воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Надо быть, а не слыть»

Художественный руководитель театра-мюзикла «Аксарай», заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Болат Атабаев

– Вы – один из немногих деятелей, которые выступают за необходимость реформирования в сфере казахского искусства. Что Вас не устраивает?
– Реформа театра предполагает изменение господствующего вкуса. В истории казахстанской культуры были конкретные лица, знаковые фигуры, например, Темирбек Жургенев. В 1920-е годы, после революции, надо было заново создавать культуру. Профессиональных школ не было, актеров, музыкантов, певцов не готовили. Что делал Жургенев? Приглашал композиторов из России – Затаевича, Брусиловского, Мацуцина. Они и обучали. У них учился Ахмет Жубанов, в ГИТИСе – Аскар Токпанов. В итоге Жургенев создал среду, которая начала влиять на вкусы. То есть я хочу сказать, что правительство создавало условия. Композиторов, писателей буквально «запирали» в домах отдыха, чтобы они там писали. Такое организовать могли только личности.
После Жургенева такой же яркой фигурой стал Ильяс Омаров, который тоже поменял господствующий вкус. Он стоял у истоков создания эстрадной студии, ансамбля «Гульдер», «Молодого балета Алма-Аты», хореографического училища. При нем появился знаменитый «Дос Мукасан», страну заполонили вокально-инструментальные ансамбли. Но если Ильяс Омаров культивировал дух советского искусства, то пришедший после него Узбекали Джанибеков повернул искусство в национальное русло, в традиционное исполнение. В итоге родились фольклорные коллективы «Салтанат», «Алтынай», «Сазген», «Адырна», «Отырар сазы» во главе с прославленным Нургисой Тлендиевым. Фольклорные группы открылись во всех областных филармониях.
Главная проблема в том, что после этих знаковых личностей у нас никто не работает системно. Один министр культуры, имя не буду называть, когда я ему все это рассказывал, отвечал: «Боке, лишь бы не напортачить». То есть для него важнее было спокойно отсидеть свой срок, и все. Как можно что-то менять с такой психологией?

– Вы сказали о роли личностей. Но ведь таких личностей надо сначала взрастить, создать для этого предпосылки, сформировать системный подход…
– Вот именно. Возьмем, к примеру, наше театральное искусство. Сегодня во многих стационарных театрах «творческие простои». Причиной тому раздутые штаты, несовершенный механизм обновления труппы, что ведет к нарушению пропорций возрастных категорий. Так, в общем массиве драматургии на роли персонажей старше шестидесяти лет приходится обычно не более 3 процентов действующих лиц; между тем в некоторых труппах число актеров старше 55 лет достигает 30 и более процентов. Другая причина психологической напряженности – совместительская работа «на стороне»: на телевидении, в случайных временных сообществах, в сборных концертах. Театр в этих случаях рассматривается как некий институт социальных гарантий (зарплата, соцстрах, пенсия, бюллетень, премия за выслугу лет и прочее). Активная же творческая работа рождается там, где дают роли и достойно оплачивают труд. В областных театрах труппы меньше, занятость актеров выше, а востребованность вне театра невелика. Актер приобретает психологию иждивенца с соответствующим отношением к театру как к временному причалу – в ряде театров труппа за год обновляется более чем на треть.
Таким образом получается, что модель театра-дома, театра-семьи для многих сегодня утеряла привлекательность и универсализм. В России и на Западе театру единомышленников противопоставлена антреприза, театр одного спектакля. В утверждении такого театра усматривается отказ от священных МХАТовских традиций, его эстетических и организационных принципов. Труппа компактнее, мобильнее, экономичнее, не отягощена «актерским балластом», изначально ориентирована на гастрольный тип деятельности. В Казахстане этот тип театра вообще не востребован из-за отсутствия гражданской культуры самих театральных деятелей, то есть люди искусства по своей психологии хотят быть ведомыми. Ведущий же зачастую предпочтет провести какой-нибудь отчетный концерт или низкопробное шоу наподобие «Тамаша».

