Построить экономику,
Специально для Exclusive, Гленн Швайцер, директор Европейского и Евроазиатского офиса Национальной академии наук США, председатель Международного экспертного совета при Высшей научно-технической комиссии Казахстана
Первоочередной задачей Международного экспертного совета (МЭС) является предоставление рекомендаций Высшей научно-технической комиссии РК относительно научной, технической, экономической и инновационной деятельности и возможностей в Казахстане по развитию этих сфер, а также рекомендации для среднего и высшего образования, по научным и техническим услугам, по применению технологий в стране. Следующие важнейшие вопросы были освещены в техническом задании для МЭС: (a) развитие и финансирование исследовательской и инновационной деятельности; (б) развитие человеческих ресурсов и (c) научная, технологическая и инновационная политика.
Пятнадцать членов МЭС из семи стран встретились в Алматы и Астане в ноябре 2007 года и в феврале 2008 года для того, чтобы сформулировать свои рекомендации, которые освещены в данной статье.
При подготовке настоящего отчета МЭС мы имели возможность встретиться с определенными должностными лицами и специалистами из казахстанских организаций. Также они могли ознакомиться с соответствующими документами, подготовленными должностными лицами Казахстана и международными экспертами. Мы очень признательны за поддержку, оказанную Национальным центром научно-технической информации в этом отношении.
Наука и технологии касаются практически всех аспектов социального и экономического развития. Многие министерства Казахстана и подведомственные им организации подготовили детальные отчеты за последние годы по множеству проблем, препятствующих развитию и эффективному использованию возможностей науки и техники. Они разработали ряд программ и мероприятий по решению самых важных проблем. Также более десятка групп международных экспертов подготовили свое мнение по поводу проблем, связанных с наукой и неблагоприятно влияющих на Казахстан, и определили свои подходы к решению этих проблем. На этом фоне МЭС рассмотрел только несколько проблем науки и технологий, а также возможности сотрудничества с правительством Казахстана по этим вопросам, концентрируясь на вопросах, которые имеют существенное значение для усиления научной и технологической инфраструктуры страны и которым правительству следует уделять большее внимание.
В частности, мы решили сфокусировать свои рекомендации на нескольких важных аспектах пяти областей науки и технологии, которые уже были выбраны правительством в качестве приоритетных: (1) биотехнология, (2) космические и информационные технологии, (3) технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов, (4) ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики, (5) нанотехнологии и технологии новых материалов. Было недостаточно времени для того, что рассмотреть шестую приоритетную область – социальные науки. При разработке своих рекомендаций по пяти приоритетам мы сосредоточили свое внимание на вспомогательных областях, в которых: (a) Казахстан имеет исследовательский потенциал для регионального лидерства; (б) Казахстан имеет преимущества, связанные с его географическими характеристиками и характеристиками окружающей среды, например, огромные земельные площади для развития сельского хозяйства и для доступа к природным ресурсам; и/или (в) Казахстан имеет нереализованные возможности использовать уже имеющиеся технологии для улучшения местной экономики, повышения благосостояния населения страны.
Также особый интерес для МЭС представляли четыре вопроса, связанные со всеми пятью приоритетными областями; по этим вопросам были разработаны соответствующие рекомендации. Этими вопросами являются: (a) усиление базы человеческих ресурсов для науки и технологий; (б) управление научной и технологической деятельностью; (в) интеграция программ по улучшению образования по научным дисциплинам, активизация исследовательской деятельности, эффективное применение достижений науки и технологий и (г) международные аспекты науки и технологий.
Актуальные задачи
Наиболее важными задачами, критическим фактором, определяющим будущее Казахстана, являются подготовка и эффективное использование квалифицированных исследователей, занимающихся наукой и технологиями. Казахстан имеет высокообразованное население, которое осознает ценность образования и стремится приумножать достижения страны в сфере технологий, при этом не только в области ядерных и космических. Конечно, очень важно иметь эффективную политику в области науки и техники. Необходимы соответствующие механизмы, которые связали бы исследования, проводимые в государственном секторе, с коммерческой деятельностью. Рост национальной прибыли может обеспечить существенные ресурсы. Но существует острая необходимость в значительном увеличении количества компетентных, преданных своему делу ученых и инженеров, специалистов во всей инновационной цепи, от фундаментальных исследований и разработок до продажи готовой продукции и услуг. Только тогда Казахстан сможет достичь цели, которые были поставлены Президентом страны.
Финансовые ресурсы могут быть быстро распределены и потрачены, но развитие человеческих ресурсов требует времени. Хотя необходимо значительно увеличить размеры финансирования науки и технологий, но для того, чтобы финансовые средства использовались эффективно, рост финансовых затрат не должен опережать развитие инфраструктуры человеческих ресурсов. Значительный рост возможностей человеческих ресурсов и значительный рост финансовых ресурсов необходимы для поддержания развития науки и технологий, но они должны происходить интегрированно.
Достойна похвалы цель превратить Казахстан в страну с экономикой, основанной на знаниях. Конечно, эту цель разделяют многие страны. Однако Казахстану необходимо мудро и эффективно использовать свои ресурсы для того, чтобы конкурировать с другими странами на мировом рынке. Риски низкой прибыли от индивидуальных инвестиций в науку и технологии почти неизбежны, но такие риски можно свести к минимуму, если учитывать мнение международно признанных экспертов по инвестициям, и инвестиции незамедлительно станут эффективными и прибыльными.
