Научный потенциал Казахстана:
Подготовлено по материалам НЦ НТИ РК
«Наука – это то увеличительное стекло, через которое великолепно видны все проблемы общества и его «тупики». Академик РАН В.А. Черешнев
Превращение науки в важнейший фактор развития общества повышает значимость выявления состояния и тенденций ее развития, ее достижений и проблем, объективной оценки ее результативности. Одним из базовых моментов в этом смысле выступает кадровый вопрос. Так, по состоянию на 2008 год в Казахстане научными исследованиями занимались 16 304 специалистов. Это значит, что по сравнению с 2007 годом произошло сокращение кадрового потенциала науки на 1470 человек, или до уровня 2003 года. Несколько сократилось и количество кадров высшей квалификации, как фактически работающих в сфере науки (на 197 кандидатов наук, по данным Агентства по статистике), так и получивших ученые степени (по данным госрегистрации диссертаций).
В том же 2008 году в Национальном центре научно-технической информации зарегистрировано 227 докторских и 1045 кандидатских диссертаций. Общее количество защищенных диссертаций составило 1272, что на 660 меньше, чем в 2007 году (см. рис. 1).
Другой причиной снижения потока диссертаций видится повышение требований со стороны Комитета по контролю в сфере образования и науки (ККСОН) МОН РК и изменения в системе аттестации научных кадров. В конце 2007 года утверждены новые Правила присуждения ученых степеней и Положение о диссертационном совете. В соответствии с новыми нормативными документами, «во-первых, для обеспечения объективности и прозрачности деятельности диссертационного совета его деятельность теперь должна быть освещена на официальном сайте той организации, при котором он создан. За месяц до защиты автореферат диссертации должен быть опубликован на сайте в Интернете. Таким образом, всем желающим не только в Казахстане, но и за рубежом предоставляется возможность ознакомиться с основными положениями, научными результатами исследования. Во-вторых, требования к деятельности диссертационных советов ужесточены. Так, при двух отрицательных решениях президиума комитета по работам, защищенным в данном совете, его деятельность досрочно прекращается. Усилены требования к самим диссертациям, теперь для защиты докторской требуются зарубежные публикации, в целом увеличено количество публикаций».
В связи с ужесточением требований увеличилось число диссертаций, получивших отрицательное решение ККСОН: 198 (9%) – 2008 г.; 26 (2%) – 2000 г; 104 (5%) – 2006 г.; 199 (7%) – 2007 г.
Процент диссертаций, получивших отрицательное решение в 2008 году (9%, или без малого 200 работ, почти каждая десятая работа), по международным меркам считается достаточно «высоким» показателем. Он, с одной стороны, свидетельствует о жесткости позиций ККСОН при аттестации соискателей степеней, а с другой – о низком качестве представляемых на защиту научных работ. Несмотря на спад количества защит в последнее время, в целом за все годы регистрации с 1992 года и в последние 10 лет наблюдается рост численности специалистов, получивших ученые степени (см. рис. 1). Это является, несомненно, положительным фактом, так как растет общий интеллектуальный уровень страны, тем более что на сегодняшний день на 10 тысяч экономически активного населения в Казахстане приходится 26,1 исследователя, что в 6–7 раз меньше, чем в развитых странах мира. Весь вопрос в том, чтобы этот, недостаточный по международным критериям, потенциал эффективно использовать в целях научно-технологического и социально-экономического развития Казахстана.
Как следует из данных рисунка 1, в последние 10 лет в среднем ежегодно получали степени 204 доктора и 1025 кандидатов наук. Без учета естественной убыли ученых (уход из жизни), за рассматриваемый период кадровый потенциал высшей квалификации в сфере науки мог пополниться 1705 докторами и 9662 кандидатами наук (табл. 1, рис. 2).
Однако фактически, по данным Агентства по статистике, за эти годы приток числа докторов наук, выполняющих научные исследования и разработки, составил 243 человека, то есть 14,8% от числа защитившихся, а кандидатов – 64 человека, или 0,7%. В 2008 году число докторов наук, занятых научными исследованиями и разработками, увеличилось всего на 25 человек по отношению к 2007 году (с 1166 до 1191), а количество кандидатов даже уменьшилось – с 3058 до 2861, то есть из научной сферы ушли 197 человек (см. табл. 1).
