воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Трудный путь к председательству в ОБСЕ

Мурат Лаумулин

Республика Казахстан получила единогласное одобрение членов ОБСЕ возглавить эту организацию в 2010 году. Без сомнения, это является полноценной политической и дипломатической победой Казахстана. Был найден достойный компромисс (со временем председательства), который позволил всем сторонам «сохранить лицо».
Однако это председательство таит в будущем немало проблем, которые могут осложнить внешнеполитическое положение Казахстана. Дело в том, что реальная проблематика ОБСЕ может выйти далеко за рамки привычных представлений (безопасность, гуманитарное сотрудничество) о функциях, целях и задачах организации. В реальности участие в ОБСЕ постсоветских государств в той или иной степени затрагивает (помимо внутренних проблем) широкий спектр отношений с Западом в целом, а в частности с ЕС и европейскими институтами, НАТО и США. Более того, в последнее время в этот круг вопросов входят проблемы так называемой энергетической безопасности Европы. Новый контекст в связи с этим приобретают наши отношения со странами Центральной и Восточной Европы.
Председательство Казахстана в ОБСЕ – своеобразный геополитический тест на зрелость, поскольку касается принципиальных проблем отношений с Западом, безопасности, геополитики и геоэкономики. Контекст этих отношений в настоящее время развивается по следующим направлениям.
Одним из важных направлений деятельности ОБСЕ в Казахстане с 1992 года являлось сохранение межэтнического согласия и соблюдение прав национальных меньшинств. На стамбульском саммите в 1999 году ОБСЕ впервые выразила озабоченность развитием ситуации вокруг Центральной Азии, ростом угрозы региону со стороны международного терроризма, агрессивного экстремизма, организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков. На этом саммите были приняты Хартия европейской безопасности и Декларация стамбульского саммита, в которых ряд пунктов напрямую касался проблем безопасности Центральной Азии.
В 2000-е годы характер отношений Казахстана с ОБСЕ приобрел новые нюансы. В определенные периоды усиливалась критика со стороны организации или ее некоторых институтов в связи с политикой Астаны в области прав человека, демократии, процедуры проведения выборов и т.д. Эти эпизоды двусторонних отношений, как правило, совпадали с изменениями международной обстановки и геополитической ситуации в Евразии. Наряду с Казахстаном критике подвергались и другие постсоветские государства, в частности Россия и все центральноазиатские республики. В этих условиях Казахстан присоединялся к группе государств, которые подвергались политике двойных стандартов и необъективной критике. В частности, Астана участвовала в коллективном демарше в адрес ОБСЕ на саммите в Копенгагене.
В октябре 2003 года постпредство Казахстана при ОБСЕ обнародовало конфиденциальный меморандум «К вопросу о реформировании деятельности ОБСЕ в регионах». В этом документе организация обвинялась в правозащитном уклоне. Резкой критике подверглась деятельность страновых миссий, которые общались в основном с неправительственными и правозащитными структурами. Предлагалось формировать миссии по согласованию с властями страны пребывания, ограничить их мандат одним годом с условием продления только по решению Постоянного совета ОБСЕ. При этом сотрудники миссий должны опираться в своей работе на правительственные структуры.
В июле 2004-го на заседании Постоянного совета был оглашен текст инициированного Москвой совместного заявления стран СНГ–членов ОБСЕ (за исключением Грузии). Организацию упрекали в неспособности «адаптироваться к требованиям меняющегося мира и обеспечить эффективное решение вопросов безопасности и сотрудничества на евроатлантическом пространстве» и в несоблюдении таких «хельсинкских принципов», как невмешательство во внутренние дела и уважение суверенитета отдельных государств.
Но параллельно Казахстан строил политику таким образом, чтобы укрепить единство организации и снизить уровень противостояния между странами Северной Америки и Европы, с одной стороны, и Евразии – с другой. В связи с этим Астана выдвинула свою кандидатуру на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Это предложение нашло поддержку в Москве и среди почти всех постсоветских государств. Позже к ним присоединились многие государства Восточной Европы и некоторые западноевропейские страны.
Большое значение для дальнейшего развития отношений РК с ОБСЕ имели события 2005 года. В этот период достигалось принципиальное согласие на политическом уровне о будущем председательстве Казахстана. К 2006 году был достигнут почти полный консенсус по кандидатуре Казахстана. Однако два влиятельных государства, США и Великобритания, выражали сомнение в уровне демократизации Казахстана и настаивали на перенесении сроков председательства на 2012 год или даже позже. Консенсуса по кандидатуре Казахстана как председателя ОБСЕ в 2009 году в Брюсселе достичь не удалось, несмотря на поддержку Германии, Италии, Нидерландов и Франции.
Решение было отложено до мадридского заседания СМИД в ноябре 2007 года. Буквально за два часа до завершения заседания СМИД был достигнут компромисс: Казахстан получит председательство в ОБСЕ, но годом позже, в 2010 году. В Казахстане победу в Мадриде восприняли как признание заслуг своей страны, но главным образом ее Президента. Когда решался вопрос о председательстве страны, Казахстан сделал выбор между двумя возможными решениями: обострять конфликт с ОБСЕ, вплоть до возможного выхода из этой организации, или попытаться использовать ее для укрепления своего престижа и влияния. Предпочтение было отдано второму варианту.
