суббота, 05 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Дело нельзя позволить замять – иначе авиакатастрофы повторятся

Вице-премьер-министр РК Роман Скляр в конце прошлой недели озвучил основную версию крушения самолета Фоккер-100, следовавшего ранним утром 27 декабря прошлого года рейсом Алматы-Нур-Султан: противообледенительные мероприятия при подготовке этого рейса к вылету были выполнены слабо (облит был не весь самолет, а только стабилизатор). В таком случае вопрос: а почему?

 - Не исключаю, что в нижней части крыла (создает основную несущую силу воздушного судна), действительно, мог присутствовать лед, - сказал на условиях анонимности один из казахстанских пилотов, согласившийся прокомментировать ситуацию. - Когда самолет, приземлившись, двигается по слякоти, то разбрызгиваемая колесами грязь откладывается на закрылке и замерзает. А одна из особенностей Фоккера-100  - низкое крыло. Сверху оно может чистым, а чтобы увидеть, что происходит внизу, нужно наклониться.

В пункте 204 параграфа 5 Правил производства полетов говорится, что  «Полет, который планируется выполнить в предполагаемых или фактических условиях обледенения на земле, начинается только в том случае, если самолет прошел проверку на предмет обнаружения обледенения и на нем были проведены работы по устранению (предотвращению) обледенения».

Отсюда следует, что эксплуатант (авиакомпания) обязывает экипаж воздушного судна и наземный персонал, который обслуживает судно в условиях фактического или прогнозируемого обледенения (а это имело место быть: в тот роковой день самолет простоял два дня, следовательно, он, как и любое железо, промерз), осмотреть самолет и при наличии отложения льда убрать его с поверхности. Однако это, видимо, сделано не было. А вот почему – это большой вопрос.

Что такое вообще противообледенительная процедура? Она состоит из двух вещей – D-icing, уборка отложившегося льда, и antiicing -  жидкости, предупреждающей образование льда. На видео взлета данного самолета зафиксировано, что он не отходит от земли. Это означает единственное: ему что-то мешало сделать это. А что ему могло мешать, кроме наличия льда, если отказ техники руководство компании отрицает на всех своих пресс-конференциях?

- Это правда, что некоторые авиакомпании экономят на противообледенительной жидкости? 

 - Вопрос - в десятку! Знакомый пилот, работавший в «Бек-Эйр», рассказывал, что в его практике был случай, когда он по радио вызвал обливочную машину, увидев на крыльях лед перед взлетом. Коллега-инструктор одернул: «Ты что?! Что там у тебя у тебя? Изморозь на крыле? Ерунда!». В общем, ему было сказано, что «не стоит поливать дорогой жидкостью песок». Фоккер-100, мол, прощает отложение льда на нижней кромке крыла. Другими словами - в компании «Бек-Эйр» использование противообледенительных процедур считается едва ли не дурным тоном. Я надеюсь, вы меня поняли.

Вот в  «Эйр-Астане» пилотов приучают жестко следовать правилам безопасности полетов. Там имеет место быть так называемая политика «чистого крыла». Оно (крыло) вроде бы и так нормальное, сухое, но если у командира экипажа, которому компания делегирует право принятия решения – обливаться-не обливаться, появляются сомнения из-за наружного воздуха, то они всегда трактуются в пользу обработки крыла. Эта довольно-таки недешевая процедура (я не знаю точно, но, говорят, около 500 евро) спасла много-много жизней, когда в атмосфере присутствовали условия для образования обледенения. Но если же вдруг командир решил не делать этого, а у технического состава имеется другая точка зрения, то пилот обязан профессионально обосновать свое решение. Так, по крайней мере, принято в «Эйр Астане».

Из соображений корпоративной этики я бы не хотел особо вдаваться в комментарий действий экипажа «Бек-Эйр», осуществлявшего рейс Алматы-Нурсултан утром 27 декабря. Мы все знаем, что согласно предварительного расследования, второй пилот попытался прервать взлет, но командир, более опытный пилот с громадным налетом за плечами, принял другое решение. Оно, увы, оказалось ошибочным. 

