понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мы вляпались в эпоху перемен

У каждого столетия есть своя «эпоха». Возрождение, с философской точки зрения, называют эпохой Приключений. XVII век – эпохой Разума, за которой последовала эпоха Просвещения. XIX и XX века стали эпохами идеологии и аналитики, соответственно. Что же касается XXI века, то можно его назвать эпохой Сложных Перемен.

С одной стороны, люди, подобно богам, научились создавать жизнь и даже новые виды живых организмов. Футуролог Юваль Ной Харари ожидает неизбежного появления Homo dues, когда люди будут не только манипулировать природой, но и откладывать смерть. При этом, большинство этих технологий были совершенно неизвестны всего лишь 30 лет назад.

Но это не избавило человечество от ощущения беспомощности и разочарования. Мы не можем остановить изменение климата и предотвратить теракты. Богатство по-прежнему недоступно большинству людей, роботы выкидывают массу людей на улицы, жизнь не справедлива, а политики циничны.

Мы живем в эпоху, когда силы созидания и силы разрушения достигли беспрецедентного уровня. Всего один ракетный запуск может изменить ход истории. В наступившую новую эпоху Сложности нам нужна новая парадигма восприятия мира, которая будет направлять наши усилии на благо мира и процветания.

За каждой великой империей стоял великий философ или историк, чьи взгляды на мир придавали имперским стремлениям легитимность и даже религиозное значение

Господствующее мировоззрение всегда было необходимым элементом формирования судьбы человечества. Александр Великий не смог бы завоевать почти весь известный в его эпоху мир, если бы он не был учеником философа Аристотеля. За каждой великой империей стоял великий философ или историк, чьи взгляды на мир придавали имперским стремлениям легитимность и даже религиозное значение. (Если бы историю писали жертвы, а не победители, тогда строительство империй выглядело бы, конечно, намного менее похвальным процессом).

Последние столетия человеческое мировоззрение фокусировалось на западном представлении о прогрессе: географические открытия, колонизации и строительства империй до индустриализации, распространения рыночных отношений и технологических инноваций.

Появился новый, более многополярный взгляд на мир, в соответствии с которым развивающиеся страны во главе с Китаем, Индией и Россией ставят под сомнение сложившийся статус-кво

Но XXI век свергает старых кумиров. Глобальный экономический кризис, зародившийся  в США в 2007 году, продемонстрировал хрупкость модели развитых стран. Появился новый, более многополярный взгляд на мир, в соответствии с которым развивающиеся страны во главе с Китаем, Индией и Россией ставят под сомнение сложившийся статус-кво.

В то же время проблемы, страны мира оказались всё сильнее переплетены с глобальными мега-тенденциями (от изменения климата до финансиализации), которые находятся вне компетенции отдельных правительств. Физик Фритьоф Капра, ставший экологом, и химик Пьер Луиджи Луизи в своей книге 2014 года «Системный взгляд на жизнь» отмечают, что «главные проблемы нашего времени – это системные проблемы, которые взаимосвязаны и взаимозависимы». Соответственно, «они требуют системных решений».

В таком контексте мир нуждается в более целостном мировоззрении, основанном на принципах плюрализма и разнообразия (это касается географии, традиций, моделей государственного управления). Эти принципы отражают сложность современных глобальных тенденций и подчёркивают их. Подобный подход означает признание не только необходимости совместной работы государств над формированием мира, но и пределов наших возможностей в его формировании.

Мы до сих пор не открыли ни одного закона природы или уравнения, которые бы объясняли, каким именно образом жизнь эволюционировала до своего нынешнего состояния

С давних пор человечество действует в соответствии с парадигмой детерминизма. Мы верили, что способны предсказывать результаты и манипулировать ими. Но мы до сих пор не открыли ни одного закона природы или уравнения, которые бы объясняли, каким именно образом жизнь эволюционировала до своего нынешнего состояния, а уж тем более, как она будет эволюционировать в будущем. Детерминизм исчерпал себя. Ему на смену должна прийти парадигма, в которой неопределённость считается неотъемлемым фактом жизни.

В естественных науках уже наблюдаются подобные изменения. Квантовая механика, общая теория относительности, неопределённость стали шагом на пути вперёд в физике и математике. В биологии и нейронауках получает всё большую популярность идея, что жизнь возникает через познание (самосознание и самогенерацию) и постоянно меняется, а значит, нет «предсказуемого существования», как выразился биолог Стюарт Кауффман.

Экономика по-прежнему остаётся в основном линейной наукой, которая руководствуется детерминистскими, ньютоновскими принципами XVIII века

Однако в социальных науках – от экономики до политологии – данный переход ещё предстоит совершить. Экономика по-прежнему остаётся в основном линейной наукой, которая руководствуется детерминистскими, ньютоновскими принципами XVIII века. Но простые механистические теории не подходят к живым, сложным, зачастую квантовым системам. Более того, логика редукционизма, основанная на упрощённых допущениях и доминирующая сегодня в экономике, является в лучшем случае неполноценной, а потенциально – фундаментально ложной.

В политике мы по-прежнему с трудом находим системные решения, в том числе и потому, что зачастую не способны договориться о природе комплексных проблем, с которыми мы сталкиваемся

Точно так же в политике мы по-прежнему с трудом находим системные решения, в том числе и потому, что зачастую не способны договориться о природе комплексных проблем, с которыми мы сталкиваемся. Частично это вызвано глобальной природой современных проблем и разнообразием точек зрения, которые следует примирить. В фундаментальном же смысле это вызвано тем, что люди не всегда рациональны. И этот факт новая «экономика сложности» понимала бы лучше.

Если говорить шире, то новое «мировоззрение сложности» должно учитывать, что есть масса мотивов человеческого поведения, начиная с политических и экономических и заканчивая культурными и психологическими (и даже чисто технологическими). В эпоху сложности институты, которые мы строим и поддерживаем, требуют системного подхода, который будет эволюционировать вместе с быстро прогрессирующими естественными науками.

 

Эндрю Шэн – почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете, член Консультативного совета по устойчивым финансам при Программе ООН по окружающей среде (UNEP). Сяо Гэн – президент Гонконгского института международных финансов, профессор Гонконгского университета.

Copyright: Project Syndicate, 2017.
www.project-syndicate.org

 

 

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33