У казахстанской науки есть шанс занять пусть не лидирующее, но достойное место в мире
Аскар Шоканов
Жансеит Туймебаев, министр образования и науки Республики Казахстан
– В чем, на Ваш взгляд, главная причина сегодняшних проблем в нашей науке?
– В настоящее время в казахстанской науке существуют проблемы, которые присущи всем странам СНГ. Прежде всего это несовершенство самой системы управления наукой, тенденция старения научных кадров, подготовка специалистов научно-технической сферы, недостаточный уровень финансирования науки, низкий спрос со стороны реального сектора экономики на результаты научных исследований, слабое развитие государственно-частного партнерства. Важно создать благоприятные условия для творческой активности ученых и конкуренции научных идей.
К сожалению, главным вопросом научно-технической сферы страны остается ее кадровый потенциал, являющийся одним из основных показателей уровня развития науки. За последние годы численность докторов наук старше 60 лет выросла на 40,9%, кандидатов наук старше 60 лет – увеличилась на 38,3%. Средний возраст ученых составляет около 55 лет.
При ежегодном росте численности кандидатов и докторов наук результативность научных исследований остается невысокой. Так, на 16 тысяч ученых приходится 2 международных патента. На протяжении последних лет практически неизменным остается соотношение публикаций казахстанских ученых в международных журналах к общему их числу и составляет порядка 6%.
Другой проблемой является недостаточный уровень финансирования науки. Мировой опыт показывает, что результативность науки напрямую связана с уровнем финансирования. Так, например, наибольшее количество нобелевских лауреатов в США – стране с традиционно высоким уровнем финансирования науки (2,84% от ВВП). В частности, целевой фонд Гарвардского университета составляет более 34 млрд долларов. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в странах с развитой экономикой составляет в общем объеме ВВП: в Израиле – 4,5%, Швеции – 3,8%, Финляндии – 3,5%, Японии – 3,0%, Швейцарии – 2,7%, США – 2,8%, Германии – 2,4%.
В странах СНГ этот показатель значительно ниже: в России – 1,5%, Украине – 1,3%, Беларуси – 0,7%, Молдове – 0,4%, Армении – 0,3%, Казахстане – 0,24%, в том числе бюджетное финансирование – 0,11%.
По мнению зарубежных экспертов, если расходы от ВВП на научные исследования в течение 5–7 лет стабильно не превышают 1%, может наступить необратимое разрушение научно-технического потенциала страны. Стратегическим интересам Казахстана отвечало бы финансирование на уровне 1,5–2% от ВВП, которое характерно для большинства развивающихся стран.
– Каков, по Вашему мнению, самый вероятный сценарий реформирования науки?
– Как известно, на сентябрьском совещании прошлого года глава государства поставил перед научной сферой принципиально новые задачи: создание новой системы управления отечественной наукой, позволяющей оптимизировать «функции всех ключевых участников научной системы», исключив при этом излишние бюрократические звенья; повышение роли ученого и научного сообщества в решении вопросов развития науки; актуальность и качество научных исследований; прозрачность, объективность и результативность научной системы, развитие университетской науки, создание Фонда образования Нурсултана Назарбаева, который будет финансировать исследования по прорывным направлениям науки, привлечение частного сектора к финансированию научной сферы.
В связи с этим в рамках реформирования системы науки предусматривается:
– создание национальных научных советов из числа ведущих зарубежных и отечественных ученых по направлениям наук, с целью обеспечения независимости в процедуре отбора научных проектов (программ), принятия решения их финансирования;
– создание национальных центров государственной научно-технической экспертизы с привлечением ведущих экспертов, в том числе зарубежных, для проведения объективной и компетентной государственной научно-технической экспертизы;
– проведение коренных изменений в системе финансирования науки из государственного бюджета, которая будет реализована в трех формах: базовое финансирование, грантовое и программно-целевое;
– выведение из сферы регулирования Закона РК «О государственных закупках» всех процедур, связанных с организацией конкурсов на проведение научных исследований.
Все эти положения нашли отражение в проекте нового Закона РК «О науке».
– Многие объясняют необходимость реформ кризисом менеджмента в науке. Может, и правда, пусть ученые творят, а руководить ими будут профессиональные управленцы?
– Действительно, сфера науки нуждается в эффективном менеджменте, и определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, можно назвать национальный научно-технологический холдинг «Парасат», который образован в целях создания благоприятных условий и непосредственного участия в генерировании и коммерциализации научных и технологических разработок, востребованных на рынке. Этот холдинг является компанией по управлению научными организациями технического и естественно-научного профиля. Холдингом разрабатываются реальные механизмы решения управленческих, организационных и кадровых проблем подведомственных научных организаций.
Совместно со Всемирным банком реализуется проект «Коммерциализация технологий», целью которого является создание новой модели управления и финансирования науки, основанной на лучшей мировой практике. Согласно проекту, казахстанская наука приобретет более тесные связи с отечественными и зарубежными промышленными предприятиями.
Научно-исследовательская деятельность будет проводиться в тесном сотрудничестве с международным научным сообществом, на междисциплинарной и проблемно ориентированной основе. Поколение молодых талантливых ученых будет иметь возможность проводить исследования в Казахстане, в современных научных лабораториях, поддерживаемых проектом, под руководством и наблюдением ведущих казахстанских и международных ученых.
– В различных странах используются разные модели организации науки. Чей именно опыт, по Вашему мнению, мог бы нам пригодиться?
