воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Построить экономику,

Специально для Exclusive, Гленн Швайцер, директор Европейского и Евроазиатского офиса Национальной академии наук США, председатель Международного экспертного совета при Высшей научно-технической комиссии Казахстана

Первоочередной задачей Международного экспертного совета (МЭС) является предоставление рекомендаций Высшей научно-технической комиссии РК относительно научной, технической, экономической и инновационной деятельности и возможностей в Казахстане по развитию этих сфер, а также рекомендации для среднего и высшего образования, по научным и техническим услугам, по применению технологий в стране. Следующие важнейшие вопросы были освещены в техническом задании для МЭС: (a) развитие и финансирование исследовательской и инновационной деятельности; (б) развитие человеческих ресурсов и (c) научная, технологическая и инновационная политика.
Пятнадцать членов МЭС из семи стран встретились в Алматы и Астане в ноябре 2007 года и в феврале 2008 года для того, чтобы сформулировать свои рекомендации, которые освещены в данной статье.
При подготовке настоящего отчета МЭС мы имели возможность встретиться с определенными должностными лицами и специалистами из казахстанских организаций. Также они могли ознакомиться с соответствующими документами, подготовленными должностными лицами Казахстана и международными экспертами. Мы очень признательны за поддержку, оказанную Национальным центром научно-технической информации в этом отношении.
Наука и технологии касаются практически всех аспектов социального и экономического развития. Многие министерства Казахстана и подведомственные им организации подготовили детальные отчеты за последние годы по множеству проблем, препятствующих развитию и эффективному использованию возможностей науки и техники. Они разработали ряд программ и мероприятий по решению самых важных проблем. Также более десятка групп международных экспертов подготовили свое мнение по поводу проблем, связанных с наукой и неблагоприятно влияющих на Казахстан, и определили свои подходы к решению этих проблем. На этом фоне МЭС рассмотрел только несколько проблем науки и технологий, а также возможности сотрудничества с правительством Казахстана по этим вопросам, концентрируясь на вопросах, которые имеют существенное значение для усиления научной и технологической инфраструктуры страны и которым правительству следует уделять большее внимание.
В частности, мы решили сфокусировать свои рекомендации на нескольких важных аспектах пяти областей науки и технологии, которые уже были выбраны правительством в качестве приоритетных: (1) биотехнология, (2) космические и информационные технологии, (3) технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов, (4) ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики, (5) нанотехнологии и технологии новых материалов. Было недостаточно времени для того, что рассмотреть шестую приоритетную область – социальные науки. При разработке своих рекомендаций по пяти приоритетам мы сосредоточили свое внимание на вспомогательных областях, в которых: (a) Казахстан имеет исследовательский потенциал для регионального лидерства; (б) Казахстан имеет преимущества, связанные с его географическими характеристиками и характеристиками окружающей среды, например, огромные земельные площади для развития сельского хозяйства и для доступа к природным ресурсам; и/или (в) Казахстан имеет нереализованные возможности использовать уже имеющиеся технологии для улучшения местной экономики, повышения благосостояния населения страны.
Также особый интерес для МЭС представляли четыре вопроса, связанные со всеми пятью приоритетными областями; по этим вопросам были разработаны соответствующие рекомендации. Этими вопросами являются: (a) усиление базы человеческих ресурсов для науки и технологий; (б) управление научной и технологической деятельностью; (в) интеграция программ по улучшению образования по научным дисциплинам, активизация исследовательской деятельности, эффективное применение достижений науки и технологий и (г) международные аспекты науки и технологий.

