Как китайские казахи оказались в СУАР: хроника предательств
Exclusive.kz начинает публикацию расследования активиста Турарбека Кусаинова о том, что проиходит в лагерях «перевоспитания» в СУАР против тюркоязычных народов.
Масштабы жесткого давления и репрессий, являющихся неотъемлемой частью геноцида против тюркоязычных народов и других этнических групп исламского вероисповедания в Синьцзянском регионе Китайской Народной Республики (Восточного Туркестана), важно рассматривать сквозь призму сложившейся в Казахстане ситуации. Здесь следует отметить несколько аспектов. Сейчас в Казахстане очень много живых свидетелей китайских репрессий, существования тюрем и концлагерей, так называемых «центров политического перевоспитания». Еще недавно они были в заключении, а родственники тысяч из них до сих пор остаются в неволе. Однако им удалось донести свою боль и отчаяние до мирового сообщества. В данной ситуации позиция казахстанской власти, считающей грубое попирание прав человека в Восточном Туркестане внутренними делами Китая, игнорирование бедственного положения казахской диаспоры по ту сторону границы, не говоря уже о других нациях, и вовсе оголили проблему.
В числе людей, которые прошли через ад китайских концлагерей, несколько граждан Казахстана. Тем не менее казахстанское правительство не направило ни единой ноты протеста, не выдвинуло ни одного жесткого требования к Китаю в связи с вопиющим беспределом со стороны его коммунистической власти, разделяющей казахские семьи, имеющие гражданство РК или вид на жительство, заключая их в концлагеря, вследствие чего в Казахстане появилось много сирот при живых родителях и вдов при живых супругах. Масштабную торговлю с Китаем, получение займов и осуществление инвестиционных проектов власть Казахстана ставит выше прав человека. Общественные организации, призванные защищать права репатриантов-оралманов и оказывать им помощь, в результате такой политики правительства стали избегать проблемы китайских казахов. Также и казахстанские СМИ практически полностью игнорируют обращения китайских оралманов и казахов Восточного Туркестана. Казахские национал-патриоты, еще вчера истошно кричавшие, что всякий казах – их брат, а «любовь братьев крепче скалы», в критический момент, когда тиски геноцида, стирающего национальную самобытность тюркских народов Восточного Туркестана, сжались еще сильнее, – ушли в глубокое молчание. А муллы Духовного управления мусульман Казахстана, настойчиво проповедующие «мусульманское братство», отказались провести панихиду за упокой душ пропавших – мусульман, замученных и умерших в китайских тюрьмах, чьи тела даже не были выданы их родным и не похоронены по обрядам. Они объясняют это «нежеланием смешивать религию с политикой».
«Нейтральная» позиция Казахстана по отношению к репрессиям в Восточном Туркестане говорит о том, что подлая политика Китая оказывает на него намного большее влияние. В казахском обществе возникло новое понятие «прокитайцев», «мягкой силы Китая». Эти группы, преследующие некие политические интересы, присутствуют и в государственном аппарате управления и среди коренных жителей Казахстана, и даже среди китайских оралманов. Это указывает на то, что китайская коммунистическая власть продолжает системно и интенсивно проводить политику экспансионизма.
Следует отметить, что в данных условиях тактика разоблачения перед лицом мирового сообщества и противодействия чудовищному прессингу Китая на национальные меньшинства Восточного Туркестана приобрела новый характер. Как известно, в прошлом столетии тюркские народы западной части Китая вдохновлялись идеей независимости Восточного Туркестана. Свидетельством тому – Восточно-Туркестанская Исламская Республика, образованная при поддержке белогвардейцев (1933), Восточно-Туркестанская Республика с центром в Кульдже, которая находилась в сфере влияния Советского Союза (1940-1945) и восстание алтайских казахов под предводительством Оспана батыра (1940-1949). Когда власть в Китае перешла в руки коммунистов, угроза для Советского Союза со стороны юго-востока сошла на нет, и он прекратил поддерживать Восточно-Туркестанскую Республику и Оспана батыра в статусе единоличного правителя Алтайского края. Сталин и Мао Цзэдун заключили соглашение.
Коммунистическая власть Китая жестоко подавила восстание, организованное Оспаном батыром. Казахи Алтайского и Тарбагатайского края были вынуждены отступать, давая бои преследовавшим их карательным отрядам и продвигаясь не на территорию Советского Союза, а на юг. Они пересекли Гималаи, а затем через Индию и Пакистан направились в Турцию, где и нашли прибежище. Длительный переход вкупе с жаждой, голодом и холодом унес жизни тысяч людей. После этих событий китайские казахи больше не оспаривали населяемую ими обширную территорию, не претендовали на создание независимой республики либо в составе КНР. С тех пор они стали считать своей родиной Казахстан, входивший в состав Советского Союза.
Есть еще одно обстоятельство, обернувшееся не в пользу китайских казахов. В географическом и этническом отношении Восточный Туркестан можно разделить на две части. Основное население региона составляют уйгуры и казахи. Уйгуры сосредоточены на юге, а казахи населяют северную часть. Между ними высятся отроги гор. С установлением в Китае власти коммунистов территория, населяемая казахами, стала называться Синьцзян-Уйгурским автономным районом с центром в городе Урумчи (в данном случае этот район является административной единицей, приравненной к автономной республике). Уйгуры, издавна жаждавшие независимости, наверняка, были довольны присутствием слова «уйгурский» в названии административной единицы. Благодаря численному превосходству служащие местных органов власти чаще всего являлись представителями уйгурского этноса.
