суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Гастарбайтеры на собственной земле

Говорят, гостеприимство в крови у каждого казаха. И это прекрасно. С другой стороны, где та грань, которая пролегает в отношениях между гостем и хозяином? Ведь не случайно наши предки заметили: «У плохого хозяина гость хозяйничает».

Гастарбайтер (нем. Gastarbeiter, дословно: гостящий работник (нем. Gast + Arbeiter) = гость + рабочий) — жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму.

Градус негодования рабочих в различных регионах Казахстана неумолимо повышается. Лишь с начала года многотысячные забастовки прошли в Атырауской, Актюбинской, Алматинской, Акмолинской, Карагандинской и Мангистауской областях. Независимо от расположения либо специфики отрасли все их объединяют почти одинаковые требования: своевременная выдача и повышение заработной платы, улучшение условий труда, соблюдение мер безопасности, социальные гарантии и т. д. Тем не менее при всех сожалениях следует признать, что подобного рода казусы имеются во многих других странах. Ни отсталая Африка, ни спокойная Европа, ни процветающая Америка не застрахованы от забастовок своего пролетариата. Однако есть один момент, который в худшую сторону отличает положение казахстанских коллег. Это дискриминация, иначе говоря — ущемление прав коренных граждан перед иностранными. Правительство, местные органы управления уже долгие годы обещают навести порядок в вопросе, который подрывает главную ценность государства — честь и достоинство своих граждан. Принимаются новые законы, заключаются всевозможные меморандумы, проводятся совещания. Но заметных подвижек не наблюдается. Почему?
В принципе, сама практика найма иностранной рабочей силы существует во многих странах мира, и в этом нет ничего предосудительного. Должны быть лишь несколько предпосылок, например, если в отдельно взятом государстве испытывается недостаток рабочей силы, в случае дефицита квалифицированных кадров в той или иной области, наконец, когда местные граждане попросту игнорируют тяжелый физический труд ввиду как своего высокого социального статуса, так и низкой заработной платы. Последний фактор особенно присущ довольно схожим с Казахстаном по экономической структуре странам арабского мира. Привилегированное положение их граждан перед иностранцами не просто закреплено законодательно, но и неукоснительно соблюдается, порой даже жестко. В отдельных случаях, как, например, в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, иностранцы вовсе лишены права на какую-либо деятельность без участия и ведущей роли в СП местных граждан либо компаний.
В соседней России общая социально-экономическая ситуация, как известно, немногим лучше, чем у Казахстана, а в прилегающих с юга Узбекистане или Туркмении — явно хуже. Но даже на их фоне положение наших рабочих сильно контрастирует.
Прежде чем перейти к рассмотрению темы, обратим внимание на две цитаты.

Цитата № 1
Рабочие требовали введения 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты, уравнения прав казахских рабочих с рабочими других национальностей. Администрация отказывалась выполнить эти требования. В одном из подобных прошений рабочие писали: «... Администрация завода выдачу заработной платы производит крайне редко, в два-три месяца один раз, вопреки 97-й статье Устава о промышленности, почему мы часто терпим острую нужду в пропитании и вообще в средствах жизни, так как, не имея наличных денег, мы часто вынуждены покупать в долг, втридорога. Таким образом, наше положение стало невыносимым, и мы попали в кабалу». Хотя жалобы и прошения оставались без ответа со стороны властей и вызывали только гонения против просителей и жалобщиков. Огромная масса бедноты, которая согласилась бы работать при любых условиях, составляла большой резерв рабочей силы на случай, если кому-то надоест надрываться.

Цитата № 2
Рабочие компании видят своими глазами произвол работодателей, исчезновение через «дочки» прибылей компании и ощущают на себе и на своих близких окружающую нищету и деградацию поселков, также самого города нефтяников. Трудовой коллектив также возмущен адскими условиями труда, изношенностью оборудования, которое закупается со значительным сроком эксплуатации и поэтому более половины старье, но выдается работодателем как новое, а также высочайшими нормами выработки. Негодования вызывает дискриминация местных рабочих со стороны иностранных работодателей. При этом действует фактический запрет на забастовки. Все выступления рабочих, которые хоть как-то выходят за рамки кабального КЗоТа, автоматически становятся незаконными.

