суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Все познается в сравнении

Махметгали Сарыбеков, вице-министр образования и науки Республики Казахстан

– Положа руку на сердце, как вы оцените современное состояние казахстанской школы? Удовлетворены ли вы им в качестве родителя, гражданина, наконец, в качестве должностного лица, курирующего эту важнейшую сферу?
– Есть такая избитая истина: все в этом мире познается в сравнении. И если мы проведем аналогии с тем, что имели, скажем, в 1995 году, потом в 2000 году и так далее, я думаю, что прогресс налицо. Не замечать этого может разве что слепой либо конченный пессимист. Никто не отрицает наличие проблем в сфере образования, в том числе среднего. И мы не просто работаем над их решением. Эта работа приносит свои зримые результаты. Многие хорошо помнят, с чего начиналось становление и развитие образования в независимом Казахстане. Иногда доводится слышать ностальгию некоторых наших граждан по советскому образованию, что, мол, тогда образование было что надо, а сейчас мы крепко приотстали. Действительно, с одной стороны, у советской школы были свои сильные стороны, однако существовали и серьезные недостатки. Назову лишь некоторые: изолированность от мирового образовательного пространства, засилье коммунистической идеологии фактически во всех образовательных дисциплинах и уровнях, почти полное пренебрежение к изучению иностранных языков, наконец, сложности с сохранением и приумножением своих национальных ценностей.
Кроме того, когда в 1991 году Советский Союз распался, была ведь разрушена не только экономика, политический базис, рухнуло фактически все, что составляло достижения этой огромной страны. Среди прочих на коленях оказалась и сфера образования – повсеместно закрывались школы, учителям годами не выплачивалась зарплата, ученики были предоставлены сами себе. Что мы имеем сегодня? Я далек от того, чтобы идеализировать картину. Но, повторяю, за прошедшие годы был сделан огромный шаг вперед. Сохранив все лучшее из прежней системы, мы смогли достаточно эффективно интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Если же вернуться к аналогиям, то отнюдь не все страны бывшего СССР достигли того уровня, на котором мы сейчас находимся, хотя и имели одинаковые стартовые позиции. Поэтому мой ответ таков: я в целом удовлетворен тем, что удалось сделать, хотя еще больше нам предстоит сделать.                               

– Начиная с 1990-х в отечественном образовании, как среднем, так и высшем, проводилось много реформ. Впрочем, они еще продолжаются. Однако не все  достигают успеха. В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки?
– Опять-таки приведу не менее известную фразу: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Реформы в средней и высшей школе были необходимы с самого начала. Я был убежден в этом как 19 лет назад, так не поменял свои позиции и сейчас. Без таких преобразований мы попросту повторили бы судьбу отсталых режимов в Африке. Определенные просчеты, увы, имели место. Но плюсов, уверен, было гораздо больше.
Так, в седьмом всемирном докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех 2009 года «Преодоление неравенства: важная роль управления» дан анализ достижений и недочетов 129 стран мира в достижении целей международной программы «Образование для всех». Казахстан занял 1-е место по индексу развития образования среди 129 стран мира. Вслед за нашей республикой в рейтинге расположились Япония, Германия, Норвегия и Великобритания.
Совсем недавно американский общественно-политический журнал Newsweek опубликовал рейтинг лучших стран мира, в котором Казахстан занял 61-е место. Издание сравнило 100 продвинутых стран по таким позициям, как образование, здравоохранение, качество жизни, динамичность развития экономики и политическая обстановка. Казахстан по уровню развития системы здравоохранения занимает лишь 82-е место, по качеству жизни – 45-е, а по уровню образования – 14-ю строчку.

– Как известно, дата перехода казахстанской школы на 12-летнюю систему обучения  откладывалась не раз. Где гарантия, что намеченный теперь уже на 2015 год переход состоится? И вообще, насколько этот шаг необходим?
– На сегодняшний день из 216 стран мира двенадцатилетняя модель образования практикуется: в 15 странах – начиная с 5-летнего возраста детей, в 88 странах – с 6 лет, в 23 странах – с 7 лет. А еще есть тринадцатилетняя модель образования, которая действует в 25 странах начиная с 6-летнего возраста детей. Иными словами, данная система используется в большинстве государств мира (свыше 70%), в том числе наиболее развитых, как США, Великобритания, Германия, Япония, Канада, Австрия, Франция, Австралия. Я привожу эти цифры для того, чтобы показать: решение о переходе на 12-летнее образование – это не чья-то прихоть. Это данность, которую надо не просто признавать, но и выстраивать свое развитие сообразно. В этом направлении за минувшие годы была проведена большая подготовительная работа. В 104 школах республики, включая 45 сельских, уже проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. А в 2010–2011 учебном году экспериментальная работа по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего образования продолжится в восьмых классах основной средней школы. Министерством утверждены основные положения и стандарты, разработаны учебники и учебно-методические комплексы для 1 класса 12-летней школы.
Предполагается, что  в 2015 году 1-е, 5-е, 11-е классы начнут заниматься по программе 12-летней школы. В 2020 году будет осуществлен полный переход на 12-летнюю школу.  При этом увеличение продолжительности общего среднего образования с 4 до 5 лет направлено на организацию базового (относительно завершенного) среднего образования, предпрофильной подготовки учащихся общей продолжительностью в 10 лет. В целом же увеличение общей продолжительности школьного образования с 11 до 12 лет является  условием расширения возможностей граждан по повышению уровня их образованности в рамках формального образования. Также данный шаг напрямую увязан с уменьшением продолжительности образования в вузе, организацией бакалавриата в 4 года.