Совершенно очевидно, что на председательство РК в ОБСЕ будет оказывать фактор Европейского союза. Исходя из этого следует учитывать, какими мотивами и задачами руководствуется Брюссель в Центральной Азии. Не вызывает сомнений, что североамериканский фактор будет оказывать влияние на процесс председательства Астаны в ОБСЕ. В январе 2009 года к власти в Белом доме пришла новая демократическая администрация во главе с новоизбранным Президентом Бараком Обамой. Евразийская политика, то есть на пространстве ОБСЕ, новой администрации будет тесно связана с российско-американскими отношениями и СНГ, расширением НАТО, ситуацией в Афганистане, вокруг Ирана и Пакистана и в меньшей степени – с характером американо-китайских и американо-индийских отношений.
Североатлантический альянс – наряду с ОБСЕ – является крупнейшей международной организацией в области безопасности, включающей в сферу своей деятельности не только Европу и Северную Америку, но и Евразию. Поэтому фактор НАТО в любом случае будет оказывать влияние на ситуацию в ОБСЕ и поведение членов альянса в рамках организации.
Решающую роль в поддержке председательства РК сыграла Россия, как и другие постсоветские государства. Тем самым Астана как бы получила коллективный мандат от стран СНГ на защиту их интересов в этой организации. Помимо этого фактора, в силу объективных обстоятельств, Казахстан должен и, по-видимому, намерен координировать свои действия во время председательства с Москвой. Существуют свои обязательства у Казахстана и перед республиками Центральной Азии. Однако данный момент содержит ряд сложных обстоятельств, вытекающих из порой разного понимания своих целей и задач у России и Казахстана.
Председательство в ОБСЕ станет важной вехой внешней политики Казахстана, которую он, без сомнения, захочет использовать и для того, чтобы заявить о себе как о региональном лидере. Для России, как считают некоторые местные политологи, это обещает скорее проблемы, чем возможности. Они считают, что, в отличие от России, Казахстан не претендует на то, чтобы изменить формат функционирования ОБСЕ. Астане в соответствии с ее геополитическим весом вполне достаточно извлечь собственную выгоду. Москва же ставит перед собой цель переписать правила игры, что заведомо намного сложнее. Впрочем, и рычагов воздействия у России несопоставимо больше, чем у Казахстана.
В чем суть позиции и претензий Российской Федерации к ОБСЕ? Российские политики обращают внимание на дисбалансы в деятельности ОБСЕ: географический (работа организации сосредоточена в основном «к востоку от Вены» – в странах бывшей Югославии и бывшего СССР) и тематический (с точки зрения России, сложился неоправданный перекос в сторону защиты прав человека в ущерб другим направлениям – в сферах безопасности, экономики и экологии). Москва недовольна автономностью ряда институтов ОБСЕ, и прежде всего Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), осуществляющего мониторинг выборов. Российское руководство открыто обвиняет независимые институты ОБСЕ в предвзятости, в применении двойных стандартов и, по существу, говорит о том, что они «приватизированы» государствами Запада, в первую очередь Соединенными Штатами. В России все чаще заявляют, что такая ОБСЕ ей не нужна, все громче звучат призывы выйти из этой организации.
Вместе с тем председательство Казахстана в ОБСЕ таит в себе немало проблем, которые могут осложнить внешнеполитическое положение РК на ближайшую перспективу. Для выполнения своих функций председателя Казахстану необходимо иметь четкую программу дальнейших демократических преобразований в стране на ближайшую перспективу и действовать на опережение, чтобы реформы не могли рассматриваться на Западе как вынужденные меры, принятые под давлением извне или со стороны внутренней политической оппозиции.
Наряду с возможностью преодоления «разделительных линий» в ОБСЕ под председательством Казахстана в организации можно будет больше внимания уделять мнению и интересам государств «к востоку от Вены». Тем самым государства СНГ получат возможность более активной реализации инициируемых ими проектов. Казахстан вполне способен консолидировать эту организацию.
Долгое время оставался открытым вопрос о том, какой «корзине» ОБСЕ – гуманитарной или безопасности – необходимо отдать приоритет во время казахстанского председательства. Представляется целесообразным перенос акцентов в повестке дня и практических шагах ОБСЕ в гуманитарной корзине с демократизации на культурное сотрудничество, межконфессиональное согласие и цивилизационное взаимодействие.
Именно в этих вопросах Казахстану есть что предложить ОБСЕ. В сфере безопасности следует сделать особый упор на важные для региональной стабильности явления: терроризм, наркоторговля, нелегальная миграция. В то же время следует проявить осторожность в вопросах, касающихся региональных конфликтов и так называемых непризнанных государств.
Достаточно перспективной является идея связать европейскую и азиатскую системы безопасности – ОБСЕ и СВМДА. Запад, поддержав Казахстан в вопросе председательствования в ОБСЕ в 2010 году, может попытаться вовлечь Казахстан в различные антироссийские комбинации внутри данной организации. Самыми сложными будут ситуации, когда Астана в качестве председателя будет поставлена перед необходимостью озвучивать критику ОБСЕ в адрес своих союзников и партнеров по СНГ. В этих случаях у Казахстана остается только возможность смягчения формулировок и смещения акцентов.
Хотя с председательством РК ОБСЕ как бы приобретает «евразийское лицо», для того, чтобы не раздражать западных партнеров, целесообразно максимально реже употреблять в документации и официальной риторике термин «евразийский», но в большей степени делать акцент на «европейском выборе» Казахстана. Это поможет вести диалог на понятном для всех языке. Но главной целью председательства РК в ОБСЕ в 2010 году должно стать повышение международного веса страны и улучшение ее внешнеполитического положения.

