суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Зона риска

Асель Асхатова

У любого взрослого слово «школа» в первую очередь ассоциируется с чем-то светлым, добрым. Это и пора обретения первых в жизни знаний, и появления первых друзей, у многих — первой любви. Не сказать, что прежде школьный период был напрочь лишен шалостей, хулиганских выходок да и элементарных детских обид, непонимания со стороны учителей, в общем, не самых приятных моментов. Но, вступив во взрослую жизнь, мы вдруг осознаем, какие это были прекрасные годы, предаваясь ностальгии по временам, которые уже не вернуть. Современная школа, быть может, гораздо более продвинута, чем раньше. Хотя тоже не факт. Однако при всех плюсах она на глазах начинает терять такие базовые ценности, как безмятежность, стабильность и безопасность. Уму непостижимо: сегодняшние родители боятся отпускать своих детей в «храм знаний», опасаясь за их жизнь. ЧП в школах стали уже привычным явлением, а прежние механизмы контроля над ситуацией не работают либо формализованы. Как будут нынешние дети вспоминать о своей школе? Какой осадок в их сердцах оставит этот этап их жизни?
Интернет дает свою версию ответа на эти болезненные вопросы.

Мама Гульмира боится сына не только в школу, но и просто на улицу отпускать.
— Мой сын уже три недели сидит дома, — рассказала она. — В прошлом году он учился в 8-м классе, и у него начались проблемы с одноклассниками. Однажды он пришел с распухшей головой, весь избитый, но уговаривал меня ни во что не вмешиваться, мол, сам разберется. Я вызвала «скорую», сына положили в больницу с сотрясением мозга. После этого случая я перевела его в другую школу. Но когда он из-за головной боли, а она после сотрясения у него бывает нередко, не пришел на субботник, классный руководитель начала постоянно делать ему какие-то замечания, придиралась, стали над ним подсмеиваться и одноклассники. С ним перестали общаться, он везде ходил один. До 8-го класса учился в основном на четверки. Тут в первой четверти скатился на двойки, мы взяли ему репетитора, он подтянулся. Но его стали задирать ученики из параллельного класса. Закончилось это опять дракой, причем в школьной раздевалке — один держал сзади, другие подбегали, били и отбегали… Поддержали меня только врачи и психологи, которые сказали, что нужно перевести сына на домашнее обучение. Когда я сказала об этом в комиссии по делам несовершеннолетних, мне заявили: «Он что у вас, инвалид?! Пусть ходит в школу!» А я боюсь его туда отпускать! (http://www.kollegi.kz/blog/shkola_vyzhivanija/2010-02-10-279).

В пятницу похоронили 15-летнего Нурболата Жанатова, ученика лицея № 24, где произошло ЧП. Предварительное заключение — он скончался от травм. Отец погибшего парня Гани Хабибуллаевич:
— Он мечтал учиться в Англии, поэтому после окончания 7-го класса обычной школы мы перевели его в лицей № 24 с физико-математическим уклоном, — едва слышно рассказывает отец. — Перед той злосчастной дракой у Нурболата случился конфликт с одним из восьмиклассников. И разборка эта была запланирована. За происходящим наблюдали два восьмых класса — человек 20–30. С Нурболатом пошли друзья, человек семь. У сына были ушибы головного мозга, разорвана губа. Сейчас ведется следствие, сказали, что результаты экспертизы будут только через месяц (http://www.kollegi.kz/blog/shkola_vyzhivanija/2010-02-10-279).
В школе-интернате Актогайского района двое братьев (учащиеся старших классов) длительное время совершали насильственные действия сексуального характера в отношении двух маленьких мальчиков. Педагоги, зная о происходящем, попытались скрыть это от общественности. Факт мужеложства выявила инспектор по делам несовершеннолетних Актогайского РОВД и немедленно завела уголовное дело. Аким области подверг жесткой критике работу органов образования, которые не смогли предупредить данное ЧП, а после попытались скрыть его от общественности. «Факты нарушения прав детей, выявленные в Актогайском пришкольном интернате, стали возможны из-за отсутствия должного контроля со стороны руководителей органов образования на местах и департамента образования. Одной из главных причин явилось слабое взаимодействие школы и общественности. Очень мало уделялось внимания госорганами детям из неблагополучных семей, следует проводить индивидуальную педагогическую работу с каждым трудным ребенком», — подчеркнул он (http://www.kt.kz/index.php?act=arch&lang=rus&uin=1138536468&chapter=1153443844&n_date=2008-03-31).

11-классник Ануар 22 января подрался с другим школьником, после чего попал в ГКБ № 7 пос. Калкаман в состоянии комы 2-й степени и с черепно-мозговой травмой. Нейрохирурги сделали экстренную операцию по трепанации черепа и удалили две гематомы, образовавшиеся из-за разрыва кровеносного сосуда головного мозга. Сейчас парень по-прежнему в коме, давать какие-либо прогнозы врачи не решаются, поскольку видимых улучшений пока нет.
«После происшедшего все убеждали нас в том, что травму ученик школы получил самостоятельно, никакого ЧП в школе не было. Ученики, одноклассники Ануара молчат либо держат ту же позицию, что и преподаватели. Мы убеждены, что в настоящее время идет давление на учеников со стороны преподавательского состава. Потом в школе стали распускать разнообразные слухи, что причиной травмы якобы стало слабое здоровье Ануара…» (http://www.kollegi.kz/blog/shkola_vyzhivanija/2010-02-10-279).