– Коль скоро речь зашла о театрах, чем сегодня живет этот вид искусства в Казахстане, в чем заключается его, так сказать, социальное предназначение?
– В нынешних условиях художник поставлен в крайне трудные условия, от него требуют конкурентоспособности, формируют прагматичный, принципиально новый взгляд на творчество. Казалось бы, социально-психологические, экономико-политические, общекультурные процессы 1990-х в Казахстане должны были изменить роль и место театра в обществе, в иерархии искусств, повлиять на зрительские ожидания и предпочтения, художественные установки создателей спектаклей, содержание афиш, стилевые поиски режиссуры. Увы, лицо театра не изменилось, о его социальном, нравственном авторитете даже говорить не приходится. Ограничиться упреком в адрес театров и успокоиться с чувством проделанной работы, как это делают чиновники от культуры, конечно, можно. Но практика показывает: от этого конечный продукт театра – спектакль – лучше не становится, а театральные коллективы скорее напоминают «террариум единомышленников», где соседствуют кобры, удавы, гадюки и черепахи.
Годы реформ создали условия для развития рыночной экономики, обеспечили индивидуальные права и свободы, но одновременно способствовали деградации советской системы культуры и гуманитарной сферы в целом. В итоге серьезно ухудшилась ситуация с доступностью качественной культурной продукции населению, сократилась посещаемость учреждений культуры. Место высокой культуры заняла массовая эрзац-культура: ни один академический театр не может конкурировать сегодня с концертами звезд российской или отечественной эстрады! Для значительного числа граждан массовая культура стала «окном в жизнь», источником духовных и интеллектуальных переживаний. Несколько поколений молодых казахстанцев растет в незнании того, чем является театр, происходит интеллектуальное упрощение и обнищание нации, теряется потребность в духовном поиске, творчестве, культурном развитии. К сожалению, сегодня сфера культуры воспринимается как автономная, оторванная от жизни нации и общества территория, подчиненная Министерству культуры. Подобное отношение к культуре и культурным учреждениям вызвало сильнейшее искривление духовно-интеллектуального пространства.

– Но ведь за прошедшие годы и в театре, и в сфере культуры в целом были определенные достижения, успехи?
Нельзя сказать, что достижений нет, но в целом система приобщения населения к искусству находится в жутком, опасном для национальной идентичности состоянии. Обратимся лишь к некоторым фактам, характеризующим общий культурный процесс, что же общество и что же конкретно инфраструктура культуры получили за последние годы?
К примеру, состоялось открытие театра оперы и балета, Культурного центра в Астане, но лишь в организационном плане. Содержательно они не стали визитной карточкой общенациональной культуры. Или же ежегодные, в основном похожие друг на друга, театральные фес-тивали, различные концерты юбиляров, бесконечные гала-концерты, гастроли, навешивание памятных досок, Год культуры Казахстана в России и на Украине. Но фестивали и концерты забываются на следующий день, и необходимо двигаться содержательно, по аналогии с ГП «Культурное наследие». В целом ничего значительного, что могло бы придать динамику общенациональному культурному процессу и геокультурному развитию страны. Если честно, подведомственным учреждениям безразличны все эти реорганизации и многочисленные суетные мероприятия. Министерство воспринимается как большая канцелярия, запутавшаяся в своих исходящих и входящих документах. Единственный вопрос, который волнует всех, – «лишь бы пропустили и не урезали наши бюджетные заявки на очередной год».
Все это со всей очевидностью говорит о необходимости перемен, реформирования и модернизации государственной политики в сфере культуры.

– Так что именно Вы предлагаете?
– Прежде всего нужен единый стандарт обеспеченности территории страны учреждениями культуры. Необходимо на государственном уровне определить минимальный набор видов и численности учреждений культуры, который должен быть в крупных городах, малых городах, больших селах, маленьких селах. Огромные разрывы и диспропорции в развитии сети учреждений культуры привели к катастрофическому неравенству прав граждан в зависимости от места их проживания. Необходимо внедрить общенациональный индекс доступности культурных услуг для населения. Такой индикатор позволит нам более точно определять потребности инфраструктуры на развитие и материально-техническое обеспечение. В этом же блоке необходимо отразить социально гарантированные нормативы и стандарты для отрасли культуры.
Во-вторых, следует принять специализированную государственную программу поддержки гастролей и передвижной выставочной деятельности. Причем финансирование конкретных учреждений культуры по данной программе должно осуществляться на конкурсной основе, открыто, с участием общественности.
В качестве следующего шага надо основательно расширить и укрепить позиции искусства в общеобразовательной школе, ввести предмет «Культура и искусство» в программу с первого по выпускной класс. Кроме того, нужны механизмы формирования и развития культурно-рекреационной среды для жителей села, стимулирующие не только поддержку традиционных видов искусства, промыслов и народного творчества. Но на сегодняшний день важно приобщение и культивирование сельским жителям высоких образцов мировой классики во всех ее жанрах и видах.
Наконец, мы должны выработать нормы, регулирующие и стимулирующие развитие сегмента рынка в отрасли (индустрия досуга и развлечений). Нормативные основания по созданию благоприятных условий данному сегменту позволят отрасли в целом решить многие финансовые проблемы. Именно в этом разделе необходимо заложить нормы формирования конкурентно-творческой среды в отрасли культуры и для государственного, и для частного сектора. Культурный сервис во всем мире – это прибыльная статья дохода и одновременно имиджевая политика государства.