На первый взгляд обе эти цитаты написаны будто бы под копирку. Та же страна, те же люди, те же жалобы на невыносимые условия труда и засилье иностранцев. Разница лишь во времени — 120 лет. Если в первом случае описывается положение шахтеров Караганды в конце XIX века, то во втором — нефтяников Мангистау в начале XXI века. При всей одиозности советского режима найти что-либо подобное в хронике СССР не удалось. Да, был голодомор, репрессии, войны, от этого страдали все: и казахи, и русские, и украинцы, и немцы, но открытой дискриминации одного народа все же не было.
Казалось бы, Казахстан — вот уже 20 лет независимая страна. Есть свои флаг, гимн, армия, правительство и прочие атрибуты суверенности. Впрочем, приведем еще одну цитату, на этот раз из Конституции Республики Казахстан: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
А теперь вернемся к прозе жизни.
Около 8 тысяч рабочих — а это около 80% всех работников — принимают участие в забастовке работников компании АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» — дочки национальной компании «КазМунайГаз». За каких-то полтора года здесь сменились четыре генеральных директора и уже два председателя профсоюза, которые назначались администрацией компании, и на этот раз третий был избран. Хотя касательно фактов с назначением профсоюзных лидеров сверху налицо злостное нарушение закона.
Тем временем вместо решения проблема загоняется вглубь. Как реакция, волна рабочего сопротивления обретает организованный характер. Особенно ситуация изменилась после декабрьской забастовки строителей нефтепровода в Карабатане и апрельской стачки нефтебурильщиков Жанаозена в Западном Казахстане, которые выдвинули требования о национализации своих предприятий. Еще несколько сотен рабочих казахстанско-сингапурской компании Кeppel Kazakhstan в Актау не вышли на свои рабочие места в июне. Их главное требование — повысить зарплату казахстанским рабочим до уровня иностранных специалистов той же квалификации. Как свидетельствуют сами рабочие, оплата их труда в разы ниже, чем у иностранцев.
Непосильный труд, увольнения, штрафы, постоянные производственные травмы и увечья, гибель товарищей, гарантированная инвалидность при потогонной системе, запреты на создание своих организаций и стали той гремучей смесью, которая привела к стихийному, но не случайному социальному взрыву.
Но все же главные обиды забастовщиков вызваны давлением со стороны иностранных работодателей. Дискриминация ощущается везде: и в разных условиях проживания, когда иностранный персонал живет в комфортабельных общежитиях, а местный — в мало приспособленных бараках. Питаться они могут также в разных столовых, различаться по качеству униформы, длительности рабочего времени, элементарным правам и гарантиям.
— Мы работаем вахтовым методом: 28 трудовых дней на море и 28 дней отдыхаем. Наша зарплата составляет примерно 70–80 тысяч тенге, но это фактически 35–40 тысяч тенге в месяц. Месяц назад отправляли коллективное письмо руководству компании ССС, однако никакого ответа мы не получили, — рассказал работник компании Consolidated Contractors Company, пожелавший остаться неизвестным. — На производстве царит элементарное неуважение иностранцев к местным. Например, мы сейчас на море работаем в 52-градусную жару. Невозможно дышать — сильная влажность, духота. Наши комбинезоны буквально пропитаны влагой. Однако нам даже не дают попить воды, а сами арабы не выходят из прохладных кабинетов с кондиционером. Это стало последней каплей в чаше терпения. Разве это справедливо? — говорит казахстанский рабочий.
В теории, то есть по закону, рабочие вправе отказаться выходить в 52-градусную жару. Тем более что работать в подобных экстремальных режимах законом строго запрещено. Также они могут пить воду, когда вздумается, ни у кого не спрашивая на то разрешения. Но на практике подобная «самовольность» может привести к печальному результату, начиная от урезания зарплаты и заканчивая увольнением без всяких компенсаций. Что касается требований работодателей к знанию английского языка рабочими, то оно вовсе противоречит действующему законодательству и большому количеству специалистов вообще не нужно, за исключением незначительного перечня позиций.
Автор этих строк далек от мысли, чтобы обвинять иностранцев в плачевном положении наших рабочих — они, понятное дело, преследуют собственную выгоду, но действуют ровно в тех пределах, которые дозволены. А это значит, что корень всех проблем заключается в нарушении прав и свобод граждан Казахстана в иностранных компаниях за счет попустительства наших же чиновников и управленцев. Невольно напрашивается аналогия 120-летней давности: «Рабочий обязывался быть «в полном послушании» и «повиновении» у хозяина, «беспрекословно и усердно» выполнять все его требования и условия. Местные власти следили за выполнением рабочими указаний предпринимателя. При этом баи и аульные старшины, как правило, являлись вербовщиками рабочих-казахов для промышленных предприятий и извлекали из этого свои выгоды. Таким образом, байско-феодальная верхушка казахского аула совместно с местной колониальной администрацией охраняла интересы промышленников».
Стоит ли удивляться, что большинство забастовок со вполне справедливыми и законными лозунгами признаются нашими судами как «незаконные»? На этой основе зачастую иностранный работодатель не прочь переложить убытки, причиненные забастовкой, на самих рабочих, как это было в сентябре в Жанажоле. Кроме того, в ответ на петицию с требованием восстановления на работе своих коллег СНПС «Актобемунайгаз» пригрозила нефтяникам преследованием. Угрозы косвенно подтвердились, когда члены независимого профсоюза «Назарлык» были арестованы.
Отдельный вопрос: почему при безработице, которая по официальным данным составляет в Казахстане 6–8%, по неофициальным — 30–40%, мы ввозим иностранную рабочую силу? Причем на такие смешные позиции, как кладовщик или крановщик, которых предостаточно в самом Казахстане. При этом несем дополнительные издержки на перелеты, визы, обустройство и т. п. Увещевания насчет того, что, мол, наши граждане ленивы и работать не умеют — ничего, кроме досады и недоумения, не вызывают. Поражает, откуда такое преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к своим? И как можно заставить других уважать себя, свою страну, если мы не уважаем себя?
В октябре 2006 года на месторождении Тенгиз бытовая ссора между казахстанскими и турецкими рабочими вылилась в жестокое побоище. В результате массовой драки пострадало около ста иностранных специалистов, многим из которых пришлось покинуть Казахстан. Этот инцидент есть наглядное предупреждение, что замалчивать проблемы дискриминации казахстанских рабочих, а тем более потворствовать незаконным действиям иностранных работодателей чревато непредсказуемыми последствиями.
Пока же вспомнилась другая история, поведанная моим другом, который долгое время проработал на месторождении Карачаганак, что в Западно-Казахстанской области:
— За забором, огораживающим территорию предприятия, как всегда, собралось около сотни местных парней. Ежедневно из этой массы людей иностранные хозяева отбирали около 5–10 человек для текущих работ. Поразило даже не то, что за 12-часовой рабочий день им платили сущие гроши, или жалкий, просящий вид земляков. Каждого наемного работника, как на невольничьем средневековом рынке, заставляли показать мускулы, открыть рот, чтобы рассмотреть зубы. На чем и делался окончательный выбор.
Вопрос в том, какой выбор у нашего рабочего и есть ли он вообще?
P.s. Когда верстался номер, стало известно, что на казахстанско-китайском совместном предприятии «CNPC-Актобемунайгаз» произошла очередная драка между казахстанскими и иностранными рабочими. В результате госпитализированы шесть граждан Китая, в том числе двое с огнестрельными ранениеми. Пострадали также три гражданина Казахстана.  

