суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сквозь тернии – к звездам?

Расул Жумалы

Интеллектуальное богатство является, пожалуй, самым главным достоянием в арсенале любой страны. В отличие от других, оно накапливается десятилетиями, а то и веками, но и отдача от него несоизмеримо большая и долгосрочная. Поэтому между уровнем образованности нации и ее конкурентоспособностью существует бесспорная связь. Именно интеллектуальное богатство представляет собой некий код, который позволяет нации сохранять свое «я», приумножать достижения и передавать эстафету будущим поколениям.

Система образования в Казахстане начала складываться еще со средних веков. Изначально здесь существовали исключительно религиозные учебные заведения: мектебы и медресе, где преподавали «Шаригат ул-иман» (свод мусульманских правил), «Аптиек» (изучение Корана) и другие дисциплины. Наличествовали суфийские ордена: Яссауия, Накшбандия, Кубрауия, которые также вели просветительскую деятельность. Состоятельные родители направляли детей для продолжения образования в Бухару, Хиву и Ташкент, где те постигали не только арабский язык и литературу, но и восточную философию, историю, географию, математику, прочие науки и языки.
Исследования показывают, что к концу XVIII века начальный уровень грамоты имели от 5 до 10% казахского населения (для сравнения: в России соответствующий показатель достигал лишь 3–5%), хотя российские источники говорили о поголовной безграмотности казахов, игнорируя исламское образование. Как бы то ни было, но с момента присоединения Казахстана к России (1730–1740 годы – Младший и Средний жузы; 1860-е – Старший жуз) ускорилось распространение русской версии просвещения.
Первоначально в Омске (1786) и Оренбурге (1789) были открыты школы для подготовки переводчиков с русского языка: само превращение городов-крепостей на границе с казахскими степями в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном требовало создания специальных центров по подготовке «толмачей», географов и картографов. Особенно следует отметить открытую в 1789 году «Азиатскую школу». Ее выпускники, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных кадров.
В 1813 году в Омске, а в 1825 году в Оренбурге учреждены кадетские корпуса. Кстати, среди выпускников последнего значился и выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Одну из таких школ в 1841 году организовал хан Внутренней Орды Жангир, и преподавание в них шло как на русском, так и на татарском языках. В большинстве своем подобные заведения ставили целью не столько дать знания казахской молодежи, сколько подготовить преданных хану и колониальной администрации служащих.
С принятием в марте 1870 года закона «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» в Казахстане стали открываться русско-казахские двуклассные училища, кроме того, одноклассные волостные и участковые училища, аульные и старшинские школы. Одновременно здесь существовала система государственных учебных заведений для русского населения, куда принимались и коренные жители. В 1877 году в Верном (ныне Алматы) открыты мужская и женская гимназии. Помимо школ, по линии Министерства просвещения действовали церковно-приходские и казачьи школы.
Такая разнотипность школ усугублялась еще и тем, что органы управления ими были разобщены. Так, например, учебные заведения Оренбургской, Уральской и Тургайской областей подчинялись Оренбургскому округу, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей – Западно-Сибирскому округу, школами Семиречья, а также Сырдарьинской области ведал Туркестанский округ и т.д. Церковно-приходские и казачьи школы, не говоря уже о традиционных медресе, вовсе выпадали из общей системы.
Противоречивой в отношении коренного населения оставалась и сама образовательная политика. Дело в том, что смешанные школы рассматривались властями как инструмент колонизации и русификации коренного населения. В инструкциях, изданных Министерством просвещения, в частности указывалось, что «народное образование на окраинах русской державы есть своего рода миссионерство, а миссионерство есть своего рода духовная война...» Один из чиновников царской администрации Ильминский писал: «Для нас вот что подходящее было бы, чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника».
Не оставалась без внимания и религиозная сторона образования. Уже в конце XIX столетия колониальные власти озаботились идеей перевода казахского языка с арабского алфавита на кириллицу для того, «чтобы ученик казахской школы имел возможность без труда читать русские книги, но не мог читать религиозную литературу». Взамен в учебные программы ряда школ включалось православное вероучение.
Впрочем, имелась и позитивная сторона: начальная общеобразовательная подготовка открывала путь казахской молодежи к продолжению образования в престижных учебных заведениях Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. В них получили образование Алихан Букейханов, Мустафа Шокай, Ахмет Байтурсынов и многие другие, кто впоследствии составили костяк казахской интеллигенции. Кроме того, посредством русской интерпретации появилась возможность приобщиться к передовым европейским стандартам образования и передовой научной мысли.