Актуальные задачи
Наиболее важными задачами, критическим фактором, определяющим будущее Казахстана, являются подготовка и эффективное использование квалифицированных исследователей, занимающихся наукой и технологиями. Казахстан имеет высокообразованное население, которое осознает ценность образования и стремится приумножать достижения страны в сфере технологий, при этом не только в области ядерных и космических. Конечно, очень важно иметь эффективную политику в области науки и техники. Необходимы соответствующие механизмы, которые связали бы исследования, проводимые в государственном секторе, с коммерческой деятельностью. Рост национальной прибыли может обеспечить существенные ресурсы. Но существует острая необходимость в значительном увеличении количества компетентных, преданных своему делу ученых и инженеров, специалистов во всей инновационной цепи, от фундаментальных исследований и разработок до продажи готовой продукции и услуг. Только тогда Казахстан сможет достичь цели, которые были поставлены Президентом страны.
Финансовые ресурсы могут быть быстро распределены и потрачены, но развитие человеческих ресурсов требует времени. Хотя необходимо значительно увеличить размеры финансирования науки и технологий, но для того, чтобы финансовые средства использовались эффективно, рост финансовых затрат не должен опережать развитие инфраструктуры человеческих ресурсов. Значительный рост возможностей человеческих ресурсов и значительный рост финансовых ресурсов необходимы для поддержания развития науки и технологий, но они должны происходить интегрированно.
Достойна похвалы цель превратить Казахстан в страну с экономикой, основанной на знаниях. Конечно, эту цель разделяют многие страны. Однако Казахстану необходимо мудро и эффективно использовать свои ресурсы для того, чтобы конкурировать с другими странами на мировом рынке. Риски низкой прибыли от индивидуальных инвестиций в науку и технологии почти неизбежны, но такие риски можно свести к минимуму, если учитывать мнение международно признанных экспертов по инвестициям, и инвестиции незамедлительно станут эффективными и прибыльными.
Вначале мы хотели бы подчеркнуть несколько очень важных для Казахстана аспектов, которые влияют на возможность Казахстана стать страной с развитой экономикой, основанной на знаниях. Эти аспекты рассматриваются ниже и отражаются во многих рекомендациях, следующих после отчета.
• Большое значение имеет поддержка и усовершенствование фундаментальной исследовательской базы страны в определенных приоритетных областях. Казахстан должен стать страной, в которой превосходные ученые проводят самые современные исследования. Такая репутация будет способствовать тому, что международные компании, деятельность которых ориентирована на технологии, будут инвестировать в производственную деятельность с добавленной стоимостью в стране, а местные компании будут уверены в том, что они имеют доступ к специалистам, которые могут обеспечить их способность конкурировать на мировом рынке. В то же время исследователей Казахстана, работающих в государственном секторе, необходимо стимулировать на взаимодействие с промышленностью на регулярной основе для того, чтобы участвовать в разработке и выведении на рынок новых товаров, которые можно продавать во всем мире.
• Аналогично особое внимание необходимо уделять восстановлению высокого уровня обучения научным дисциплинам в средних и высших учебных заведениях. Это направление необходимо сохранить. Стандарты образования значительно ослабились в последние годы. Необходимо повысить престиж научных степеней для молодых специалистов.
• Существенные изменения произошли в организационной структуре в государственном секторе научных исследований и высшего образования в Казахстане. Необходима пауза в проведении организационных корректировок для того, чтобы результаты изменений были приняты к использованию системой в целом. Если организационная структура постоянно изменяется, исследователи столкнутся с препятствиями для развития и внедрения высококачественных продуктов.
В то время как эффективное планирование подходов науки и технологий и генерация идей нового поколения имеют очень большое значение, научные достижения и экономический прогресс зависят от эффективного внедрения государственной политики и программ. Правительство должно предпринимать все меры, необходимые для решения проблем науки и технологий, например: (a) необходимо увеличить государственное финансирование технологий, (б) необходимо разработать механизмы стимулирования частного сектора, позволяющие увеличивать поддержку исследований и разработок, и (в) необходимо обеспечить доступ сельского населения к современным медицинским технологиям, имеющимся коммуникационным услугам и чистой воде.
Если рекомендации, указанные ниже, будут реализованы, они помогут правительству решить вышеуказанные проблемы и многие другие вопросы. Они должны помочь развитию экономики Казахстана, предоставляя долгосрочные преимущества для населения.

