среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Вопрос на засыпку

1. Как вы оцениваете качество и содержание учебников в современных казахстанских школах?
2. Поддерживаете ли вы программу трехъязычия в школах?
3. Что вы изменили бы в первую очередь в системе среднего образования нашей страны?

Владимир Сагиных, педагог, историк, бывший директор физико-математического лицея № 166

1. Вообще все учебники одинаково оценивать невозможно. У нас есть очень хорошие учебники, можно даже сказать — мирового уровня. Это прежде всего «Физика», «Математика» и особенно «Информатика». У нас есть учебники, скажем, среднего уровня — «История», «Биология». Ну, есть и худоватенькие учебники, например «Мировая литература».

2. Поддерживаю стопроцентно! Возьмем, к примеру, наших казахстанских детей: одним языком владеют настолько, насколько можно на уровне 100–120 тысяч слов, это либо казахским, либо русским, либо уйгур, который где-то в глубинке живет, уйгурским. Это еще до того, как ребенок пошел в школу. То есть на этой базе ребенок вполне может года за три овладеть 250 тысячами слов, причем со всеми нормами. У нас обычно как: если ребенок до прихода в школу владел казахским, то он овладеет русским, если владел русским, то в школе он овладеет казахским. Ну, где-то тысяч на 70 слов, на 100, может быть, там дифференциация зависит от человека. А какая вообще проблема… мы же многоязычны… В языках здесь проблемы нет. У нас практически 95% шестилеток, которые владеют материнским языком, и еще один, а то и два, а то и три — «кусочками».

3. Тут вопрос первой очереди. Ну, прежде всего я бы сделал абсолютно четкую, стопроцентно исполняемую программу по основным предметам. Это где-то 10–12 предметов. То есть где бы человек ни учился, он везде имел по этим предметам полноценное образование. А потом высвободившееся время, а оно бы точно высвободилось, свободно распределил по направлению и возможностям вот этого конкретного заведения. Те, кто оканчивают, допустим, педагогический колледж на казахском языке, должны получить и по казахской литературе, и по основам национальной культуры гораздо больше знаний, чем остальные. И те, кто учатся в педагогическом колледже, но на русском языке, то же самое, но по русской культуре и литературе. А те, кто оканчивает, например, индустриальный колледж, естественно, они получат минимум этих направлений, но зато по металлообработке и структуре металлургии. А вот базовый момент — он должен быть для всех на 100%.

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков

1. До тех пор пока подготовка учебников будет напоминать бизнес, при котором непрозрачные тендеры будут выигрывать аффилированные с кем-то авторы или некие авторские коллективы, о качестве учебников можно забыть. Плагиат, поверхностность изложения и банальная глупость, которая часто попадает в казахстанские учебники, является следствием кризиса всей системы образования в Казахстане. Дошло до того, что для написания казахстанских учебников теперь предлагают привлекать иностранных авторов. Это фактически является признанием того, что в нашей республике, несмотря на такое большое количество липовых кандидатов и докторов наук, не могут найти настоящих профессионалов своего дела. 

2. Поддерживаю обеими руками. Русский и английский языки нужны для того, чтобы сохранить конкурентоспособность в условиях глобализации, а казахский для того, чтобы сохранить свою национальную идентичность.

3. Во-первых, повысил бы социальный статус и материальный уровень преподавательского состава. Странно, что люди, которые работают с человеческим капиталом, которому завтра придется доверить страну, получают меньше, чем какой-то средний менеджер в банке.
Во-вторых, усилил бы кадровый отсев этого самого преподавательского состава, так как наших детей часто учат случайные люди.
В-третьих, отменил бы ЕНТ как провалившийся эксперимент, который учит детей не думать, а зубрить и работать методом тыка.
В-четвертых, сократил бы количество бюрократической работы в виде всяких отчетов и отписок в Министерство образования и науки, которые пишут наши учителя, что отнимает время от непосредственно преподавательской деятельности.
В-пятых, сократил бы количество чиновников в самом Министерстве образования и науки, которое не вносит никакого существенного вклада в развитие казахстанской системы образования.
В-шестых, ликвидировал бы неравенство в качестве образования между городскими и сельскими школами. Каждый ребенок имеет право на высокий стандарт обучения независимо от места своего проживания, владения языком и материального благополучия родителей.

Аслан Жаксылыков, доктор филологических наук, профессор

1. Могу что-то сказать только об учебниках по казахской литературе для русской школы, поскольку заглядывал в них. Учебники, появившиеся в последние десять лет, требуют филологической доработки. Необходимо вновь проверить их соответствие утвержденным типовым программам в содержательном и методическом плане.