Однако нередко трагедии случаются по вине взрослых. Так, например, произошло в поселке Аксукент Южно-Казахстанской области. Здесь на работы и обратно учеников возят на старых железных тележках, прицепленных к трактору. Одна из них опрокинулась, когда в тележке находились 20 школьников. Четверо получили тяжелые увечья. Еще один ребенок погиб под колесами машины, когда возвращался со сбора хлопка поздно вечером.
В одной из районных школ завуч указкой хлестала по лицу мальчика, посмевшего ослушаться приказа убирать хлопок на участке одного из педагогов школы. Полиция дело не завела, поскольку «телесные повреждения были легкими»! Пока что уголовное дело возбуждено только в отношении водителей. А тех, кто толкал детей на смертельный риск, ждет лишь дисциплинарная ответственность. В прокуратуре заявили, что в административном порядке будут наказаны учителя и классные руководители, чьи дети во время уроков трудились в поле, а также директора школ, издавшие незаконные приказы о привлечении учащихся к сбору урожая. Кроме того, представления о нарушениях закона направлены в районный акимат. Наказать виновных обещают и в облоно. Но, опять же, «если будут подтверждены факты» (http://www.almanews.kz/society/shkola-xlopkovyx-rabov_7957.html).

В январе 2008 года в средней школе № 29 в Алматы на первом этаже здания произошел взрыв гранаты РГД-5. От ран, полученных в результате взрыва гранаты, на месте скончались два человека. Кроме того, в больницу с травмами госпитализированы еще двое пострадавших 1991 и 1990 годов рождения. По данным МЧС, разрушений конструкций нет. По данному факту проводится расследование. Как отмечается в распространенном сообщении городской службы спасения, в тот день сторож школы, заступив на дежурство, пригласил к себе шестерых знакомых. Все они, находясь в учительской, начали распивать спиртные напитки, затем сторож «вышел в коридор и, вернувшись через 10 минут, показал знакомым ручную гранату РГД-5». Затем он, «прижав скобу гранаты, отделил чеку, постучал гранатой о сейф и после попытался вставить чеку обратно, в это время произошел взрыв», отмечается в сообщении (http://forum.kris.kz/index.php?topic=3295.0).

Недавно в Астане обрушилась стена школы. Как сообщили в МЧС, жертв и пострадавших нет. Необходимо заметить, что это не первый случай обрушения части здания. В руины превращаются как старые, так и новые «храмы знаний», расположенные в разных регионах страны. Если одни разрушаются в силу своей ветхости, вторые — из-за некачественного строительства. Пять лет назад подобное произошло в спортивном зале учебного заведения, расположенного в поселке Чубары. Происшествие случилось ночью, поэтому жертв удалось избежать. Примечательно, что данную школу годом ранее открывал президент. Проектировали учебное заведение сотрудники ГКП «Астанагорпроект», а строительные работы в крайне сжатые сроки выполнило ТОО «Эверест». Для расследования причин обрушения стены была создана специальная независимая комиссия, которая установила, что когда объект сдавался в эксплуатацию, в состав приемной комиссии не были включены представители органов архитектурно-строительного контроля. Как такое могло случиться, непонятно. Однако данное ЧП тогда быстро «замяли» и поспешили успокоить общественность.
В прошлом году в Жезказгане обрушилось старое здание средней школы. Благо, никто из учащихся и персонала учебного заведения не пострадал. По информации местного Карагандинского областного департамента по чрезвычайным ситуациям, обрушение десяти плит перекрытия спортзала на втором этаже и плиты перекрытия первого этажа произошло в новой пристройке школы в результате смещения и падения ригеля несущей фермы. Для ликвидации последствий происшествия из бюджета города был выделен 1 миллион тенге (http://www.kn.kz/news.php?news=4036).

Между тем драки и порнография стали любимыми развлечениями современных школьников. Идеальное преступление должно быть снято на видео, считают современные дети. Интернет переполнен откровенными и жестокими сюжетами из внешкольной жизни подростков. И это притом что такие видеосъемки вне закона. В казахстанской судебной практике уже есть прецеденты, когда малолетние режиссеры страшилок были привлечены к ответственности. Дети снимают жестокое видео. Подобные реалити-ролики школьники охотно передают друг другу через мобильные телефоны. В особой цене видео, где кровь и слезы. Психологи опасное школьное увлечение объясняют нереализованной гиперактивностью современных детей и телепередачами, поощряющими съемки очевидцев.
Причем снимают не только драки. В специализированном детском суде Алматы сейчас рассматривается дело в отношении семнадцатилетнего юноши. Он снимал секс между одиннадцатилетними подростками. Как оказалось, с их согласия (http://lawforum.kz/contents/6109/45/?L=3).

