Все случайное отсеется,
– Карина, Вы на отечественной эстраде вот уже более 15 лет. В чем секрет Вашего долголетия?
– Особого секрета нет. Я просто считаю, что залог успеха в любом деле – это прежде всего труд. Труд, основанный на профессионализме и деловом подходе. Да, мы действительно с Болатом Сыздыковым работаем уже более 15 лет вместе. И мы не люди с улицы, которым вдруг ни с того ни с сего просто захотелось петь. Наши дни наполнены тем, что мы много работаем в студии, постоянно пишем музыку, никогда не останавливаемся на достигнутом. Для артиста именно нашего жанра очень важен его репертуар, потому что когда человек помнит песню, которую ты поешь, он помнит и тебя. Если вы скажете «Мюзикола», то на слух сразу придут несколько мелодий: это и «Девочка в платьице белом», и «Арман жолдар», и «Певица и саксофон» и другие. Именно поэтому для успеха и долголетия на эстраде очень важно работать над репертуаром.
– А существует ли на нашей эстраде такое понятие, как естественный отбор?
– Да, конечно. Естественный отбор на эстраде – это проверка временем. Потому что самое ценное, что может иметь артист, – это любовь народа. А народ, как правило, долго помнит только тех артистов, чьи песни действительно живут у него в сердце. Допустим, наши песни, которые были написаны 10–15 лет назад, их до сих пор люди знают и поют. Для нас это и есть проверка временем. Надеюсь, еще лет через 10–20 наши песни будут жить, а возможно, и после нас. Самое главное – отношение народа к нашему творчеству.
– Бытует мнение, что на концертах сегодня не заработать, а на что живет артист?
– Смотря какие концерты. Если расценивать концерты в традиционном смысле, когда люди приходят, покупают билет, ты выступаешь, то таковых очень мало, и действительно на них не заработаешь. Поэтому большинству артистов приходится выступать на свадьбах, тоях, корпоративных мероприятиях – словом, там, где платят за выступление реальные деньги. Что же касается больших концертов, допустим, во Дворце Республики, то это, как правило, такие презентационные шоу, которые просто подчеркивают твой статус в мире искусства, и все. И здесь ты сам вкладываешь деньги для того, чтобы показаться зрителю.
– Что же необходимо сделать для того, чтобы артист, его права были защищены законом, чтобы он мог всецело посвятить себя творчеству?
– Сегодня многие артисты борются за свои права, авторское общество, в котором мы состоим как авторы, тоже отстаивает наши интересы и пытается бороться с пиратами, незаконным использованием интеллектуальной собственности. Все это предпринимается, но эта проблема, собственно говоря, глобальная, и она должна решаться эволюционным путем. Понимаете, мы сейчас находимся на определенной стадии развития, и постепенно все встает на свои места, но для этого нужно время. Помните, десять с лишним лет назад мы сидели без света, без газа, без горячей воды, но ведь это время же прошло. То же самое произойдет и с пиратством, защитой авторских прав. Мы развиваемся по спирали, и, как говорится, всему свое время. Когда стабилизируется экономическая, социальная ситуация, тогда и все подобные проблемы найдут решение.
– По Вашему мнению, есть ли сегодня в Казахстане молодые артисты, которых можно было бы уверенно причислить к плеяде восходящих звезд, и как Вы лично относитесь к так называемому засорению эфира жалкими подобиями звезд?
– Настоящие певцы в жанре современной популярной музыки у нас, безусловно, есть. Их немного, но много быть и не может. Это – общепризнанная звезда Роза Рымбаева, Батырхан Шукенов, «Уркер», конечно же, «Мюзикола» (смеется), Нурлан Абдуллин. То есть определенная группа, которая достойна называться звездами и соответствует своему статусу, имеется. А вот бороться с тем, о чем Вы говорите, – засильем всяких бездарностей, дилетантов, на мой взгляд, не стоит. Потому что их существование нам даже выгодно, ведь чем больше будет такого балласта, тем больше нас будут ценить (смеется). А если серьезно, то рано или поздно все наносное, все случайное отсеется, и останется настоящее.
