воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Старые песни о главном

Керим Нурыев

В сентябре в Актау прошел международный форум «Государственно-частное партнерство: развитие местной инфраструктуры». Судя по всему, организаторы – Международная Ассамблея столиц и крупных городов, Министерство экономики и бюджетного планирования РК, акимат Мангистауской области и Казахстанский центр государственно-частного партнерства – вспомнили о том, что ГЧП – еще одна модель эффективного выживания.

Почему эта концепция, едва упоминаемая десять лет назад, в настоящее время привлекает такой значительный интерес? Ответ заключается в том, что ГЧП прежде всего помогает избежать возможного негативного эффекта от исключительной прерогативы государства на собственность и оказание услуг, с одной стороны, и полной приватизации, с другой. ГЧП сочетает в себе лучшее из «двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, а также государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов. Этот сбалансированный подход особенно приветствуется в предоставлении общественных услуг, строительстве инфраструктуры и т.п.
Сегодня правительства Казахстана и ряда других стран СНГ рассматривают ГЧП в качестве важного механизма развития и повышения конкурентоспособности. В Казахстане за последние годы созданы необходимые предпосылки для реализации крупных проектов в рамках ГЧП: определены исходная нормативно-правовая база, институты развития и поддержки такого партнерства. Накапливается опыт формирования потока проектных заявок; делаются попытки реального применения концессионного законодательства в крупных инфраструктурных проектах. Сегодня большое количество партнерских проектов реализуется в коммунальном хозяйстве и в сфере культуры, ведется поиск путей использования механизмов ГЧП в высокотехнологичных отраслях производства продукции и услуг, в сфере здравоохранения, науки и образования. Многие проекты реализуются при непосредственном участии ответственных государственных органов и частных инвесторов, которые затем получают выгоду в виде права управления объектами и получения прибыли от их эксплуатации.
Справедливости ради нужно отметить: первый принцип ГЧП возник еще в 1552 году во Франции, тогда речь шла о строительстве канала на концессионной основе. Затем исторически система ГЧП использовалась в основном при капиталоемком и долгосрочном строительстве железных дорог. В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм ГЧП наблюдаются, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки. Что же касается перспективных экономических лидеров (Китай, Индия, Россия, Бразилия и пр.), а также многих стран постсоветского пространства, то они пока заметно уступают как по степени развитости форм ГЧП, так и по широте их применения.
Многие развивающиеся страны, внедрившие практику ГЧП в середине 90-х, сталкивались с проблемой хронической неэффективности, неудовлетворительной политики ценообразования и коррупции в важных инфраструктурных подразделениях. В основном данные проблемы возникали из-за финансовой несостоятельности операторов, в связи с чем они не могли предоставить адекватные услуги своим потребителям. Правительства были вынуждены принимать меры финансового оздоровления, т.к. не могли более поддерживать убыточные предприятия. Участие частного сектора в развитии инфраструктуры позволило сократить утечку средств государственного бюджета. Также это привело к более эффективному предоставлению услуг. Все это вызвало бум ГЧП в развивающихся странах в 1990-х годах. Интересно, что к 1990–2001 годам более 130 стран с низким и средним уровнем дохода приняли программы по вовлечению частного сектора в проекты инфраструктуры.
Естественно, пик бума пришелся на 1997 год, то есть на начало финансового кризиса в Восточной Азии. Финансовый кризис, катастрофическая девальвация валюты и последующее замедление роста экономики оказали негативное влияние на многие контракты ГЧП. Если до 1997 года наблюдался постоянный рост частных инвестиций в инфраструктурные проекты, то после финансовых кризисов 1997–1998 годов пошло их резкое сокращение.
В период с 2003 по 2005 год рост инвестиций частного сектора в инфраструктурные проекты по принципу ГЧП наблюдается в большинстве развитых стран:

В настоящее время в большинстве стран мира развитие экономики характеризуется консолидацией усилий государства и частного сектора в нахождении новых форм и методов создания, управления и регулирования инфраструктуры. Проекты ГЧП являются реальным механизмом взаимодействия государственного сектора и частного капитала в сфере создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры. Мировой опыт в процессе становления новой роли государства в рамках ГЧП позволяет использовать данную схему государственно-частного партнерства в Республике Казахстан.
Однако контракты ГЧП не означают нулевой риск для частного сектора, в зависимости от формы ГЧП они принимают на себя те или иные функции, риски и ответственность. Другим критерием участия частного сектора является распределение ответственности по таким функциям, как владение имуществом, эксплуатация, инвестиции и коммерческий риск, между государственным и частным сектором.
Внедрение ГЧП в конкретной стране включает в себя несколько этапов. Весь процесс начинается с выработки политики, этот процесс практически постоянно совершенствуется путем выявления различных барьеров, их ликвидации, совершенствования, углубления и расширения сфер применения ГЧП. Развитие ГЧП условно можно разделить на три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование. На подготовительном этапе проходит изучение международного опыта, анализируется действующее законодательство, определяется общая государственная политика в области ГЧП. Этап внедрения ГЧП предполагает ряд мероприятий, включая формирование законодательства, разработку методических инструкций и руководств, создание специализированного органа ГЧП, расширение сферы применения данной системы и т.д. Этап совершенствования характеризуется повышением активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП.