С середины прошлого столетия в регион началось массовое переселение ханзу (китайцев), что вкупе с всекитайской «культурной революцией» значительно изменило соотношение коренного населения Восточного Туркестана и китайцев.
На сегодняшний день количество китайцев в регионе равно численности уйгуров. По неофициальным данным, в Синьцзяне проживают около 22 млн. уйгуров и 3 млн. казахов. Этот перевес является одним из факторов, обуславливающих упорство синьцзянских уйгуров в их стремлении к независимости.
К концу 20-го века произошел развал Советского Союза, объединявшего 15 национальных республик с коммунистической партией во главе. Похоже, что это событие оказало двоякое влияние на синьцзянских казахов и уйгуров: в сознании казахов укрепилась вера в то, что независимый Казахстан – их историческая родина. Призыв вернуться на историческую родину, обращенный Казахстаном к казахской зарубежной диаспоре, а также принятие закона о миграции дало дополнительный импульс. Так первый поток китайских казахов устремился в Казахстан.
Что касается уйгуров, не имеющих своего государства, то они питали надежду, что процесс распада Советского Союза коснется и Китая, в результате чего Восточный Туркестан обретет независимость.
Рассмотрим еще один фактор, который подталкивает уйгуров бороться за независимость. В конце прошлого века две коммунистические империи с потерпевшей крах государственной плановой экономикой – Советский Союз и КНР ввели в народное хозяйство элементы рыночной экономики, в результате чего появилась частная собственность, стало возможным заниматься коллективным или частным предпринимательством, началась торговля с зарубежными странами. Все это очень благоприятно сказалось на уйгурах, уже давно выбравших оседлый образ жизни. Синьцзянский край стал торговым путем, связывающим внутренний Китай со странами, расположенными западнее. В свою очередь это дало импульс для развития промышленности в крупных городах Синьцзяна, укрепило торговые отношения с граничащими с ним Кыргызстаном, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Россией. Активное участие уйгуров в экономических процессах и, соответственно, рост благосостояния и улучшение качества жизни – объективная реальность.
Человек, достигший некоторой экономической независимости, со временем начинает стремиться к независимости политической, и это закономерно. Данный процесс не обошел стороной и уйгуров Восточного Туркестана. В течение целого века они подвергались притеснениям и унижениям со стороны центральной власти Китая и стали прилагать усилия к тому, Восточный Туркестан стал реально независимой республикой. Уйгуры подняли проблему нарушения прав национальных меньшинств Китая, в частности, Синьцзяна как чисто политический вопрос, как борьбу за восстановление древнего уйгурского каганата. Этот процесс аналогичен желанию Северной Ирландии выйти из состава Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и намерению Каталонии отделиться от Испании. Центральная власть любого государства расценивает подобное явление как сепаратизм, угрозу его территориальной целостности и независимости. Поэтому положительный исход очень сомнителен.
Когда вопрос, выносимый на повестку дня, приобретает чисто политический характер, то проблема нарушения прав человека дискриминацией по национальному признаку, религиозной принадлежности и т.д., остается в тени. Так Всемирный уйгурский конгресс во главе с Рабией Кадыр и более тридцати уйгурских организаций за рубежом требуют признать Синьцзян-Уйгурскую автономию независимым государством. На акциях протеста и митингах в руках уйгурские лидеров мы видим не пронзительные фотографии конкретных людей – жертв дискриминации и чудовищных репрессий Китая по отношению к нацменьшинствам, и не транспаранты, рассказывающие об их судьбах, а синий стяг с изображением полумесяца. Таким образом, проблема нарушения прав человека в Синьцзяне осталась без освещения.
С началом массовых репрессий против коренного населения Восточного Туркестана в Казахстане была создана организация «Атажұрт еріктілері» («Волонтеры отчизны» - пер.), которая подняла этот вопрос в правовом поле, в контексте прав человека. Лидер «Атажұрт еріктілері» Серикжан Билашулы заявил, что фашистская политика коммунистического Китая представляет угрозу всему человечеству, и призвал всех пострадавших, независимо от расы, национальности и вероисповедания, обращаться в международные организации. Он заявил, что организация окажет поддержку и представителям китайской национальности, ставшим жертвами политических репрессий коммунистических властей КНР. В скором времени к волонтерам «Атажұрт еріктілері» наряду с казахами потянулись уйгуры, кыргызы, татары и узбеки. Среди них родственники заключенных китайских концлагерей, проживающие в Кыргызстане, Узбекистане и России.
Тюркоязычные мусульманские народы в силу своей природной скромности не склонны рассказывать о перенесенном насилии, в особенности сексуальном. Плюс к этому китайские власти установили тотальный контроль, терроризируя и запугивая даже выезжающих за рубеж: в напутствие каждый казах получает строгое внушение. «Атажұрт еріктілері» и Серикжан Билашулы обратились с призывом рассказывать истории людей, страдающих под давлением в Китае, делать открытые заявления, потому что только так можно добиться положительных результатов. В организацию обратились десятки тысяч людей. Почти все, кто выступил с открытым заявлением, – казахи. События, изложенные в аудио-видео и письменных заявлениях людей, бывших заключенных концлагерей и тюрем, а также находившихся под домашним арестом, позволяют определить масштаб и характер политических репрессий, сопряженных с геноцидом в Китае.
Продолжение следует.
Полная версия в книге автора «Закат Восточного Туркестана»