– К сожалению, проблемы с ЕНТ кочуют из года в год. Хотя, если судить по официальным заявлениям, их в 2010 году было меньше, чем в прошлом. А если брать в целом, насколько эта система оправдала себя?
– Разумеется, как и во всяком начинании, при внедрении ЕНТ не обошлось без острых углов, особенно в первые годы. Но сейчас большинство из них фактически устранены и система работает без серьезных сбоев. Пока что основной проблемой остается использование во время тестирования всяческих технических приспособлений, в частности сотовых телефонов. Досадно, что нередко на такие сомнительные дела абитуриентов подталкивают их собственные родители. Другой вид сложностей связан с тем, что в попытках любыми способами получить высокие результаты в сговоре участвуют учащиеся, родители, учителя, работники органов образования, местных исполнительных органов. Ведь результаты ЕНТ влияют на рейтинг акимов всех уровней.
Однако в целом анализ результатов Единого национального тестирования за период с 2004 года свидетельствует о том, что внедрение ЕНТ в качестве системы внешней оценки качества образования оказало  положительное влияние на повышение уровня среднего образования. Во-первых, оно зарекомендовало себя как  системообразующее явление, обеспечивающее дальнейшее комплексное совершенствование образования. Это рост качества образования на всех его уровнях, отвечающего интересам как самой личности, так и  государства. Во-вторых, из года в год увеличивается показатель  среднего балла сдающих, число выпускников, получивших оценки «отлично» и «хорошо», процент подтвердивших знак «Алтын белгі». Кроме того, снижается количество учащихся, не прошедших пороговый уровень. В-третьих, ЕНТ позволило Казахстану адекватное вхождение в международное образовательное пространство, обеспечило сопоставимость наших национальных показателей и индикаторов развития образования с международными. Кроме того, проводимый опрос мнения выпускников школ, родителей и педагогов, представителей СМИ свидетельствует о растущем доверии населения к ЕНТ.

– Следующий вопрос – заработная плата учителей. После весеннего повышения они, в зависимости от квалификации, стали получать от 25 до 55 тысяч тенге. Лично вы верите, что на эти деньги можно нормально существовать?
– Глава государства, правительство и наше министерство, в частности,  всегда уделяют первостепенное внимание вопросу заработной платы учителей. Ежегодно ее уровень увеличивается на 25 процентов. Чего, кстати, не наблюдается ни в одной стране СНГ. Эта же задача заявлена в качестве одной из приоритетных в проекте Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы. Но позволю себе вновь сделать небольшой экскурс в недавнюю историю. Многие сегодняшние педагоги застали ситуацию, в какой пребывала школа образца 1980-х–начала 1990-х: многие образовательные учреждения на глазах деградировали, зарплата была не просто мизерная, ее еще и не выплачивали в срок из-за банального отсутствия денег у государства. Что уж скрывать, в тех условиях от безысходности немало наших коллег были вынуждены распрощаться со школой и податься на рынки или в сферу предпринимательства. Это тоже правда. Сегодня ситуация поменялась в корне. Причем речь идет не только о материальной стороне вопроса. Я считаю, самое главное заключается в том, что, пускай не так быстро, как хотелось бы, но к профессии учителя возвращается престиж и высокое уважение, которых она, безусловно, заслуживает.

