понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как китайские казахи оказались в СУАР: хроника предательств

Exclusive.kz начинает публикацию расследования активиста Турарбека Кусаинова о том, что проиходит в лагерях «перевоспитания» в СУАР против тюркоязычных народов.

Масштабы жесткого давления и репрессий, являющихся неотъемлемой частью геноцида против тюркоязычных народов и других этнических групп исламского вероисповедания в Синьцзянском регионе Китайской Народной Республики (Восточного Туркестана), важно рассматривать сквозь призму сложившейся в Казахстане ситуации. Здесь следует отметить несколько аспектов. Сейчас в Казахстане очень много живых свидетелей китайских репрессий, существования тюрем и концлагерей, так называемых «центров политического перевоспитания». Еще недавно они были в заключении, а родственники тысяч из них до сих пор остаются в неволе. Однако им удалось донести свою боль и отчаяние до мирового сообщества. В данной ситуации позиция казахстанской власти, считающей грубое попирание прав человека в Восточном Туркестане внутренними делами Китая, игнорирование бедственного положения казахской диаспоры по ту сторону границы, не говоря уже о других нациях, и вовсе оголили проблему.

В числе людей, которые прошли через ад китайских концлагерей, несколько граждан Казахстана. Тем не менее казахстанское правительство не направило ни единой ноты протеста, не выдвинуло ни одного жесткого требования к Китаю в связи с вопиющим беспределом со стороны его коммунистической власти, разделяющей казахские семьи, имеющие гражданство РК или вид на жительство, заключая их в концлагеря, вследствие чего в Казахстане появилось много сирот при живых родителях и вдов при живых супругах. Масштабную торговлю с Китаем, получение займов и осуществление инвестиционных проектов власть Казахстана ставит выше прав человека. Общественные организации, призванные защищать права репатриантов-оралманов и оказывать им помощь, в результате такой политики правительства стали избегать проблемы китайских казахов. Также и казахстанские СМИ практически полностью игнорируют обращения китайских оралманов и казахов Восточного Туркестана. Казахские национал-патриоты, еще вчера истошно кричавшие, что всякий казах – их брат, а «любовь братьев крепче скалы», в критический момент, когда тиски геноцида, стирающего национальную самобытность тюркских народов Восточного Туркестана, сжались еще сильнее, – ушли в глубокое молчание. А муллы Духовного управления мусульман Казахстана, настойчиво проповедующие «мусульманское братство», отказались провести панихиду за упокой душ пропавших – мусульман, замученных и умерших в китайских тюрьмах, чьи тела даже не были выданы их родным и не похоронены по обрядам. Они объясняют это «нежеланием смешивать религию с политикой».

«Нейтральная» позиция Казахстана по отношению к репрессиям в Восточном Туркестане говорит о том, что подлая политика Китая оказывает на него намного большее влияние. В казахском обществе возникло новое понятие «прокитайцев», «мягкой силы Китая». Эти группы, преследующие некие политические интересы, присутствуют и в государственном аппарате управления и среди коренных жителей Казахстана, и даже среди китайских оралманов. Это указывает на то, что китайская коммунистическая власть продолжает системно и интенсивно проводить политику экспансионизма.

Следует отметить, что в данных условиях тактика разоблачения перед лицом мирового сообщества и противодействия чудовищному прессингу Китая на национальные меньшинства Восточного Туркестана приобрела новый характер. Как известно, в прошлом столетии тюркские народы западной части Китая вдохновлялись идеей независимости Восточного Туркестана. Свидетельством тому – Восточно-Туркестанская Исламская Республика, образованная при поддержке белогвардейцев (1933), Восточно-Туркестанская Республика с центром в Кульдже, которая находилась в сфере влияния Советского Союза (1940-1945) и восстание алтайских казахов под предводительством Оспана батыра (1940-1949). Когда власть в Китае перешла в руки коммунистов, угроза для Советского Союза со стороны юго-востока сошла на нет, и он прекратил поддерживать Восточно-Туркестанскую Республику и Оспана батыра в статусе единоличного правителя Алтайского края. Сталин и Мао Цзэдун заключили соглашение.

Коммунистическая власть Китая жестоко подавила восстание, организованное Оспаном батыром. Казахи Алтайского и Тарбагатайского края были вынуждены отступать, давая бои преследовавшим их карательным отрядам и продвигаясь не на территорию Советского Союза, а на юг. Они пересекли Гималаи, а затем через Индию и Пакистан направились в Турцию, где и нашли прибежище. Длительный переход вкупе с жаждой, голодом и холодом унес жизни тысяч людей. После этих событий китайские казахи больше не оспаривали населяемую ими обширную территорию, не претендовали на создание независимой республики либо в составе КНР. С тех пор они стали считать своей родиной Казахстан, входивший в состав Советского Союза.

Есть еще одно обстоятельство, обернувшееся не в пользу китайских казахов. В географическом и этническом отношении Восточный Туркестан можно разделить на две части. Основное население региона составляют уйгуры и казахи. Уйгуры сосредоточены на юге, а казахи населяют северную часть. Между ними высятся отроги гор. С установлением в Китае власти коммунистов территория, населяемая казахами, стала называться Синьцзян-Уйгурским автономным районом с центром в городе Урумчи (в данном случае этот район является административной единицей, приравненной к автономной республике). Уйгуры, издавна жаждавшие независимости, наверняка, были довольны присутствием слова «уйгурский» в названии административной единицы. Благодаря численному превосходству служащие местных органов власти чаще всего являлись представителями уйгурского этноса. 