Комментарий независимого редактора
Представьте себе картину: чужой человек, скажем, со стороны, приходит и в вашем доме начинает хозяйничать… На кухне хозяйничает… Вы любите жаркое, а он готовит бешбармак. Что-то переставляет по дому… Будет ли вам это нравиться?
Нечто подобное происходит с кадрами. К примеру, в большинстве наших вузов есть нефтяные факультеты. Молодежь их заканчивает, а потом ходит без работы, так как иностранные компании ввозят рабочую силу из-за рубежа. Это неправильно, ненормально. Возьмем, к примеру, нашу сферу — науку и высшее образование. Мы занимаемся наукой. Сделали очень хорошую разработку. Приходим в нефтяную компанию и предлагаем ее там внедрить. Некоторые руководители прямо говорят: мы привезем себе технологии из Америки или из Канады, Китая… Тогда, спрашивается, зачем наша наука? Мы нефтяников, инженеров готовим, их не берут на работу, потому что привозят других, из-за рубежа. Научные разработки делаем, они здесь тоже никому не нужны, их опять откуда-то везут. Когда нет казахстанского содержания, мы фактически бесправны. А в наших территориях или наших недрах что хотят, то и делают, а мы не имеем к этому отношения — ни к продуктам, ни к услугам, ни к расстановке и подготовке кадров.
Недавно наше правительство приняло закон о казахстанском содержании, ряд других важных документов, призванных усилить роль отечественных кадров и производителей, особенно в добывающих отраслях. Считаю, это — движение в правильном направлении.