– Как показывает анализ, в мире существуют две основные модели управления наукой: централизованная и рыночная. В рыночной модели, предложенной в 1945 году советником Президента США Ф. Рузвельта Ванневаром Бушем, приоритетными являются вопросы стимулирования частного спроса на НИОКР через налоговые льготы, развитие университетской науки и национальных фондов, грантового финансирования научных исследований. Следует отметить, что модель успешно функционирует по сегодняшний день в США и доказала свою состоятельность в других странах (Финляндия, Япония, Сингапур, Южная Корея, Китай).
Сегодня финская национальная модель производства и использования новых знаний признана одной из наиболее эффективных в мире. В формуле финского успеха три классических слагаемых: высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения средств на науку и развитая инновационная инфраструктура. Поэтому для казахстанской науки в условиях рыночной экономики нет другой альтернативы.
Вместе с тем нельзя не учитывать модель управления наукой Китая, которая сочетает в себе плановую и рыночную модели и при этом преуспевает в научно-техническом развитии. (Справочно. Здесь представляются интересными такие проекты, как пилотируемые запуски в космос, создание собственного реактивного самолета, скоростной железной дороги, ядерного реактора собственной разработки.)
– А что подсказывает зарубежный опыт по такому деликатному вопросу, как старение научных кадров?
– Следует заметить, что европейская кадровая политика в научной сфере заимствована у США, где многочисленные процедуры, основанные на профессиональном рецензировании статей, грантов, обеспечивают относительно объективную оценку качества научной работы.
В Европе переняли эту систему в более жесткой форме. Здесь ввели обязательный уход на пенсию после определенного возраста (он варьирует от 60 до 70 лет), независимо от заслуг. В Англии, Японии, Германии ученый в 65–68 лет уходит в отставку. В Финляндии возрастной ценз таков, что в 63 года научным руководителям рекомендуют уйти на пенсию, и они обязаны это сделать в 68 лет.
В России продолжается старение научных кадров. Исследователи в возрасте 50–59 лет составляют самую многочисленную группу – 27,8%. Значительно увеличился удельный вес самых старших возрастных групп: сотрудники старше 60 лет составляют 23,1% (в 1990 г. – 9%). Средний возраст исследователей составляет 47,8 года.
Как видите, данная проблема имеет место не только в Казахстане, но и в странах СНГ. Думаю, предпринимаемые сегодня меры по реформированию научной системы позволят повысить престиж и привлекательность научной сферы, создадут условия для обновления кадрового состава науки и стимулирования притока молодежи в научную среду.
– Очевидно, что Казахстан нуждается в привлечении иностранных специалистов, в том числе соотечественников, занимающихся сегодня образовательной и научной деятельностью за рубежом. Однако доходы даже нашей высшей научной прослойки не дотягивают до западных стандартов. Вопрос: сможет ли государство обеспечить им адекватную оплату?
– Министерством образования и науки разработан проект специальной программы «Привлечение зарубежных ученых к научно-исследовательским разработкам для повышения уровня конкурентоспособности науки Казахстана».
Вместе с тем бюджетная заявка министерства на реализацию указанной программы на 2010–2012 годы Республиканской бюджетной комиссией не поддержана.
Вопрос создания привлекательных условий для ученых, приглашаемых в Казахстан из-за рубежа, предусмотрен в проекте нового Закона РК «О науке». В частности, для привлечения высококвалифицированных научных кадров из-за рубежа предусмотрена норма установления размера оплаты труда на основании трудового договора, с учетом уровня квалификации и заработной платы ученых в стране проживания.
Продолжается строительство научно-исследова-тельского корпуса Национального центра биотехнологии Республики Казахстан на левобережной части города Астаны, в котором наряду с современными лабораториями предусмотрен жилой дом (20 квартир и 104 комнаты) по зарубежным стандартам. Это позволит обеспечить приглашаемым ученым адекватные условия для работы и проживания.
– Перспективна ли в наших условиях, на Ваш взгляд, идея привлечения бизнеса к спонсорству науки? Частные промышленные компании на Западе охотно ассигнуют на науку огромные средства…
– Главой государства на совещании по вопросам развития науки 4 сентября 2009 года частному сектору дано поручение активно участвовать в финансировании науки. В странах с развитой экономикой доля участия частного сектора в финансировании науки составляет от 60 до 90%, чему способствуют действующие в этих странах меры экономического стимулирования спроса. Большинство развитых стран добились преобладающей доли частных инвестиций в НИОКР за счет предоставления налоговых льгот и преференций (налоговые каникулы, отнесение затрат к вычетам и др.). В Сингапуре из налогооблагаемого дохода вычитаются суммы, в два раза превышающие затраты на инновации. Эта беспрецедентная мера позволила за очень короткий срок основать высокотехнологичные компании и придать инновационный характер науке.
На наш взгляд, разработка механизма привлечения частных инвестиций в науку является ключевым моментом в реформировании казахстанской науки.
– Как Вы считаете, есть ли у казахстанской науки шанс в обозримом будущем занять пусть не лидирующее, но хотя бы достойное место в мире?
– Я считаю, что перспективы казахстанской науки обнадеживающие. Подтверждением этому являются показатели глобального индекса конкурентоспособности (ГИК) Казахстана по инновационному развитию: «способность к инновациям» – 50-е место, «доступность ученых и инженеров» – 74-е место.
В связи с этим у казахстанской науки есть шанс занять пусть не лидирующее, но достойное место в мире.