– Продолжающиеся поборы в школах уже стали притчей во языцех. Признаться, борьба с ними пока не приносит зримых результатов. Помнится, министр здравоохранения предлагал узаконить подобные формы вознаграждения врачей. Может быть, и в среднем образовании поступить таким образом?
– С этим уродливым явлением наше министерство, другие компетентные органы ведут жесткую борьбу. И я не разделяю вашу точку зрения, будто зримых результатов нет. Это далеко не так. Имеющаяся статистика четко фиксирует снижение количества жалоб со стороны населения на поборы в школах. Государство, в свою очередь, ежегодно значительно увеличивает дотации в сферу образования. Руководители организаций образования предупреждены о строгой персональной ответственности за необоснованные сборы денег,  допущение фактов формального отношения к обращениям граждан и волокиты.  Были внесены изменения в уставы организаций образования относительно ответственности руководителей за коррупционные действия в указанных организациях. При этом все факты, связанные с поборами в организациях образования, как было сказано выше, министерство  и местные исполнительные органы держат на постоянном контроле. По каждому  выявленному случаю на местах должны   приниматься   самые строгие  меры.
В частности, руководителям органов управления образованием поручено:
– осуществлять постоянный контроль над соблюдением действующего законодательства по вопросу привлечения внебюджетных средств на нужды образовательных учреждений;
– издавать распорядительные акты, в которых устанавливается  персональная ответственность руководителя образовательного учреждения за соблюдение нормативной правовой базы при привлечении внебюджетных средств на нужды образовательного процесса;
– включить в планы проведения проверок вопросы осуществления внебюджетной деятельности, развития государственно-общественных форм управления образованием;  
– обеспечить размещение полной и объективной информации о порядке предоставления платных услуг, привлечения целевых взносов и пожертвований, о порядке обжалования неправомерных действий по привлечению дополнительных финансовых средств в образовательном учреждении в доступном для родителей (законных представителей) месте;
– организовать работу постоянно действующего «телефона доверия» по вопросам привлечения денежных средств родителей (законных представителей);
– по всем обращениям родителей (законных представителей), связанным с нарушением порядка привлечения дополнительных финансовых средств, проводить служебное расследование.
Что касается предложения о легализации поборов в школах, то я считаю это неудавшейся шуткой. Хотя понимаю и его подоплеку. При всем рвении одно министерство либо отдельные управления образования вряд ли смогут быстро положить конец этому явлению. Поэтому мы очень надеемся на помощь и ответственность самих педагогов, школьников и их родителей. Только сообща мы сможем сформировать нетерпимое отношение к поборам в школах и в конечном итоге свести их на нет. 

Оставить комментарий

Антресоли

Пока  живем  на  «старом  запасе» Пока живем на «старом запасе»
Редакция Exclusive
Утомленные солнцем, Утомленные солнцем,
Редакция Exclusive
Больше не значит лучше Больше не значит лучше
Редакция Exclusive
Кому урок не впрок? Кому урок не впрок?
Редакция Exclusive
Очерки диссидента Очерки диссидента
Редакция Exclusive
«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»: «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»:
Редакция Exclusive
Беспонтовые эстонцы Беспонтовые эстонцы
Редакция Exclusive
Маленькая страна Маленькая страна
Редакция Exclusive
«Менэ, тэкел, фарэс» «Менэ, тэкел, фарэс»
Редакция Exclusive
Родом из казахстана Родом из казахстана
Редакция Exclusive
Замуж за иностранца: Замуж за иностранца:
Редакция Exclusive
«Нет пророка в своем отечестве» «Нет пророка в своем отечестве»
Редакция Exclusive
Взгляд со стороны Взгляд со стороны
Редакция Exclusive
Наши в Европе: Наши в Европе:
Редакция Exclusive
Два полюса среди молчания Два полюса среди молчания
Редакция Exclusive
по следам великого исхода по следам великого исхода
Редакция Exclusive
«Живой» товар, «Живой» товар,
Редакция Exclusive
Долгий путь на Родину Долгий путь на Родину
Редакция Exclusive
Многие спрашивают, Многие спрашивают,
Редакция Exclusive
Лучше было бы, Лучше было бы,
Редакция Exclusive
Нация «перекати-поле» Нация «перекати-поле»
Редакция Exclusive
Советский туркестан Советский туркестан
Редакция Exclusive
Сат Токпакбаев: Сат Токпакбаев:
Редакция Exclusive
Пётр своик: Пётр своик:
Редакция Exclusive
Нигматжан Исингарин: Нигматжан Исингарин:
Редакция Exclusive
Жармахан Туякбай: Жармахан Туякбай:
Редакция Exclusive
Тулеутай сулейменов: Тулеутай сулейменов:
Редакция Exclusive
Даулет Сембаев: Даулет Сембаев:
Редакция Exclusive
Ерик Асанбаев: Ерик Асанбаев:
Редакция Exclusive
Вячеслав Гиззатов: Вячеслав Гиззатов:
Редакция Exclusive
Кадыр Байкенов: Кадыр Байкенов:
Редакция Exclusive
Берлин Иришев: Берлин Иришев:
Редакция Exclusive
Алихан Байменов: Алихан Байменов:
Редакция Exclusive
Мырзатай Жолдасбеков: Мырзатай Жолдасбеков:
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33