С середины прошлого столетия в регион началось массовое переселение ханзу (китайцев), что вкупе с всекитайской «культурной революцией» значительно изменило соотношение коренного населения Восточного Туркестана и китайцев.

На сегодняшний день количество китайцев в регионе равно численности уйгуров. По неофициальным данным, в Синьцзяне проживают около 22 млн. уйгуров и 3 млн. казахов. Этот перевес является одним из факторов, обуславливающих упорство синьцзянских уйгуров в их стремлении к независимости.

К концу 20-го века произошел развал Советского Союза, объединявшего 15 национальных республик с коммунистической партией во главе. Похоже, что это событие оказало двоякое влияние на синьцзянских казахов и уйгуров: в сознании казахов укрепилась вера в то, что независимый Казахстан – их историческая родина. Призыв вернуться на историческую родину, обращенный Казахстаном к казахской зарубежной диаспоре, а также принятие закона о миграции дало дополнительный импульс. Так первый поток китайских казахов устремился в Казахстан.

Что касается уйгуров, не имеющих своего государства, то они питали надежду, что процесс распада Советского Союза коснется и Китая, в результате чего Восточный Туркестан обретет независимость.

Рассмотрим еще один фактор, который подталкивает уйгуров бороться за независимость. В конце прошлого века две коммунистические империи с потерпевшей крах государственной плановой экономикой – Советский Союз и КНР ввели в народное хозяйство элементы рыночной экономики, в результате чего появилась частная собственность, стало возможным заниматься коллективным или частным предпринимательством, началась торговля с зарубежными странами. Все это очень благоприятно сказалось на уйгурах, уже давно выбравших оседлый образ жизни. Синьцзянский край стал торговым путем, связывающим внутренний Китай со странами, расположенными западнее. В свою очередь это дало импульс для развития промышленности в крупных городах Синьцзяна, укрепило торговые отношения с граничащими с ним Кыргызстаном, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Россией. Активное участие уйгуров в экономических процессах и, соответственно, рост благосостояния и улучшение качества жизни – объективная реальность.

 Человек, достигший некоторой экономической независимости, со временем начинает стремиться к независимости политической, и это закономерно. Данный процесс не обошел стороной и уйгуров Восточного Туркестана. В течение целого века они подвергались притеснениям и унижениям со стороны центральной власти Китая и стали прилагать усилия к тому, Восточный Туркестан стал реально независимой республикой. Уйгуры подняли проблему нарушения прав национальных меньшинств Китая, в частности, Синьцзяна как чисто политический вопрос, как борьбу за восстановление древнего уйгурского каганата. Этот процесс аналогичен желанию Северной Ирландии выйти из состава Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и намерению Каталонии отделиться от Испании. Центральная власть любого государства расценивает подобное явление как сепаратизм, угрозу его территориальной целостности и независимости. Поэтому положительный исход очень сомнителен.

Когда вопрос, выносимый на повестку дня, приобретает чисто политический характер, то проблема нарушения прав человека дискриминацией по национальному признаку, религиозной принадлежности и т.д., остается в тени. Так Всемирный уйгурский конгресс во главе с Рабией Кадыр и более тридцати уйгурских организаций за рубежом требуют признать Синьцзян-Уйгурскую автономию независимым государством. На акциях протеста и митингах в руках уйгурские лидеров мы видим не пронзительные фотографии конкретных людей – жертв дискриминации и чудовищных репрессий Китая по отношению к нацменьшинствам, и не транспаранты, рассказывающие об их судьбах, а синий стяг с изображением полумесяца. Таким образом, проблема нарушения прав человека в Синьцзяне осталась  без освещения.

С началом массовых репрессий против коренного населения Восточного Туркестана в Казахстане была создана организация «Атажұрт еріктілері» («Волонтеры отчизны» - пер.), которая подняла этот вопрос в правовом поле, в контексте прав человека. Лидер «Атажұрт еріктілері» Серикжан Билашулы заявил, что фашистская политика коммунистического Китая представляет угрозу всему человечеству, и призвал всех пострадавших, независимо от расы, национальности и вероисповедания, обращаться в международные организации. Он заявил, что организация окажет поддержку и представителям китайской национальности, ставшим жертвами политических репрессий коммунистических властей КНР. В скором времени к волонтерам «Атажұрт еріктілері» наряду с казахами потянулись уйгуры, кыргызы, татары и узбеки. Среди них родственники заключенных китайских концлагерей, проживающие в Кыргызстане, Узбекистане и России.

Тюркоязычные мусульманские народы в силу своей природной скромности не склонны рассказывать о перенесенном насилии, в особенности сексуальном. Плюс к этому китайские власти установили тотальный контроль, терроризируя и запугивая даже выезжающих за рубеж: в напутствие каждый казах получает строгое внушение. «Атажұрт еріктілері» и Серикжан Билашулы обратились с призывом рассказывать истории людей, страдающих под давлением в Китае, делать открытые заявления, потому что только так можно добиться положительных результатов. В организацию обратились десятки тысяч людей. Почти все, кто выступил с открытым заявлением, – казахи. События, изложенные в аудио-видео и письменных заявлениях людей, бывших заключенных концлагерей и тюрем, а также находившихся под домашним арестом, позволяют определить масштаб и характер политических репрессий, сопряженных с геноцидом в Китае.

Продолжение следует.

Полная версия в книге автора «Закат Восточного Туркестана»

 

 

Экспертиза

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33