Таким образом, в динамике за 2004–2008 годы эти процентные показатели мало меняются и в среднем составляют 13,95% для докторов и 1,65% – для кандидатов наук. Это означает, что непосредственно в науке остается работать всего лишь каждый седьмой доктор наук и каждый 60-й (!) кандидат наук. Иначе говоря, отток кадров из сферы науки катастрофически превышает приток. С одной стороны, подобное положение является общим для постсоветских стран, и в одной из публикаций оно удачно обозначено термином «проток кадров». С другой стороны, возникает закономерный вопрос: а где, собственно, используются вновь защитившиеся кадры высшей квалификации, счет которых ежегодно идет на тысячи, а пополнение их числа в сфере науки – на десятки человек?
В материалах статагентства численность специалистов, выполнявших научные исследования и разработки, приводится без учета кадров высшей квалификации, работающих в вузах – профессорско-преподавательского состава, часть которого совмещает преподавательскую деятельность с научными исследованиями. Поэтому вышеуказанные цифры по воспроизводству кадрового потенциала относятся только к сфере науки.
Между тем, согласно Национальному докладу о состоянии и развитии образования в Казахстане, за 2008 год в высшей школе профессорско-преподавательский состав насчитывает 42 788 человек. Из них ученую степень доктора имеют 2988 человек (7,0%), а кандидата наук – 13 073 человека (30,6%). Нетрудно понять, что по количеству специалистов с научной степенью кадровый потенциал высшей школы значительно превышает численность кадров научно-исследовательских организаций. Однако, как будет показано далее, количество НИР, выполняемых вузами, то есть их вклад в республиканскую науку, составляет лишь 15–20% от общего числа НИОКР, выполняемых в республике (по данным госрегистрации). Это объясняется коммерциализацией вузов, непомерно многочисленным набором студентов (18 студентов на одного преподавателя вместо 7, или 6 : 1 по международным стандартам), в результате чего перегрузка преподавателей учебными обязанностями и совместительство в нескольких вузах оставляют мало возможностей профессорско-преподавательскому составу для серьезного занятия наукой.
К примеру, соотношение студентов и преподавателей в Гарвардском университете – 7 : 1. При этом в университете много административных и вспомогательных сотрудников, так что общее число преподавателей и сотрудников, заметно превышает число студентов. Сам процесс образования, как правило, отстает от науки, и минимизировать этот разрыв могут только преподаватели, находящиеся на передовом крае науки, а также сами ученые.
Изложенное выше позволяет констатировать низкий уровень пополнения и занятости в науке Казахстана наиболее ценной составляющей научно-технического потенциала – кадров высшей квалификации и, по мнению авторов, не бесспорный, а может, и недостаточно корректный подход государственного органа статистики к учету кадров высшей квалификации, выполняющих научные исследования, а именно в сфере вузовской науки.
В связи с низким уровнем востребованности в Казахстане научных кадров высшей квалификации закономерным является и вопрос о каналах «утечки умов» (иногда это понятие заменяют термином «интеллектуальная эмиграция»). Служба государственной статистики не отслеживает процессы мобильности кадров различных уровней квалификации, тем не менее имеются данные международных сопоставительных исследований об улучшении в числе показателей глобального индекса конкурентоспособности Казахстана по инновационному развитию показателя «утечка мозгов», по которому рейтинг республики повысился с 61-го до 57-го места.
Ясно, что утечка мозгов неизбежно ведет к интеллектуальным и экономическим потерям для любой страны. В Казахстане они не оцениваются, поскольку, как уже отмечалось, не ведется мониторинг этого процесса. В частности, если обратиться к опыту России, то, по оценкам социологов, ее ежегодные прямые потери от интеллектуальной эмиграции составляют не менее 3 млрд долларов, а суммарные (с учетом упущенной выгоды) – 50–60 млрд. По другим подсчетам, начиная с 1992 года из-за миграции высококвалифицированных кадров каждые 5–7 лет Россия теряла в среднем один годовой бюджет только за счет прямых потерь. Не говоря об экономических оценках утечки мозгов (57-е место в рейтинге свидетельствует, что она весьма заметна), в Казахстане слабо поставлены экономически обоснованные прогнозы необходимого количества кадров различного квалификационного уровня для образования, науки и экономики республики.
Следующая проблема заключается в том, что контингент, а наряду с ним и проблемы кадров высшей квалификации, «произрастает» из высшей школы, наследуя плюсы и минусы системы подготовки в вузах будущих ученых и научных работников. Так, количественной базой и причиной роста численности кадров высшей квалификации является рост общего числа студентов. При этом гуманитарная диспропорция кадров высшей квалификации также коренится в отраслевой диспропорции системы высшего образования: практически все негосударственные вузы (а их большинство в Казахстане – 83 из 140) являются гуманитарными.