Полицейские и педагоги уверены, что основную нагрузку по воспитанию детей должна нести семья, не перекладывая ответственность на школу. Практика показывает, что чаще всего в криминальных разборках участвуют дети из неблагополучных семей, которым дома не уделяется достаточного времени и внимания (http://erazamat.ucoz.kz/publ/19-1-0-273).
Одним из действенных инструментов снижения ЧП могут служить школьные инспектора. Опыт их работы показал, что подобную практику надо расширять. Вместе со школьным психологом и социологом, а также педагогами они займутся профилактикой правонарушений среди подростков. К слову, дети в большинстве случаев доверяют своему школьному инспектору и зачастую делятся информацией о готовящихся разборках среди подростков и даже более серьезных намерениях. Кто-то набирается смелости сказать об этом прямо, кто-то использует ящик для анонимных сообщений. Буквально на днях такая информация позволила предотвратить групповую драку несовершеннолетних на окраине города, исход которой мог бы оказаться весьма печальным. Получив этот сигнал, школьный инспектор срочно сообщил в полицию. В вечернее время следующего дня сотрудниками правоохранительных органов были задержаны четверо несовершеннолетних. В салоне автомобиля, на котором они прибыли на разборку, обнаружили два обреза (http://erazamat.ucoz.kz/publ/19-1-0-273).  

Таковой предстает со страниц Интернета теневая сторона казахстанских школ. Даже тот мизер вестей, которые просачиваются в прессу, больше напоминают сводки с фронта, нежели нормальный учебно-воспитательный процесс. Да, драки, всякого рода выяснения отношений между детьми происходили всегда. Но озлобленность и остервенение, которыми сопровождаются разборки в нынешних школах, — это нечто выходящее из ряда вон. Это не вина детей, а прежде всего взрослых, в том числе отстраненности педагогов, безответственности родителей, пассивности курирующих и правоохранительных органов. И если исходить из тезиса, что школа, как армия, есть всего лишь слепок нашего общества, то вывод напрашивается один — на примере чрезвычайных ситуаций в школах мы пожинаем плоды культа денег, насилия и бездуховности, которые так долго прививались детям. С нашего молчаливого согласия.

Оставить комментарий

Антресоли

Счастье — Счастье —
Редакция Exclusive
«Поочередно  отрывая  ноги» «Поочередно отрывая ноги»
Редакция Exclusive
Дорогая Снежана Денисовна! Дорогая Снежана Денисовна!
Редакция Exclusive
Вопрос на засыпку Вопрос на засыпку
Редакция Exclusive
Всякие ли Науки нужны? Всякие ли Науки нужны?
Редакция Exclusive
Завтра начинается сегодня Завтра начинается сегодня
Редакция Exclusive
Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы
Редакция Exclusive
Все познается в сравнении Все познается в сравнении
Редакция Exclusive
Пока  живем  на  «старом  запасе» Пока живем на «старом запасе»
Редакция Exclusive
Утомленные солнцем, Утомленные солнцем,
Редакция Exclusive
Больше не значит лучше Больше не значит лучше
Редакция Exclusive
Кому урок не впрок? Кому урок не впрок?
Редакция Exclusive
Очерки диссидента Очерки диссидента
Редакция Exclusive
«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»: «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»:
Редакция Exclusive
Беспонтовые эстонцы Беспонтовые эстонцы
Редакция Exclusive
Маленькая страна Маленькая страна
Редакция Exclusive
«Менэ, тэкел, фарэс» «Менэ, тэкел, фарэс»
Редакция Exclusive
Родом из казахстана Родом из казахстана
Редакция Exclusive
Замуж за иностранца: Замуж за иностранца:
Редакция Exclusive
«Нет пророка в своем отечестве» «Нет пророка в своем отечестве»
Редакция Exclusive
Взгляд со стороны Взгляд со стороны
Редакция Exclusive
Наши в Европе: Наши в Европе:
Редакция Exclusive
Два полюса среди молчания Два полюса среди молчания
Редакция Exclusive
по следам великого исхода по следам великого исхода
Редакция Exclusive
«Живой» товар, «Живой» товар,
Редакция Exclusive
Долгий путь на Родину Долгий путь на Родину
Редакция Exclusive
Многие спрашивают, Многие спрашивают,
Редакция Exclusive
Лучше было бы, Лучше было бы,
Редакция Exclusive
Нация «перекати-поле» Нация «перекати-поле»
Редакция Exclusive
Советский туркестан Советский туркестан
Редакция Exclusive
Сат Токпакбаев: Сат Токпакбаев:
Редакция Exclusive
Пётр своик: Пётр своик:
Редакция Exclusive
Нигматжан Исингарин: Нигматжан Исингарин:
Редакция Exclusive
Жармахан Туякбай: Жармахан Туякбай:
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33