Комментарий независимого редактора
Из данного материала следует, что «Астана как бы получила коллективный мандат от стран СНГ на защиту их интересов» в ОБСЕ, что «Казахстан должен и, по-видимому, намерен координировать свои действия во время председательства с Москвой». Если Астана действительно видит свою председательскую функцию в таком представительстве, то это ничего, кроме разочарования, у членов этой неангажированной международной организации не вызовет. Такая позиция Астаны будет способствовать ее компрометации, особенно с учетом конфликтных отношений Москвы с ОБСЕ, с ее намерениями, как пишет профессор Лаумулин, «переписать правила игры» или «выйти из этой организации». Я очень сомневаюсь, что Президент Назарбаев, при его репутации, согласен играть роль полномочного представителя Москвы. Думаю, это было бы унизительно и для него, и, разумеется, для Казахстана. В основе внутренних вызовов – оправдает ли Назарбаев ожидания, надежды на либерализацию общественной жизни в стране, что было одним из решающих факторов, убедивших оппонентов Казахстана поддержать его заявку.

Оставить комментарий

Антресоли

Чтоб не пропасть поодиночке Чтоб не пропасть поодиночке
Редакция Exclusive
Методом проб и ошибок Методом проб и ошибок
Редакция Exclusive
"Вдохнуть  новую  жизнь  в  процесс, начатый  35  лет  назад" "Вдохнуть новую жизнь в процесс, начатый 35 лет назад"
Редакция Exclusive
Все будет хорошо, но если этого не произойдет, Все будет хорошо, но если этого не произойдет,
Редакция Exclusive
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
Даулет Сембаев: Даулет Сембаев:
Редакция Exclusive
Балотворительность Балотворительность
Редакция Exclusive
Лизинг  в  «особо  крупных  размерах» Лизинг в «особо крупных размерах»
Редакция Exclusive
Кризис: региональный разрез Кризис: региональный разрез
Редакция Exclusive
Издержки неправильной ориентации Издержки неправильной ориентации
Редакция Exclusive
Пережить проклятье перемен Пережить проклятье перемен
Редакция Exclusive
Сюрпризы  для  Киндеров Сюрпризы для Киндеров
Редакция Exclusive
Маэстро  песчаных  карьеров Маэстро песчаных карьеров
Редакция Exclusive
Назад в будущее, Назад в будущее,
Редакция Exclusive
Мысли вслух Мысли вслух
Редакция Exclusive
Елена Бахмутова: Елена Бахмутова:
Редакция Exclusive
Под колпаком Под колпаком
Редакция Exclusive
В краю далеком В краю далеком
Редакция Exclusive
Великолепная  четверка Великолепная четверка
Редакция Exclusive
Прерванный полет Прерванный полет
Редакция Exclusive
Вспоминая о будущем Вспоминая о будущем
Редакция Exclusive
Ерик Асанбаев: Ерик Асанбаев:
Редакция Exclusive
Вячеслав Гиззатов: Вячеслав Гиззатов:
Редакция Exclusive
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
Наша цель Наша цель
Редакция Exclusive
Помидорный барон Помидорный барон
Редакция Exclusive
Боливар не вынесет двоих Боливар не вынесет двоих
Редакция Exclusive
Таможня дает «добро»: Таможня дает «добро»:
Редакция Exclusive
Уроки пятого континента Уроки пятого континента
Редакция Exclusive
Парадоксы прожиточного минимума Парадоксы прожиточного минимума
Редакция Exclusive
Зреть в корень Зреть в корень
Редакция Exclusive
Невыученные уроки модэ Невыученные уроки модэ
Редакция Exclusive
О хлебе насущном, О хлебе насущном,
Редакция Exclusive
Все хорошо Все хорошо
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33