Новые направления
Камиль Ауэзов, генеральный директор КМК «Астана Моторс», уверен, что опыт и репутация помогут компании сохранить лидерство.
— Вы недавно возглавили компанию «Астана Моторс». Расскажите, в каком состоянии вы ее застали?
— С 1 января 2010 года вступили в силу новые таможенные пошлины на импорт автомобилей, и эта дата совпала с моим первым рабочим днем в «Астана Моторс». Начало года было достаточно сложным. Клиенты до конца не верили, что поднимутся пошлины. Предполагали, что это произойдет летом или даже в следующем году. Потому резкое увеличение пошлин на 20% для всех оказалось большим шоком. Хорошо, что наши партнеры-производители пошли нам навстречу и немного снизили отпускные цены для нас. Поэтому 20%-ное увеличение пошлины не коснулось всех наших брендов — где-то оно составляет 10%, где-то — 15%. Но сейчас шок прошел, люди начали привыкать к новым ценам и покупать автомобили.
— Как складываются бизнес-отношения с различными поставщиками?
— С поставщиками, заводами-изготовителями у нас сложились доверительные отношения. Наш бизнес построен прежде всего на честности и прозрачности по отношению к партнеру. Мы всегда выполняли все взятые на себя обязательства, а их достаточно много и они не ограничиваются только количеством продаваемых автомобилей. Мы привыкли прямо говорить партнерам о причинах, которые не позволяют нам брать на себя те или иные обязательства, приводили аргументы и никогда не шли на обман и не давали пустых обещаний. В результате у наших иностранных партнеров сложилось высокое мнение о компании и о Казахстане. Сейчас наши отношения перешли в фазу «джентльменских соглашений», то есть многие решения и договоренности достигаются в результате телефонных переговоров, потому что «Астана Моторс» всегда держит слово. Доказательство этого — восемнадцатилетняя история компании и незапятнанная деловая репутация.
— Правительство страны заявило, что кризис успешно преодолен. Каковы ваши планы? Что намерена предпринять «Астана Моторс» как крупнейший в Казахстане игрок в автомобильном ретейле?
— Согласно плану стратегического развития компания будет развивать дилерскую сеть и выводить на рынок новые бренды. В третьем квартале этого года «Астана Моторс» откроет два монобрендовых автоцентра в Астане — Subaru Center Astana и Hyundai Center Astana. Они получат статус дилера и будут работать по принципу «трех S»: Sales (продажа), Service (сервис), Spare parts (запасные части).
В апреле мы подписали с Hyundai Motor Co меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства в Алматы завода по крупноузловой сборке малотоннажных грузовых автомобилей Hyundai. Компания уже ведет переговоры с автопроизводителем о поставке и монтаже оборудования. Начать собирать первые грузовики планируется уже в четвертом квартале этого года. На первом этапе проекта речь идет о крупноузловой сборке малотоннажных грузовиков Hyundai из машинокомплектов, которые будет поставлять автопроизводитель. В течение пяти лет планируется выйти на проектную мощность до 5000 грузовиков в год. Первоначально предприятие будет собирать коммерческую технику на базе моделей HD 65 и HD 72 самого разного назначения — от грузовиков и самосвалов до рефрижераторов и эвакуаторов, которые будут позиционироваться на рынке как наилучшее соотношение цены и качества в своем сегменте.
— Как будет решаться вопрос с подбором и обучением кадров для производства? И сколько рабочих мест даст данное производство?
— По условиям контракта компания Hyundai поставляет оборудование, проводит обучение местного персонала и контролирует работу завода первое время. Штат предприятия составит 50 человек. Дальше рынок покажет, нужно ли нам увеличивать коллектив и объем работы. В перспективе планируется расширить модельный ряд, а также наладить сборку автобусов различной модификации, которые хорошо зарекомендовали себя на улицах крупных городов.
— Будут ли какие-либо нововведения в области продаж имеющихся марок?
— Сейчас разрабатываются различные маркетинговые программы, нацеленные на удовлетворение спроса потребителей. Мы планируем запустить полноценную программу trade in. Она требует больших капиталовложений, поэтому нам необходимо достичь определенных финансовых результатов. Программа разрабатывается без участия государства, в отличие от российского trade in. О старте и правилах программы «Астана Моторс» заявит дополнительно.
В ближайшее время мы планируем охват западных регионов. В Актау, Атырау, Актобе компания приобрела землю под строительство полноценных шоу-румов, сервис-цетров. Ведутся переговоры по подписанию дилерского соглашения по бренду «Тойота» в Шымкенте.
«Астана Моторс» взяла на себя обязательства по открытию дилерского центра Lexus в Астане, компания начинает строить временный автосалон. На конец мая запланирована торжественная церемония закладки первого камня в фундамент автоцентра BMW. Он будет соответствовать высоким стандартам немецкого производителя. Общая площадь автоцентра составит 2115 кв. м. Он будет включать в себя шоу-рум, сервисную зону и склад запасных частей, мойку, офисные помещения. Объем инвестиций в строительство автоцентра составит $3 млн. Эти автосалоны будут построены по новой дороге из аэропорта в Астану. Такой выбор места не случаен: все наши автосалоны в Алматы находятся по пути из аэропорта, и у иностранцев, которые впервые посещают нашу страну, при виде автосалонов ведущих мировых брендов начинает формироваться впечатление о Казахстане как о современном государстве. Этим мы косвенно помогаем формировать положительный имидж страны в глазах потенциальных иностранных предпринимателей.