Образование и наука:
Благодаря прогрессивным структурным реформам за последние 10 лет образование страны вышло на траекторию стабильного развития. Это подтверждается качественными и количественными показателями на международном уровне. 25 ноября в Женеве (Швейцария) был представлен седьмой Всемирный доклад ЮНЕСКО 2009 года по мониторингу образования «Преодоление неравенства: важная роль управления». В документе представлен анализ образовательной политики 129 стран мира по достижению целей международной программы «Образование для всех».
Доклад ЮНЕСКО подробно анализирует выполнение таких глобальных задач, как развитие детей в раннем возрасте, всеобщее начальное образование, гендерное равенство, борьба с неграмотностью и высокое качество образования. По данным этого авторитетного издания, Казахстан по индексу развития образования (ИРО) занимает 1-е место, опередив такие страны, как Япония, Великобритания, Германия.
В 2009 году Казахстан занял 67-е место в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности, проводимом международной неправительственной организацией Всемирным экономическим форумом.
Из 18 индикаторов, характеризующих образование и науку, позиция Казахстана в рейтинге улучшилась по семи индикаторам, в частности:
- качество начального образования (с 68-го на 67-е место);
- качество образовательной системы (с 68-го на 66-е место);
- качество математического и научного образования (с 80-го на 72-е место);
- качество менеджмента школ (с 98-го на 97-е место);
- местная доступность специализированных научно-исследовательских и тренинговых услуг (с 82-го на 68-е место);
- тренинг персонала (с 92-го на 83-е место);
- доступность ученых и инженеров (с 83-го на 74-е место).
По трем индикаторам позиция не изменилась:
- затраты на образование – 58-е место;
- охват средним образованием – 51-е место;
- способность к инновациям – 50-е место.
Впервые Казахстан принял участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS-2007. Основной его целью является сравнительная оценка качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе.
Каждые четыре года оцениваются образовательные достижения учащихся 4 и 8 классов, включающие не только их знания и умения, но и отношение к предметам, интересы и мотивацию к обучению. Результаты исследования позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественно-научном образовании участвующих стран каждые четыре года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественно-научном образовании при переходе из начальной школы в основную.
В исследовании TIMSS в 2007 году приняли участие около 425 тысяч учащихся из 59 стран мира и 8 провинций и городов мира.
В 2009 году получены результаты исследования, признанные Международной ассоциацией (IEA) очень высокими.
Наши школьники заняли 5-е место по математике и 11-е – по естествознанию.