– Пока же сталкиваемся с казусами, когда наши известные деятели культуры, попав на Запад, часто остаются там. Гастролируют здесь, но живут и работают там.
– Запад экономически привлекателен, что само по себе очень важно. Вот сейчас все говорят о проблеме казахского языка. Но можно одним махом решить эту проблему. Если Казахстан станет экономически привлекательной страной, как, например, Германия, люди будут стоять в очереди, чтобы изучать казахский язык. Хотя для этого требуются годы.
Но вот в чем дело. Есть такое понятие, как культурный империализм. Его цель – без войны завоевать душу человека, покорить дух народа. Кока-кола, джинсы, Оксфорд, «Майкрософт», «Мерседес», «Шанель», Майкл Джексон, «Абба» – это все культурный империализм. Я тоже учился на Западе. И вы думаете, я не поменялся или моя «казахскость» под влиянием той культуры, в которой я побывал, не пострадала? Конечно, нет. Я вернулся сюда и начал прививать какие-то западные модели под видом общечеловеческих, тем самым разрушая национальную ткань. Потому что мне в советское время никто не говорил, что я казах и должен нести ответственность за казахскую культуру. Мы все старались быть советскими. Когда я работал переводчиком в «Интуристе» и водил иностранцев в парк 28 панфиловцев, туристы удивлялись: почему ваши дети стоят с автоматами у Вечного огня, а я с пеной у рта защищал этот маразм, как защищали в Великую Отечественную Москву панфиловцы. Патриотизма на основе казахского материала я не знал, хотя в подсознании что-то казахское всегда теплилось. От этой культуры зависимости, культуры подчинения я отвязался лишь со временем, когда начал задумываться после декабрьских событий. Вот почему я сомневаюсь, что наша молодежь, обучающаяся на Западе по линии «Болашака», вернется «государственниками» и что ее «казахскость» укрепится. Но так хочу ошибиться.

– В таком случае как бы Вы определили ключевые национальные интересы Казахстана? И какую роль Вы отводите в этом процессе национальной идеологии?
– Стать экономически, политически, социально, правово- и духовно привлекательной страной. Есть все условия для этого. Не создавать экстремальные условия для отдельных граждан. Тогда не будет экстремистов. И никто не будет резать свой палец, заниматься самосожжением и суицидом. Что касается идеологии, то только доверие народа к власти и социальная справедливость могут консолидировать вокруг персонифицированной идеи. Надо отказаться от порочного принципа типа «не плачущему ребенку грудь не дают». Всякая идеология изначально порочна. Идеология – это любовь только к одной идее. Это одностороннее движение, где все другие идеи сметаются с пути. Нужна модель поведения Махатмы Ганди, вот арсенал средств убеждений, когда каждо-
дневным поведением надо быть, а не слыть! Прилагать не слово к слову, а мысль к делу!
Пророка Мухаммеда после последнего боя со своими противниками спросили его сторонники: «Против кого будем теперь воевать?». На что пророк ответил: «Будем воевать против своего внутреннего врага, который сидит в каждом из нас». Я полагаю, это внутреннее бескультурье, невежество, та же безнравственность и пофигизм.

Оставить комментарий

Антресоли

В круге первом В круге первом
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:09
Программа «Болашак»: Программа «Болашак»:
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Две  модели  науки Две модели науки
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Быть, а не казаться Быть, а не казаться
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Каспийский  передел Каспийский передел
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Кто кого сильнее? Кто кого сильнее?
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:30
СВМДА: СВМДА:
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:29
С этим НАТО жить С этим НАТО жить
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:29
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33