Семь рекомендаций
Как уже было отмечено выше, предлагаются рекомендации для девяти сфер, которые охватывают пять областей, определенных правительством как приоритетные направления развития науки и технологий, плюс четыре вопроса, которые касаются всех приоритетных областей. Семь рекомендаций, приведенных ниже, имеют очень большое значение.
Рекомендация № 1: Национальный центр биотехнологий должен быть организацией, занимающейся дальнейшими разработками исследовательской базы биологических наук и других областей знаний.
Рекомендация № 2: Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно обеспечить возможности для развития науки в рамках министерства для повышения оценки природных ресурсов и управления использованием чрезвычайно уязвимых природных ресурсов страны.
Рекомендация № 3: В сфере нанотехнологий Министерство образования и науки должно определить приоритетность финансирования исследовательских проектов, которые включают в себя активное сотрудничество с исследовательскими группами в США, Европе или Японии, у которых есть возможности и богатый опыт в этих сферах.
Рекомендация № 4: Министерство образования и науки должно разработать подходы к обеспечению того, чтобы заработные платы исследователей финансировались правительственными фондами и соответствовали заработным платам, установленным для профессий, которые также требуют специализированных знаний высокого уровня, с индивидуальными уровнями компенсации, соответствующими характеристикам и уровню ответственности исследователя.
Рекомендация № 5: Министерство образования и науки должно разработать руководство, внедрение которого способом, соответствующим международно признанным практикам, будет содействовать прозрачности управления исследовательскими программами страны.
Рекомендация № 6: ВНТК с помощью международных экспертов должна каждые три года рассматривать влияние и эффективность всех реализуемых исследовательских программ в сфере науки, инженерии, медицины.
Рекомендация № 7: Министерство образования и науки, сотрудничая с Министерством экономики и бюджетного планирования, должно взять на себя установление реалистичных, но жестких целей в достижении процентной доли национальных исследований в ВВП (внутренний валовый продукт). Цель достичь к 2011 году одного процента от ВВП рекомендуется для частного сектора, доля которого в ближайшем будущем составит 50% от всех национальных расходов на исследовательско-конструкторские работы.

В заключение хочу отметить, что данный отчет подготовлен совместными усилиями членов МЭС с АО «Национальный центр научно-технической информации» с целью развития потенциальных возможностей Казахстана на проведение передовых научных исследований по конкретным научно-техническим приоритетам. Полагаю, что рекомендации, данные в отчете МЭС, будут способствовать улучшению научно-технического потенциала страны в целом.

Оставить комментарий

Антресоли

Как обустроить науку, технологии и образование в Казахстане Как обустроить науку, технологии и образование в Казахстане
Редакция Exclusive
Быть или не быть науке в Казахстане? Быть или не быть науке в Казахстане?
Редакция Exclusive
Вода Камень точит Вода Камень точит
Редакция Exclusive
Тулеутай сулейменов: Тулеутай сулейменов:
Редакция Exclusive
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
Дети степей Дети степей
Редакция Exclusive
«Запад нам поможет», а кто поможет Западу? «Запад нам поможет», а кто поможет Западу?
Редакция Exclusive
Прогноз Не по Нострадамусу Прогноз Не по Нострадамусу
Редакция Exclusive
Китай – это судьба? Китай – это судьба?
Редакция Exclusive
Центральная Азия и Казахстан: Центральная Азия и Казахстан:
Редакция Exclusive
Чрезвычайно  и  Полномочно Чрезвычайно и Полномочно
Редакция Exclusive
ОБСЕ ОБСЕ
Редакция Exclusive
Чтоб не пропасть поодиночке Чтоб не пропасть поодиночке
Редакция Exclusive
Методом проб и ошибок Методом проб и ошибок
Редакция Exclusive
Трудный путь к председательству в ОБСЕ Трудный путь к председательству в ОБСЕ
Редакция Exclusive
"Вдохнуть  новую  жизнь  в  процесс, начатый  35  лет  назад" "Вдохнуть новую жизнь в процесс, начатый 35 лет назад"
Редакция Exclusive
Все будет хорошо, но если этого не произойдет, Все будет хорошо, но если этого не произойдет,
Редакция Exclusive
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
Даулет Сембаев: Даулет Сембаев:
Редакция Exclusive
Балотворительность Балотворительность
Редакция Exclusive
Лизинг  в  «особо  крупных  размерах» Лизинг в «особо крупных размерах»
Редакция Exclusive
Кризис: региональный разрез Кризис: региональный разрез
Редакция Exclusive
Издержки неправильной ориентации Издержки неправильной ориентации
Редакция Exclusive
Пережить проклятье перемен Пережить проклятье перемен
Редакция Exclusive
Сюрпризы  для  Киндеров Сюрпризы для Киндеров
Редакция Exclusive
Маэстро  песчаных  карьеров Маэстро песчаных карьеров
Редакция Exclusive
Назад в будущее, Назад в будущее,
Редакция Exclusive
Мысли вслух Мысли вслух
Редакция Exclusive
Елена Бахмутова: Елена Бахмутова:
Редакция Exclusive
Под колпаком Под колпаком
Редакция Exclusive
В краю далеком В краю далеком
Редакция Exclusive
Великолепная  четверка Великолепная четверка
Редакция Exclusive
Прерванный полет Прерванный полет
Редакция Exclusive
Вспоминая о будущем Вспоминая о будущем
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33