суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сможет ли наша власть возродить дух народа, сама оставаясь бездуховной?

Если Касым-Жомарт Токаев не имеет полномочий (что самое по себе нонсенс) вмешиваться в политическую сферу, то экономические реформы он провести может. Этого для его успеха более чем достаточно.

Главный ресурс экономики – это люди. Они же – хозяева и конечные бенефициары. Если им не мешать, они построят успешную экономику. Все, что требуется от государства, – создать условия, что означает принятие законов, соответствующих вызовов времени. Именно это стало одной из основ и гарантий успеха реформ в странах, успешно осуществивших глубокую реформу экономики. Приведу пару примеров. 

Идеологической основой реформ «Плана Эрхарда» в послевоенной Германии стало сочетание социальной рыночной экономики и регулирующей роли государства. Цель - достижение благосостояния для всех. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и созданию максимально благоприятного предпринимательского климата. Двумя главными принципами социальной рыночной экономики являются: «благосостояние для всех» и «благосостояние через конкуренцию».

Одним из первых шагов стало принятие антимонопольного закона, защищавшего свободную конкуренцию.

В 1947-1949 гг. была проведена аграрная реформа и принят закон о земельной собственности, сокративший число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким собственникам. Вопрос обеспечения страны продовольствием, остро стоящий в послевоенные годы, был полностью снят.

Параллельно в свободное плавание были отпущены потребительские цены. Регулировались лишь цены на некоторые виды продуктов. Опасения того, что цены взлетят в 2-3 раза, не оправдались; их рост составил несколько процентов

Закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен позволил отменить сотни разрешительных документов, предписаний, согласований, которые жестко регулировали экономическую деятельность и тормозили проведение реформ.

Решению вопроса свободного предпринимательства способствовали новая кредитная и налоговая политика, антимонопольные указы. Как результат уже через 15 лет главным субъектом социальной рыночной экономики Германии стал именно МСБ.

В 1950-ые годы значительно возросли объемы жилищного строительства, что дало импульс стремительного развития целому ряду производств. В короткие сроки был решен жилищный вопрос для миллионов германцев, оставшихся после войны без крыши. 

Если говорить об обнулении, то оно было проведено в Западной Германии 1940-х годах, названных «нулевыми», следующим образом. Была проведена валютная реформа (она нам не нужна): каждый совершеннолетний житель страны мог поменять только фиксированную сумму денег. Таким радикальным методом Л. Эрхард лишил накоплений небольшую группу тех, кто заработал благодаря заказам, в т.ч. военным, в предыдущие 15 лет. Таким образом, в 1948 году все жители Германии оказались поставленными в одинаковые условия. Это и было настоящее обнуление.

Полагаю, что такого радикального обнуления у нас никто не захочет (уже проходили). Нам необходимы другие меры по восстановлению социальной справедливости и возврату хозяину-народу богатства страны.

Говоря о помощи США в соответствии с программой Маршалла 1947 г. (за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий), следует помнить и о том, что Германии выплатила репарации объеме примерно 20 млрд долларов. То есть даже выплачивая миллиардные долги, при грамотном управлении можно стремительно поднимать экономику.

Почему у нас этого не было сделано? Потому что не ставили таких целей: ни поднимать экономику страны, ни выплачивать долги. 

План Дж. Доджа в Японии получил название «Обратного курса». Этот план предусматривал реформирование экономики Японии на основе либеральных ценностей, свободной конкуренции, ликвидации монополии и сохранении регулирующей роли государства.

При определении реформ авторы руководствовались целью – создать рыночную экономику с регулированием экономических процессов государством. Именно эта цель обусловила все принимаемые решения и меры. Следует помнить о том, что и власть, и бизнес определяли долгосрочные цели как для страны, так и для отдельных производств, ставя во главу угла интересы всей нации.

С целью демонополизации экономики в 1947 г. было принято антимонопольное законодательство, вводившее запрет на образование холдингов и монополистических объединений. Проблема была в том, что в 1947 г. 9 концернов контролировали треть акционерного капитала страны. Акции крупнейших холдингов закрытого типа были пущены в свободную продажу (величина покупаемых акций «в одни руки» – не более 1 %). Предпринятые меры привели к формированию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

Земельная реформа, предпринятая в период с 1947 по 1950 годы, носила форму принудительного выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. В результате земельной реформы количество собственников земли возросло на 70%. Эта реформа способствовала стремительному развитию земледелия и животноводства.

Новый формат был введен для промышленных, финансовых, бюджетных структур, созданы новые отрасли хозяйства, которые освобождались от излишних бюрократических процедур со стороны государства. Сокращение бюрократических операций привело к оптимизации административного аппарата предприятий и госчиновников, количество которых было сокращено на полмиллиона человек.

Что касается протекций, то, например, в 1950-ые гг. в машиностроении приветствовался импорт технологий при одновременном ограничении экспорта готовых автомобилей. И еще: иностранный капитал, ограниченный лимитом, получил право вложений в японскую автопромышленность только после 1970 года, когда автомобили японских компаний уже уверенно вышли за зарубежных рынок.

 

Свидетельством успеха реформ, предпринятых в Германии и Японии, является их нынешнее процветание. При этом значительные результаты реализуемых мер сказались достаточно быстро, спустя уже 5 лет.

Мы находимся в менее сложных условиях по сравнению с послевоенными Германией и Японией. Нам необходима четкая идеология реформ. Определение цели и задач: что нам необходимо преодолеть и исправить, чего мы хотим достичь, какие отрасли станут локомотивами экономики, способными повлечь за собой развитие целого ряда направлений жизнедеятельности государства. Ответы на эти вопросы сделают наши реформы осознанными и сосредоточенными на решении единых задач. В противном случае мы рискуем вновь бездарно растратить ресурсы. И, что страшнее, потерять время и шансы на возрождение экономики.

И еще: в Германии и Японии был духовный подъем всего народа, который был абсолютно уверен в стремлении своих политических и деловых кругов возродить страну. С духом все можно преодолеет и взять любые вершины. Сможет ли нынешняя власть возродить дух народа, сама оставаясь бездуховной? Сможет ли стать инициатором реальных реформ власть, не научившаяся заботиться о стране и переживать за ее будущее? Будет ли она поддержана деловыми кругами, привыкшими достигать лишь свои меркантильные цели? Готово ли чиновничество работать на благополучие народа без мысли о собственной выгоде?

Ответ мы получим очень скоро. А пока остается открытым вопрос: быть или не быть «Плану Токаева»?

Фото на обложке: nur.kz 

Экспертиза

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33