Вначале мы хотели бы подчеркнуть несколько очень важных для Казахстана аспектов, которые влияют на возможность Казахстана стать страной с развитой экономикой, основанной на знаниях. Эти аспекты рассматриваются ниже и отражаются во многих рекомендациях, следующих после отчета.
• Большое значение имеет поддержка и усовершенствование фундаментальной исследовательской базы страны в определенных приоритетных областях. Казахстан должен стать страной, в которой превосходные ученые проводят самые современные исследования. Такая репутация будет способствовать тому, что международные компании, деятельность которых ориентирована на технологии, будут инвестировать в производственную деятельность с добавленной стоимостью в стране, а местные компании будут уверены в том, что они имеют доступ к специалистам, которые могут обеспечить их способность конкурировать на мировом рынке. В то же время исследователей Казахстана, работающих в государственном секторе, необходимо стимулировать на взаимодействие с промышленностью на регулярной основе для того, чтобы участвовать в разработке и выведении на рынок новых товаров, которые можно продавать во всем мире.
• Аналогично особое внимание необходимо уделять восстановлению высокого уровня обучения научным дисциплинам в средних и высших учебных заведениях. Это направление необходимо сохранить. Стандарты образования значительно ослабились в последние годы. Необходимо повысить престиж научных степеней для молодых специалистов.
• Существенные изменения произошли в организационной структуре в государственном секторе научных исследований и высшего образования в Казахстане. Необходима пауза в проведении организационных корректировок для того, чтобы результаты изменений были приняты к использованию системой в целом. Если организационная структура постоянно изменяется, исследователи столкнутся с препятствиями для развития и внедрения высококачественных продуктов.
В то время как эффективное планирование подходов науки и технологий и генерация идей нового поколения имеют очень большое значение, научные достижения и экономический прогресс зависят от эффективного внедрения государственной политики и программ. Правительство должно предпринимать все меры, необходимые для решения проблем науки и технологий, например: (a) необходимо увеличить государственное финансирование технологий, (б) необходимо разработать механизмы стимулирования частного сектора, позволяющие увеличивать поддержку исследований и разработок, и (в) необходимо обеспечить доступ сельского населения к современным медицинским технологиям, имеющимся коммуникационным услугам и чистой воде.
Если рекомендации, указанные ниже, будут реализованы, они помогут правительству решить вышеуказанные проблемы и многие другие вопросы. Они должны помочь развитию экономики Казахстана, предоставляя долгосрочные преимущества для населения.
Семь рекомендаций
Как уже было отмечено выше, предлагаются рекомендации для девяти сфер, которые охватывают пять областей, определенных правительством как приоритетные направления развития науки и технологий, плюс четыре вопроса, которые касаются всех приоритетных областей. Семь рекомендаций, приведенных ниже, имеют очень большое значение.
Рекомендация № 1: Национальный центр биотехнологий должен быть организацией, занимающейся дальнейшими разработками исследовательской базы биологических наук и других областей знаний.
Рекомендация № 2: Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно обеспечить возможности для развития науки в рамках министерства для повышения оценки природных ресурсов и управления использованием чрезвычайно уязвимых природных ресурсов страны.
Рекомендация № 3: В сфере нанотехнологий Министерство образования и науки должно определить приоритетность финансирования исследовательских проектов, которые включают в себя активное сотрудничество с исследовательскими группами в США, Европе или Японии, у которых есть возможности и богатый опыт в этих сферах.
Рекомендация № 4: Министерство образования и науки должно разработать подходы к обеспечению того, чтобы заработные платы исследователей финансировались правительственными фондами и соответствовали заработным платам, установленным для профессий, которые также требуют специализированных знаний высокого уровня, с индивидуальными уровнями компенсации, соответствующими характеристикам и уровню ответственности исследователя.
Рекомендация № 5: Министерство образования и науки должно разработать руководство, внедрение которого способом, соответствующим международно признанным практикам, будет содействовать прозрачности управления исследовательскими программами страны.
Рекомендация № 6: ВНТК с помощью международных экспертов должна каждые три года рассматривать влияние и эффективность всех реализуемых исследовательских программ в сфере науки, инженерии, медицины.
Рекомендация № 7: Министерство образования и науки, сотрудничая с Министерством экономики и бюджетного планирования, должно взять на себя установление реалистичных, но жестких целей в достижении процентной доли национальных исследований в ВВП (внутренний валовый продукт). Цель достичь к 2011 году одного процента от ВВП рекомендуется для частного сектора, доля которого в ближайшем будущем составит 50% от всех национальных расходов на исследовательско-конструкторские работы.
В заключение хочу отметить, что данный отчет подготовлен совместными усилиями членов МЭС с АО «Национальный центр научно-технической информации» с целью развития потенциальных возможностей Казахстана на проведение передовых научных исследований по конкретным научно-техническим приоритетам. Полагаю, что рекомендации, данные в отчете МЭС, будут способствовать улучшению научно-технического потенциала страны в целом.