Обратите внимание, с какой частотой в прессе появляются объявления о наборе кадров. С такой же частотой увольняют «не прошедших» испытательный срок. Например, из моих знакомых практически никто этот срок не прошел, проработав пару месяцев за копейки, их просто увольняли. Это политика иностранных компаний: взять для статистики местных, отчитаться перед акимом, а потом по-тихому избавиться.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан (Трудовой кодекс Республики Казахстан, статья 198, пункт 5).

Оставить комментарий

Антресоли

Полеты во сне и наяву Полеты во сне и наяву
Редакция Exclusive
Экологические штрафы и причинно-следственные связи Экологические штрафы и причинно-следственные связи
Редакция Exclusive
Фальстарт Кашагана Фальстарт Кашагана
Редакция Exclusive
Последователи сериалов Последователи сериалов
Редакция Exclusive
Превратить существующие ресурсы в преимущество Превратить существующие ресурсы в преимущество
Редакция Exclusive
Рейтинг нефтегазовых компаний Рейтинг нефтегазовых компаний
Редакция Exclusive
Рейтинг влиятельных персон нефтегазового сектора Казахстана Рейтинг влиятельных персон нефтегазового сектора Казахстана
Редакция Exclusive
Топ-события в нефтегазовой отрасли Топ-события в нефтегазовой отрасли
Редакция Exclusive
Электронные учебники Электронные учебники
Редакция Exclusive
Новая интеллектуальная элита: Новая интеллектуальная элита:
Редакция Exclusive
Зона риска Зона риска
Редакция Exclusive
Счастье — Счастье —
Редакция Exclusive
«Поочередно  отрывая  ноги» «Поочередно отрывая ноги»
Редакция Exclusive
Дорогая Снежана Денисовна! Дорогая Снежана Денисовна!
Редакция Exclusive
Вопрос на засыпку Вопрос на засыпку
Редакция Exclusive
Всякие ли Науки нужны? Всякие ли Науки нужны?
Редакция Exclusive
Завтра начинается сегодня Завтра начинается сегодня
Редакция Exclusive
Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы
Редакция Exclusive
Все познается в сравнении Все познается в сравнении
Редакция Exclusive
Пока  живем  на  «старом  запасе» Пока живем на «старом запасе»
Редакция Exclusive
Утомленные солнцем, Утомленные солнцем,
Редакция Exclusive
Больше не значит лучше Больше не значит лучше
Редакция Exclusive
Кому урок не впрок? Кому урок не впрок?
Редакция Exclusive
Очерки диссидента Очерки диссидента
Редакция Exclusive
«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»: «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.»:
Редакция Exclusive
Беспонтовые эстонцы Беспонтовые эстонцы
Редакция Exclusive
Маленькая страна Маленькая страна
Редакция Exclusive
«Менэ, тэкел, фарэс» «Менэ, тэкел, фарэс»
Редакция Exclusive
Родом из казахстана Родом из казахстана
Редакция Exclusive
Замуж за иностранца: Замуж за иностранца:
Редакция Exclusive
«Нет пророка в своем отечестве» «Нет пророка в своем отечестве»
Редакция Exclusive
Взгляд со стороны Взгляд со стороны
Редакция Exclusive
Наши в Европе: Наши в Европе:
Редакция Exclusive
Два полюса среди молчания Два полюса среди молчания
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33