Согласно квалификационной структуре выпускников высшей школы, в 2007 году из общего числа обучающихся 13,8% получали высшее специальное образование (специалитет), 84,9% – высшее базовое образование (бакалавриат) и 1,3% – высшее научно-педагогическое образование (магистратура).
Как итог формирование массового бакалавриата в Казахстане можно расценивать как практически переход на 4-летнее высшее образование. Бакалавриат все больше превращается в первую ступень высшего образования, не имеющую самостоятельного значения в приобретении профессии, а ликвидация специалитета по большинству направлений может усугубить нехватку инженерных кадров. Магистратура же становится элитной формой высшего образования с ограниченным доступом, ибо она будет, по-видимому, преимущественно платной. Даже в Европе, в частности в Германии, много противников Болонского процесса, особо неприемлем укороченный срок обучения в бакалавриате. В США же степень бакалавра – это улучшенный вариант аттестата зрелости. Только после получения степени бакалавра начинается профессиональное образование с узкой специализацией. По разным специальностям степень бакалавра рассматривается то как окончательная, позволяющая работать профессионально, то как промежуточная, требующая дополнительного обучения. Иначе говоря, введение бакалавриата – это серьезная проблема для многих специальностей. Каждая реформа – это не только адаптация к меняющемуся социуму, но и ответственность перед будущим.
В Казахстане Классификатор специальностей высшего профессионального образования содержит 278 специальностей бакалавриата и магистратуры по 13 группам, в которых специальностей бакалавриата – 137, специальностей магистратуры – 138, специальностей высшего специального образования (инженеры) – всего 4 (!). Достаточно ли их будет даже для обеспечения 15 лабораторий инженерного типа, созданных в 2007–2008 годах в 15 университетах, не говоря уже о потребностях производства и науки? Заметим, что в России вводится уровень «прикладного или технического бакалавриата» обеспечивающего квалификацию «специалист» (чтобы 7–8 лет не учиться до полного высшего образования и повысить возможность трудоустройства на инженерных должностях).
По расчетам Министерства труда США, в 2003–2012 годах на 30 рабочих мест в быстро растущих отраслях производства потребуется 26 рабочих мест с инженерным образованием. Численность научно-инженерных кадров, занятых в сфере НИОКР в США, возросла с 651,1 тыс. человек в 1980 году до 1,3 млн в 2003-м. В Казахстане же, как и в других странах СНГ, назревает проблема нехватки инженерных кадров.
На начало 2008 учебного года в высших учебных заведениях Казахстана подготовка кадров велась более чем по 270 специальностям. И хотя в последнее время предпринимаются меры по усилению подготовки кадров технических специальностей, на 2008 год в структуре специальностей наибольший удельный вес занимали специальности в области социальных наук и бизнеса – 185,5 тыс. человек (25,9%), образования – 139,4 тыс. человек (19,4%), технических наук и технологий – 117,6 тыс. человек (16,4%) и права – 67 тыс. человек (9,3%). В ближайшее время объем госзаказа на группу технических специальностей будет увеличен до 33% от общего объема.
Проблема обеспечения кадрового баланса в науке подразумевает не только воспроизводство научных кадров, но и сбалансированность структуры кадров по видам деятельности – ученые, инженеры и техники, вспомогательный персонал. Проблема кадрового дисбаланса становится все более ощутимой. В большинстве научных институтов естественно-научного и технического профиля нарастает нехватка инженеров, лаборантов и техников, что приводит к нарушению производства знаний, сокращает возможности их надлежащей защиты, продвижения и трансформации в новые продукты и технологии. Если сравнить ситуацию в Казахстане с положением в развитых странах, то в них выше доля инженеров, техников и вспомогательного персонала. В США, например, в государственном секторе науки ученые составляют около 42%, инженеры – 21%, техники – 27%. В Казахстане статистика не дает сведений о числе инженеров, они отчасти включены в категорию «исследователи», а отчасти во «вспомогательный персонал», поэтому корректные сопоставления затруднительны. Тем не менее очевидно, что в Казахстане ученые преобладают: их удельный вес в 2008 году составлял 66,1% от общего числа работников, выполнявших научные исследования и разработки (16 304 чел., вспомогательный состав – 14,4%, прочий персонал – 12,3%).