Видная роль в создании национальных школ принадлежала отечественным деятелям. Предложенная одним из первых казахских просветителей Ыбыраем Алтынсариным система вводилась с 1880-х и включала двуклассные училища с интернатами в уездных центрах (срок обучения 6 лет), волостные одноклассные училища (4 года), аульные передвижные школы (2 года). Важное значение в развитии методики обучения родному языку и литературе сыграло пособие Алтынсарина «Киргизская хрестоматия». В пропаганду идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширение системы начального обучения немалую лепту внесли такие органы печати, как журнал «Айкап», «Киргизская степная газета», «Степной край», «Казах».
В общей сложности по состоянию на 1915 год в Казахстане было 2006 общеобразовательных национальных и смешанных учебных заведений, включая 13 мужских и 9 женских гимназий, 4 училища. Всего в них обучалось 105,1 тыс. человек (11% детей школьного возраста). Действовали свыше 700 мусульманских мектебов и медресе, где обучались 10 тыс. мальчиков и около 2 тыс. девочек. При этом, по данным переписи 1897 года, грамотность казахов на русском языке составляла около 1,2%.
Тем временем в связи с потребностями экономики открывались сельскохозяйственные, садоводческие, лесные училища. Среди ремесленных школ наиболее известными были Яковлевское училище в Тургае (1883) и Уральская школа ремесленников (1896). К 1917 году таковых насчитывалось 15 единиц плюс 52 ремесленных отделения и 240 классов ручного труда при общеобразовательных школах.
С крушением в 1917 году царизма и победой пролетарской революции в России серьезную ломку испытала и образовательная система на окраинах бывшей империи. В 1920 году в Оренбурге, тогдашней столице Казахстана, был учрежден Наркомат просвещения. Годом позже создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которая совместно с Наркомпросом организовала курсы для взрослых, так называемые «красные юрты» и «красные караваны», осуществляющие не только образовательную, но и политико-воспитательную работу среди населения. В цифровом выражении уже в 1920/21 учебном году в Казахстане насчитывалось 2,4 тыс. школ (144 тыс. учащихся).
С одной стороны, здесь наблюдались гуманистические тенденции, помноженные на массовость, с другой – чрезмерная политизация и идеологизация образования: таковы были установки тоталитарной власти. Что касается кампании по русификации, которую проводила прежняя царская администрация, так при большевиках она получила еще больший размах. Это выражалось в повсеместном закрытии мечетей и медресе, гонениях на мулл и имамов, «алфавитных революциях» с переводом казахского языка сначала на латинскую графику, а затем – на кириллицу. «Классово-пролетарский подход» не обошел вниманием и деятельность передовой казахской научно-педагогической интеллигенции, отстаивавшей идеи воспитания свободной, духовно-нравственной личности, умеющей ценить свою культуру, язык и традиции. Многих ее представителей обвинили в так называемом «буржуазном национализме» и репрессировали.
С началом 1930-х вводится всеобщее начальное обучение. В 1932/33 учебном году действовало 6,8 тыс. школ (1016 тыс. учащихся), около 63% детей, проживавших в аулах, посещали школу. К концу десятилетия грамотность местного населения составляла 79% (среди мужчин – 85%, среди женщин – 63%). В 1952 году осуществлен 7-летний всеобуч, в 1959–1960 годах завершено введение 8-летнего всеобуча, а с середины 1970-х осуществляется курс на всеобщее среднее образование казахстанской молодежи.
Развивались и высшие учебные заведения, которых в дореволюционном Казахстане вообще не было. Подготовка квалифицированных национальных кадров до поры до времени шла в Москве, Ленинграде, Омске и других городах России. Сначала стали открываться так называемые рабфаки для рабочей и крестьянской молодежи: первый – в Оренбурге в 1921 году, затем в Семипалатинске (1927), Алма-Ате (1928). В 1931-м на 7 рабфаках обучалось 600 студентов. Первым же полноценным вузом стал Казахский педагогический институт (1928). В следующем году создаются Ветеринарно-зоотехнический институт, в 1930 году – сельскохозяйственный, 1931-м – медицинский (все – в Алма-Ате). В 1932-м открыты пединститут в Уральске и геолого-разведочный институт в Семипалатинске. Ну а в 1934 году учрежден Казахский государственный университет.
К 1940-му в республике работали уже 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института. В 1932 году учреждена Академия наук, в которой перед началом Великой Отечественной войны 1941–1945 годов работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.
Развитие высшего образования продолжалось в военные и послевоенные годы. В числе старейших вузов можно отметить Алма-Атинский пединститут иностранных языков (1940), Чимкентский технологический институт стройматериалов (1943), Алма-Атинскую консерваторию (1944), Женский пединститут и Институт физической культуры (Алма-Ата, 1945). В целом, по стране к концу 1980-х действовали 63 вуза (280 тыс. студентов).
Как результат практически вся казахстанская молодежь имела среднее общее образование, причем бесплатно. Бесплатным было и высшее образование, по уровню охвата которым Казахстан занимал второе место среди 15 республик СССР после Российской Федерации.
Говоря о советском периоде дошкольного, среднего и высшего образования в нашей стране, весьма затруднительно давать однозначные оценки. С одной стороны, стандарты, заданные в СССР, были довольно высоки. Достаточно сказать, что уже в 1964 году Союз занимал по показателю коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ) второе место в мире, уступая «пальму первенства» лишь США. Более того, современный уровень образования большинства стран на постсоветском пространстве во многом держится за счет потенциала, заложенного именно во времена Союза.