– Ваше мнение по поводу отношения отечественных музыкальных каналов к нашим исполнителям?
– Ситуация оставляет желать лучшего. Что греха таить, у нас все смотрят российское телевидение. Свои каналы никто смотреть не хочет, по крайней мере развлекательные и музыкальные программы. И пока с артистов будут тянуть деньги, а за работу платить гроши, а то и вовсе не платить, так и будет продолжаться. Это очень обидно. Приведу всего один пример. Недавно мне предложили стать ведущей в новой развлекательной передаче. Но чтобы сделать действительно добротную, популярную и красочную вещь, требуется тяжелый труд, уйма времени. А это значит, что я не могу выехать на гастроли или еще куда-либо. Тем не менее я сказала: «Хорошо, мне это интересно, но сколько вы мне за это заплатите?». Ответ был шокирующий: «Ни копейки, ты же будешь сниматься на телевидении!». То есть они считают, что для меня это уже большая честь. Я, естественно, отказалась. В итоге оказалось, что на такого рода предложения соглашаются только те артисты, которых никто не знает и смотреть-то никто не захочет. Вот так примерно у нас строится все на музыкальных и развлекательных каналах. Поэтому пока телевизионные каналы, продюсеры не пересмотрят свое отношение к артистам, все будут смотреть российские каналы.
– А что Вы думаете о фонограмме – это наш бич или же необходимость?
– К фонограмме я отношусь нормально. Поясню почему. Вот вы покупаете диск и слушаете его в машине, дома, иными словами, слушаете фонограмму – качественную запись, сделанную на профессиональной студии. Также фонограмму используют, как правило, в телевизионных съемках. Это сложно объяснить, но я попытаюсь. Дело в том, что технические возможности телевизионных каналов не всегда позволяют качественно передать живое звучание, поскольку фонограмма звучит по двум каналам, то бишь стерео, в телевизоре же преобразуется в моно, то есть в один канал. И когда на сцене играет оркестр из 120 человек, для этого нужно 120 каналов, чтобы озвучить каждый инструмент, но как это все передать? Для этого нужны супервысокие технические возможности телевизионных каналов. Однако не все каналы обладают такими возможностями. Поэтому в телевизионных концертах чаще используется фонограмма, чтобы телезритель, включив телевизор, услышал качественный звук. На мой взгляд, ничего плохого, крамольного в этом нет. Ведь я сама сочинила песню, сама записала фонограмму, а не украла у кого-нибудь. Надо просто правильно понимать.
– Но одно дело, когда человек слушает фонограмму в машине или сидя дома на диване, и совсем другое, когда он специально покупает билет и приходит на концерт…
– На концертах настоящий артист должен петь вживую. Поверьте, профессиональный исполнитель может петь и вживую, и под фонограмму. А те, кто поет только под фонограмму, не могут называться артистами, это куклы.
– Хорошо. Давайте переключимся на другую больную тему. Я имею в виду непомерную любовь организаторов больших концертов в Казахстане к заезжим звездам с заоблачными гонорарами. Достаточно вспомнить грандиозные празднества, которые были посвящены Дню Астаны. Ваше мнение?
– К этому я тоже отношусь спокойно. Вообще в День Астаны приглашается огромное количество артистов из дальнего и ближнего зарубежья, что лишний раз подчеркивает гостеприимство и большую душу казахского народа. Что в этом плохого? Скажу больше: сами россияне похвастать этим не могут, а мы можем. При этом в таких концертах участвуют и казахстанские звезды, мы каждый год ездим на День Астаны, и кроме того концерта, который зрители видят на экранах телевизоров, там происходит масса других мероприятий, где всем артистам хватает места. А что было бы, если мы вдруг закрыли бы все границы и стали вариться в своей каше? К чему тогда придем? Поэтому считаю, что ничего зазорного в приглашении иностранных певцов в Казахстан нет.