В Казахстане на данный момент подготовительный этап пройден и идет процесс внедрения ГЧП, то есть уже существует необходимая законодательная база и ведется подготовка к реализации концессионных проектов. В Казахстане наиболее актуальной формой ГЧП является концессия. Это можно объяснить наиболее сбалансированным распределением рисков в концессионных соглашениях по сравнению с другими формами.
17 июля 2008 года постановлением Правительства Республики Казахстан создана специализированная организация по вопросам концессии, основной целью которой является содействие методологическому и методическому обеспечению реализации концессионных проектов. Перед организацией стоит задача по экономической экспертизе концессионных проектов, оценке их эффективности, а также выработки комплексных мер по совершенствованию механизма ГЧП в Казахстане.
Основными преимуществами для правительства Казахстана в ГЧП являются развитие инфраструктуры ускоренными темпами, привлечение средств, квалификации, опыта, технологий и ноу-хау частного сектора, передача части рисков, эффективное управление объектами, развитие локальных рынков капитала и банковской индустрии, привлечение частных и международных инвестиций, более эффективное распределение бюджетных средств, возможность проецирования опыта частных компаний в сфере создания объектов инфраструктуры на другие подобные объекты, предполагающие финансирование из государственных источников.
В то же время основными преимуществами для частного сектора в ГЧП являются новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода, разделение рисков с государством, приобретение опыта управления большими проектами и, самое главное, рост имиджа на рынке. Однако в стороне также не остается конечный потребитель, то есть граждане Казахстана, для них ГЧП приносит такую пользу, как обеспечение оптимального соотношения «цена–качество», улучшение распределения налоговых поступлений, более высокое качество услуг, ну и, конечно, положительный мультипликативный эффект.
Для частного сектора наибольший интерес представляют проекты с высоким потенциалом прибыльности, такие как строительство автомобильных и железных дорог, электростанций и т.п. Более того, сборы за пользование в данных проектах более осуществимы и целесообразны, чем в проектах социального развития, включая строительство школ, больниц и другие. Также экономически целесообразные проекты предоставляют возможность дальнейшего развития рынка, например, предоставление смежных услуг, эксплуатация и содержание платной дороги, электростанции и т.д.

Оставить комментарий

Антресоли

«Все хорошо, прекрасная маркиза!» «Все хорошо, прекрасная маркиза!»
Редакция Exclusive
Убить дракона Убить дракона
Редакция Exclusive
В поисках "золотой середины" В поисках "золотой середины"
Редакция Exclusive
Что наша жизнь? Игра! Что наша жизнь? Игра!
Редакция Exclusive
Кому кризис, а кому… Кому кризис, а кому…
Редакция Exclusive
Год прошел, как сон пустой… Год прошел, как сон пустой…
Редакция Exclusive
Блоги «gov.kz»: Блоги «gov.kz»:
Редакция Exclusive
Свет в конце туннеля Свет в конце туннеля
Редакция Exclusive
О генезисе глобального кризиса О генезисе глобального кризиса
Редакция Exclusive
16 лет на рынке Казахстана 16 лет на рынке Казахстана
Редакция Exclusive
Рост в период кризиса дорогого стоит Рост в период кризиса дорогого стоит
Редакция Exclusive
Кадыр Байкенов: Кадыр Байкенов:
Редакция Exclusive
Берлин Иришев: Берлин Иришев:
Редакция Exclusive
Алихан Байменов: Алихан Байменов:
Редакция Exclusive
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
«In time with business!» «In time with business!»
Редакция Exclusive
Надежная гавань суверенного Казахстана Надежная гавань суверенного Казахстана
Редакция Exclusive
Карачаганак: Карачаганак:
Редакция Exclusive
Возможная  невозможность, Возможная невозможность,
Редакция Exclusive
Мозговой штурм Мозговой штурм
Редакция Exclusive
Пройдемте в закрома Пройдемте в закрома
Редакция Exclusive
Засол республиканского масштаба Засол республиканского масштаба
Редакция Exclusive
Сумерки нефтемании, Сумерки нефтемании,
Редакция Exclusive
«Кнут и пряник» «Кнут и пряник»
Редакция Exclusive
«КАЗМУНАЙГАЗ» «КАЗМУНАЙГАЗ»
Редакция Exclusive
Бег по спирали Бег по спирали
Редакция Exclusive
Короли черного золота Короли черного золота
Редакция Exclusive
За державу обидно! За державу обидно!
Редакция Exclusive
«Временщики  обязательно  уйдут» «Временщики обязательно уйдут»
Редакция Exclusive
Алихан Байменов: Алихан Байменов:
Редакция Exclusive
Мырзатай Жолдасбеков: Мырзатай Жолдасбеков:
Редакция Exclusive
Имангали Тасмагамбетов: Имангали Тасмагамбетов:
Редакция Exclusive
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
Бизнес  без  границ Бизнес без границ
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33