С другой стороны, советской системе образования была присуща чрезмерная идеологизация. Это, в частности, выражалось как в засилье коммунистических догматов, особенно в части гуманитарных дисциплин, так и в чрезвычайно разбухших учебных программах, когда будущим физикам, химикам или инженерам приходилось штудировать историю КПСС, политэкономию, основы марксизма-ленинизма, прочий балласт.
Принципы интернационализма, провозглашенные на заре СССР в качестве основы советского общежития, со временем, особенно с 1970-х, стали уступать место тотальной унификации. Фактически СССР действовал как Соединенные Штаты Америки, пытаясь, и, в общем-то, небезуспешно, переплавить многонациональное население страны в единое целое. Ясно, что лейтмотивом данного процесса стала линия на русификацию народов СССР, в том числе и Казахстана. Взамен, пускай и закамуфлированно, сужался круг национальных школ, культурных центров, библиотек. Без владения русским языком нечего было и помышлять о получении пристойного образования, устройстве на перспективную службу. В результате молодая поросль, особенно в городах, развивалась в отрыве от естественных корней. Несколько поколений выросло на ценностях русской культуры, имея смутное представление о творчестве собственных классиков.
Шанс переломить угрожающую тенденцию представился только с обретением независимости. Уже два месяца спустя, в феврале 1992 года был принят закон РК об образовании, который помимо прочего провозгласил независимость образования от политических и идеологических воздействий, препятствующих получению объективных знаний, отмену жесткого централизованного руководства сферой образования.
Параллельно шла выработка новой концепции реформ в системе образования. Их важнейшими чертами стали: ориентированность на западные стандарты; формирование рынка образовательных услуг; переход на финансирование не объектов, а субъектов образовательного процесса. В 2001 году утвержден Классификатор направлений и подготовки специальностей высшего профессионального образования, в соответствии с которым произведено укрупнение перечня специальностей. Это позволило приблизить их набор к требованиям, предъявляемым Лиссабонской конвенцией. Столь же активно Казахстан включился в так называемый Болонский процесс, заявив о переходе на трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавриат–магистратура–Ph.D.
На первый взгляд, переход на западные модели обещал привнести ряд позитивов, таких, как конкуренция учебных курсов и начисление дифференцированных баллов за изученные дисциплины, гибкость и мобильность образовательных программ, разнообразие источников финансирования и форм предпринимательской деятельности вузов. Однако желание с наскока «вписаться» в международные стандарты образования диктовало правительству Казахстана продвижение в сторону ряда не самых популярных в обществе образовательных проектов. Речь, например, идет о переходе от 10-летнего на 11-летнее среднее образование, замене вступительных экзаменов в вузы компьютерным тестированием и прочих реформах. Общая картина усугублялась тем, что подобные новации зачастую воспринимались механически, внедрялись форсированно и бессистемно, а часто сменяемые руководители курирующих государственных органов по-разному видели цели и задачи реформ в сфере образования. Впрочем, это уже совсем иная история… 

Комментарий независимого редактора:
На мой взгляд, те подходы к построению эффективной образовательной системы, которые были у государства на заре Независимости, нуждаются сейчас в реставрации.
Почему-то со временем в риторике многих опять стали появляться консервативные нотки – «советское было лучшим», ректоры государственных вузов опять «пробили», по сути, дотационное финансирование, а в высшей школе замедлилась профессионализация.
Очевидно, все это – результат замедления темпов построения конкурентного сектора образовательных услуг и снижения мотивации вузов к саморазвитию.

Оставить комментарий

Антресоли

Быть, а не казаться Быть, а не казаться
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Каспийский  передел Каспийский передел
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Кто кого сильнее? Кто кого сильнее?
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:30
Творец  легенды Творец легенды
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:49
Умелые  ручки Умелые ручки
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:49
План Маршалла: План Маршалла:
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:49
Комплекс лидера Комплекс лидера
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:48
Предложение, Предложение,
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Работа над ошибками Работа над ошибками
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Чем мы хуже других? Чем мы хуже других?
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Деформация вертикали Деформация вертикали
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Вопрос бремени Вопрос бремени
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Экономика доверия Экономика доверия
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33