суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Деформация вертикали

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, кандидат политических наук

Известный французский специалист по предвыборным технологиям Ж. Сегела в свое время предложил несколько правил, которые уже стали классикой политического PR. Он утверждал, что «нужно рекламировать человека, а не партию. Идею, а не идеологию. Будущее, а не прошлое. Проект, а не программу». Всем ясно, что на избирательных участках люди будут голосовать не за партию, а за имидж конкретных политиков, при этом в основе формирования образа того или иного политика лежит не партийная программа, а несколько запоминающихся лозунгов, заложенных в предвыборную платформу, по природе своей всегда имеющей значительный налет популизма.
Вся фишка в том, что эти правила универсальны и занимают ключевую позицию в арсенале многих политтехнологов на всех выборных уровнях. Как ни странно, но в этом плане определенный интерес представляют недавно прошедшие в Алматы довыборы в городской маслихат. С одной стороны, в глаза бросалось большое количество кандидатов на одно место: например, в 16-м избирательном округе Бостандыкского района на начальной стадии предвыборной кампании зарегистрировались десять человек, хотя к финишной прямой пришли только четверо. С другой стороны, наблюдались традиционная конкуренция предвыборных слоганов, а не политических программ, соперничество конкретных образов, а не идеологий. Это было характерно для всех политических игроков, участвующих в избирательной гонке, как на пропрезидентском, так и на оппозиционном поле.
В то же время можно было выделить несколько особенностей прошедших маслихатовских выборов, которые отличали их от предыдущих избирательных кампаний.
Во-первых, речь идет о механизме выдвижения кандидатов от партии «Нур Отан». По крайней мере в южной столице был отменен партийный праймериз, на котором путем фильтрации выбирают одного кандидата, в пользу которого работает весь партийный ресурс. В этот раз члены данной партии пошли как самовыдвиженцы, тем самым конкурируя не только друг с другом, но и с представителями других политических сил. То есть возникла ситуация, при которой алматинский филиал партии «Нур Отан» собрался делать ставку только на тех кандидатов от партии, которые в рамках первичного мониторинга их избирательной кампании демонстрировали наибольшую активность и узнаваемость среди населения.
В результате победителями оказались те, кто в самом начале таковыми даже не воспринимались. Здесь стоит обратить внимание на то, что постепенное сокращение количества кандидатов в депутаты городского маслихата произошло, в том числе, и за счет отсева самих членов президентской партии. Думаю, этот опыт был бы полезен и в дальнейшем, когда политическая фильтрация происходит в результате избирательной кампании, а не внутрипартийных кулуарных переговоров. По сути, речь идет о том, что приоритет в выдвижении кандидатов от партии в тот же мажилис должен отдаваться тем, кто прошел через «народный праймеризм», а не шел скопом по партийному списку. Нам необходимы эффективные механизмы циркуляции административной и политической элиты, в том числе и на уровне маслихатов.
Во-вторых, состав участников был более разнообразным по сравнению с прошлыми выборами, что изначально налагало на городские власти большую ответственность, чем в прежние годы, тем более что в условиях ухудшения социально-экономической обстановки излишняя политическая напряженность в ходе выборов была нежелательна.
В-третьих, несмотря на уже привычную критику в адрес административного ресурса, эти выборы показали, что исполнительная вертикаль может действовать несогласованно. В то время как городские власти были заинтересованы в проведении более или менее конкурентной борьбы, игроки на местах, в лице некоторых районных акимов, по-старинке пытались воздействовать на избирательный процесс, поддерживая того или иного кандидата. При этом главная опасность заключается в том, что результатом такой деформации вертикали может быть скрытый или явный саботаж в реализации принятых политических решений. Получается, что выборы в маслихат, как увеличительное стекло, продемонстрировали более глубинные проблемы функционирования государственного аппарата. Речь идет об углублении разрыва между политическими и административными служащими, между руководством страны, средними и низовыми уровнями исполнительной власти в условиях доминирования отдельных групп влияния. В результате возникает разрыв между центральными и местными органами власти и начинает доминировать принцип «глухого телефона». Более того, для служащих среднего и низового звена, в отличие от правящей элиты, даже смена верховной власти имеет как негативный, так и позитивный аспект. В первом случае возрастает угроза нестабильности, во втором появляется шанс для более быстрого карьерного роста.

Оставить комментарий

Антресоли

Работа над ошибками Работа над ошибками
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Чем мы хуже других? Чем мы хуже других?
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Вопрос бремени Вопрос бремени
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Wind of Change Wind of Change
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Что такое репутация Что такое репутация
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:46
Уроки переписи Уроки переписи
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:45
Мухи отдельно, Мухи отдельно,
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:45
Cовременный ритейл: Cовременный ритейл:
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:45
Self made Self made
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
Железная леди Железная леди
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
С высокой трибуны С высокой трибуны
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
Когда пастухов много Когда пастухов много
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
Ледниковый период-2, Ледниковый период-2,
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:43
Глас народа, Глас народа,
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:02
Битва за евразию Битва за евразию
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:02
Два иероглифа Два иероглифа
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:02
Формула искусства Формула искусства
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:01
Железный конь Железный конь
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:01
Родом с неба Родом с неба
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:01
Пять вопросов Пять вопросов
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:00
Чем живет Чем живет
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:00
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33