали использовать эти достижения: если в 1960 году их доля в мировом потреблении удобрений была близка к нулю, то в к 2000 году она превысила долю промышленно-развитых стран.
Как выяснил Всемирный банк, рост производительности в сельском хозяйстве оказывается в четыре раза эффективней в борьбе с голодом, чем рост в каких-либо других отраслях экономики. Как же нам удержать эти темпы прогресса?
Критически важны инвестиции в научные исследования и разработки. По данным исследования, проведённого центром «Копенгагенский консенсус» (который я возглавляю), дополнительные инвестиции в размере $88 млрд в сельскохозяйственные исследования и разработки в течение следующих 15 лет позволят ежегодно повышать урожайность на 0,4 процентных пункта. Это поможет спасти от голода 79 млн человек, а также предотвратит пять миллионов случаев недостаточности детского питания. Достижение этих целей принесёт выгоды на сумму около $3 трлн в виде социальных благ. Иными словами, речь идёт о колоссальной доходности: $34 на каждый потраченный доллар.
Научные открытия играют также важнейшую роль в борьбе со специфическими проблемами питания, например, нехваткой витамина А, которая является основной причиной предотвратимой детской слепоты. В этом году лауреатом Всемирной продовольственной премии стал Роберт Мванга за свой выдающийся труд, который помог провести масштабную замену белой сладкой картошки (в ней содержится мало витамина А) альтернативным сортом, богатым витамином А, в рационе питания сельской бедноты Уганды.
Другой способ повышения производительности в сельском хозяйстве связан с производительностью труда. Когда исследователи «Копенгагенского консенсуса» анализировали реакцию жителей Бангладеш на глобальное потепление, они выяснили, что рост производительности сельского труда «является единственным способом повышения устойчивости Бангладеш к изменению климата и достижения долгосрочных целей развития». Инвестиции в размере около $9 000 на каждого работника в течение двух десятилетий позволят повысить сельскохозяйственную производительность на 10%.
Бангладеш является показательным случаем, поскольку он подвержен наводнениям и другим последствиям изменения климата, но при этом уровень производительности сельского хозяйства здесь отстаёт от уровня в других странах, которые относятся к категории развивающихся или стран со средним уровнем дохода. Неудивительно, что администрация премьер-министра Бангладеш стремится сделать страну лидером глобальных инноваций, создав аграрную инновационную лабораторию, которая помогает делиться лучшими практиками и идеями.
«Копенгагенский консенсус» сотрудничает с крупнейшей в мире НКО BRAC для выяснения политических пожеланий населения, проживающего в сельских районах Бангладеш, в том числе «ультра-бедных», с которыми BRAC как раз тесно работает. Это работники, домохозяйки и другое население, которые иногда живут на $0,60-0,70 или даже меньше в день. Они редко получают место за столом политических обсуждений.
Участники девяти сельских форумов в отдалённых частях страны подавляющим большинством призывали в один голос к одному и тому же политическому приоритету – повышение производительности сельского хозяйства. «Все знают, что в Рангпуре есть проблема – монга, – рассказывает местный житель из Чандпара в регионе Рангпур, используя бенгальское словечко, означающее ежегодный, цикличный, сезонный голод. – Мы не в состоянии кормить наши семьи дважды в день. Нам надо повышать сельскохозяйственную производительность».
Житель деревни Мукимабад то же самое говорит о Бангладеш в целом: «Нам нужны семена и зерновые культуры, которые устойчивы к соли и к наводнениям, чтобы нам не приходилось умирать из-за дефицита продовольствия».
Битву человечества с голодом можно выиграть. Огромный прогресс уже достигнут, но мир нуждается в дополнительных сельскохозяйственных научных исследованиях и в повышении производительности. Как ярко выразился житель деревни Деукхола на берегу реки Брахмапутры в отдалённом северном районе Бангладеш: «От этого зависит наше выживание». Нам следовало бы к нему прислушаться.
Бьорн Ломборг – директор центра «Копенгагенский консенсус», приглашённый профессор Копенгагенской бизнес-школы.
Copyright: Project Syndicate, 2016.
www.project-syndicate.org