 – Чьей вины все-таки больше: эксплутанта в лице руководства авиакомпании «Бек-Эйр», который экономил на всем – на зарплатах, на жидкости и т.д., экипажа или наземной службы?

-  Технический персонал, готовя самолет к следующему взлету, меняет масло на двигателе, прогревает самолет, готовит какие-то другие системы. После всех этих процедур выпускающий техник должен обойти воздушное судно, осмотреть все летные поверхности. Вместе с эксплуатантом и командиром воздушного суда он несет равнозначную ответственность за безопасность полета, поэтому их действия должны быть согласованными. Если командир принимает решение по поводу обливаться- не обливаться противообледенительной жидкостью, то он обсуждает это с техником в том числе. В «Эйр-Астане», как я уже сказал, если мнения складываются 50 на 50, то однозначно  – обливаются. А в «Бек-Эйр», про словам знакомого пилота, сомнения в расчет не берутся. Здесь жили по принципу: «Изморось на крыле? Да, ладно. Не впервой, полетим и так».

Вот и в этот раз, надеясь на этот авось, техник наверняка не посмотрел под крыло. Его кромка была, видимо, чистой, а стабилизатор чуть покрыт изморозью. Поэтому они только его и решили облить.

Тот пилот из «Бек Эйр» рассказывал, что у него был подобный случай: после осмотра самолета он увидел, что на закрылках, внизу, осталась замерзшая слякоть. По его требованию, лед был убран перед вылетом. Как это техники сделали, - это уже их проблемы. Может, они его просто скололи, а может, вызвали специальную печку, чтобы сбить его теплым воздухом.

Не могу с полной уверенностью утверждать, меня там рядом не было, но мне кажется, что в случившейся трагедии сыграл свою роль и человеческий фактор. Командир, возможно, довольствовался только рапортом техника о готовности воздушного судна к вылету. Техническая служба наверняка просто смела накопившийся за два дня снег и иней метелкой. Если двигатели были исправные, то другой трактовки нет.

- Но ведь рядом был второй пилот.

-  В самом деле, если бы все полеты проходили идеально, можно было бы летать одному. Но нас в кабине на то и находится двое, чтобы контролировать друг друга. Авиация, собственно, на этом и зиждиться. В принципе действия второго пилота, согласно официальной версии, были правильные: он попытался прекратить взлет. Плохо то, что  не настоял на своем до конца. И коль  продолжили экипаж взлет, значит, на тот момент оставаться в кабине было можно. В общем, вина соразмерна на всех. Технический персонал недосмотрел, капитан не проверил, второй пилот не настоял…

- А куда смотрела служба безопасности полетов? Она ведь есть во всех компаниях.

- Это так. Она должна присутствует при отправлении самолета, но эта служба заточена совершенно на другое: чтобы не пронесли на борт оружие, взрывчатые и воспламеняющиеся вещества, а техническое состояние самолета перед вылетом эта служба контролирует только визуально. Есть два колеса, два двигателя, два крыла, - значит, все нормально. А такие глубинные моменты, которые я озвучивал – нагнуться, посмотреть, что там делается под нижней частью крыла, - этого ее сотрудники, конечно, не делают. Они считают, что для проверки технического состояния существует экипаж воздушного судна, инженерный и технический персонал. Главную ответственность при этом несет командир экипажа. Перед выполнением полета он анализирует  метеоусловия и осматривает самолет на наличие льда на несущей поверхности крыла. Но во многих частных компаниях присутствует такой фактор как экономия, экономия и еще раз экономия. Ради нее пилотов вынуждают идти на определенные нарушения.

- У «Бек-Эйр» были самые доступные авиабилеты, а что будет теперь?

- За счет дорогих билетов вы платите за свою безопасность. А вы не задумывались, с чего это вдруг у некоторых компании дешевые билеты? Да счет вас же, налогоплательщиков. Компаниям, выполняющим так называемые социальные рейсы, компенсируют расходы из госбюджета. С юридической точки зрения, тут нет никакого подвоха. Это общепринятая практика – оказывать финансовую поддержку авиакомпаниям, которые помогают государству в области авиаперевозок. Плохо то, что люди, которые руководят авиакомпаниями, быстро поняв, что можно неплохо заработать на бюджетных средствах, решили, что для этого можно лишь закупиться кой-какой (подчеркиваю – кой-какой) техникой. Вот они ее закупили и доэкономились. И когда Нурлан Жумасултанов (председатель правления авиакомпании «Бек Эйр») сказал на пресс-конференции, что его компанию «добивают» в Казахстане, и скажите, мол, спасибо, за то, что погибло всего лишь 12 человек, то я это расцениваю как верх цинизма. Ведь этим людям не повезло оказаться в числе выживших только из-за политик компании.