2. Программу трехъязычия полностью поддерживаю, так как это оптимальная и перспективная стратегия языкового развития. Тем не менее нужно больше внимания уделять казахскому языку, выделять больше часов на него, совершенствовать учебную литературу и методику. Делать это нужно последовательно и системно, так как казахский язык как государственный еще не занял свое место в обществе. К сожалению, до сих пор нет хороших словарей. В существующих казахско-русских словарях отсутствует до 30% слов, которые бытуют в казахском литературном и народном языке. Нет до сих пор словаря идиом, словаря метафор на казахском языке, полного словаря зоонимов, названий растений, словаря пословиц и поговорок, жаргона и т. д. Существующие издания — куцые.

3. Повысил бы заработную плату преподавателям в три-четыре раза, чтобы привлечь в школу мужчин. В соответствии с требованиями времени воссоздал бы систему профтехучилищ.

Казыбек Шайх, директор агентства по Self Brending

1. Мне трудно оценить качество учебников отдельно. Я могу дать им оценку только в сравнении с зарубежными. Мы, конечно, пока менее конкурентоспособны по привлекательности учебников, их способности увлечь ребенка получать знания. Самое главное, мне кажется, это способность педагога и учебного материала развить у ребенка любознательность, создать все условия и дать все инструменты, чтобы ребенок смог удовлетворять свою любознательность с максимальной пользой для себя, своей семьи и всего общества.

2. Да, поддерживаю. Мы можем и должны сделать детей нашей страны максимально конкурентоспособными. К тому же изучение другого языка — это важный процесс понятия и приятия других культур, обществ и мировоззрения. Широкое мировоззрение, способность уважать другого человека несмотря на его отличия от представителей твоей нации, языка или религии — это мой идеальный образ молодого казахстанца.

3. Я мог бы рекомендовать сориентировать его на развитие жизненных навыков. Мой личный жизненный и профессиональный опыт (как специалиста в области селфбрендинга) показывает, как важно для человека обладание знаниями и технологиями, чувство уверенности в себе, способность грамотно выстроить стратегию своего развития, обладание технологиями самоорганизации и лидерства, умение выступать публично и вести переговоры. Очень часто даже взрослые люди, не обладая знаниями по определению своего предназначения, метаются по жизни, теряют много сил, времени и энергии, тогда как овладение простыми техниками займет максимум неделю по времени, но сэкономит года несчастья, превратив их в года радости, благополучия и созидания. 

Оставить комментарий

Антресоли

Всякие ли Науки нужны? Всякие ли Науки нужны?
Редакция Exclusive
Завтра начинается сегодня Завтра начинается сегодня
Редакция Exclusive
Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы
Редакция Exclusive
Все познается в сравнении Все познается в сравнении
Редакция Exclusive
Пока  живем  на  «старом  запасе» Пока живем на «старом запасе»
Редакция Exclusive
Утомленные солнцем, Утомленные солнцем,
Редакция Exclusive
Больше не значит лучше Больше не значит лучше
Редакция Exclusive
Кому урок не впрок? Кому урок не впрок?
Редакция Exclusive
Очерки диссидента Очерки диссидента
Редакция Exclusive
«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»: «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»:
Редакция Exclusive
Беспонтовые эстонцы Беспонтовые эстонцы
Редакция Exclusive
Маленькая страна Маленькая страна
Редакция Exclusive
«Менэ, тэкел, фарэс» «Менэ, тэкел, фарэс»
Редакция Exclusive
Родом из казахстана Родом из казахстана
Редакция Exclusive
Замуж за иностранца: Замуж за иностранца:
Редакция Exclusive
«Нет пророка в своем отечестве» «Нет пророка в своем отечестве»
Редакция Exclusive
Взгляд со стороны Взгляд со стороны
Редакция Exclusive
Наши в Европе: Наши в Европе:
Редакция Exclusive
Два полюса среди молчания Два полюса среди молчания
Редакция Exclusive
по следам великого исхода по следам великого исхода
Редакция Exclusive
«Живой» товар, «Живой» товар,
Редакция Exclusive
Долгий путь на Родину Долгий путь на Родину
Редакция Exclusive
Многие спрашивают, Многие спрашивают,
Редакция Exclusive
Лучше было бы, Лучше было бы,
Редакция Exclusive
Нация «перекати-поле» Нация «перекати-поле»
Редакция Exclusive
Советский туркестан Советский туркестан
Редакция Exclusive
Сат Токпакбаев: Сат Токпакбаев:
Редакция Exclusive
Пётр своик: Пётр своик:
Редакция Exclusive
Нигматжан Исингарин: Нигматжан Исингарин:
Редакция Exclusive
Жармахан Туякбай: Жармахан Туякбай:
Редакция Exclusive
Тулеутай сулейменов: Тулеутай сулейменов:
Редакция Exclusive
Даулет Сембаев: Даулет Сембаев:
Редакция Exclusive
Ерик Асанбаев: Ерик Асанбаев:
Редакция Exclusive
Вячеслав Гиззатов: Вячеслав Гиззатов:
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33