Другое дело, когда бюджетные рейсы открывают авиакомпании, уже завоевавшие свое место на мировом рынке авиауслуг. В Казахстане таковой стал «FlyArystan» – «дочка» «Эйр-Астаны». Я далек от мысли, что командир воздушного судна этой лоукостерной авиакомпании будет стоять перед выбором: обливаться или не обливаться противообледенительной жидкостью перед вылетом. «Дочка» наверняка будет следовать тем правилам, по которым живет ее «мать». А в «Эйр-Астане», повторяю, действует политика «чистого крыла».

- В СМИ прошла информация, что авиаторы Казахстана обратились с петицией к Президенту Казахстана о присвоении погибшему пилоту «Бек Эйр» Марату Муратбаеву звания Халык Кахарманы, как когда-то Дмитрию Родину, спасшему в марте 2016 года 121 жизнь. Как вы могли бы это прокомментировать?

- Я не против, чтобы погибшему командиру дали героя. Я против другого. Почему каждый пилот должен делать сверхдвижения, если техника не работает или работает плохо? Для чего его нужно загонять в такие рамки, чтобы у него не оставалось другого выбора, кроме как лететь, проявляя чудеса героизма? Что мешало компании перенять у национальной авиакомпании «Эйр Астаны» политику «чистого крыла»? Ведь если бы остановили самолет, как требовал того второй пилот, то они бы вообще не выкатились.

Я знаю взлетную полосу Алматинского аэропорта, как свои пять пальцев. Она огромная – 4400 метров! Ее специально делали под ТУ-144, первый советский сверхзвуковой самолет. Действия второго пилота с профессиональной точки зрения были правильными – он поставил двигатель на малый газ и пытался прекратить взлет. Если бы капитан прислушался к нему, то самое большее, что экипажу грозило бы, - объяснительные, выговоры и прочее. Зато пассажиры и командир остались бы живы. Нет, я не против того, чтобы Марату Муратбаеву дали героя, но он, повторяю, сделал фатальную ошибку. Поэтому я хотел бы не как пилот, а просто как человек, который тоже летает в качестве пассажира, сделать обращение ко всем СМИ: не оставляйте это дело – с крушением Фоккера-100. Прецеденты будут еще, если не навести порядок в сфере авиаперевозок.

P.S. Крушение самолета 27 декабря 2019 года – не единственное в Казахстане. 29 января 2013 года под Алматы рухнуло воздушное судно CRJ-200 авиакомпании SCAT, на борту которого находились пять членов экипажа и 16 пассажиров. Командир воздушного судна «Эйрбас-320» Тоты Амирова дала после того чрезвычайного происшествия комментарий, касающийся безопасности полетов. Некоторые его моменты, на наш взгляд, не потерял актуальности и сегодня.
«Трагические случаи, связанные с падением воздушных судов, говорят о том, что в отечественной авиации царит бесконтрольность, - сказала пилот в те дни. -  Лично мое мнение (подчеркиваю – лично мое) - причиной аварии с CRJ-200 могло стать обледенение самолета. Воздушное судно может буквально за минуту покрыться льдом. Причины – снег, дождь, туман. В таких случаях оно становится тяжелым, плохо управляемым. В версию - якобы не хватило топлива – я не верю. Да, все авиакомпании (наша не исключение) рекомендуют экипажу  экономить его. Но менеджеры могут просить о чем угодно, однако юридическую ответственность за безопасность несут не они, а командир экипажа. Только он может решить, сколько нужно взять топлива, здесь он неподвластен даже президенту авиакомпании. Он на то и командир, чтобы не идти на поводу у руководства».

Иллюстрации на обложке из открытых источников.

Оставить комментарий

Экспертиза

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33