Среди ученых Казахстана все больше неученых
Софья Балакина
Отечественная наука испытывает серьезный кадровый дефицит
Диспропорцию в качественных и количественных характеристиках кадров высшей квалификации отмечает Национальный центр научно-технической информации (НЦНТИ).С 1993 г., т. е. уже 13 лет, НЦНТИ (ранее КазгосИНТИ) отслеживает в Казахстане воспроизводство кадров высшей квалификации, которые являются неотъемлемой частью научного потенциала страны. На основе государственной регистрации и учета защищенных в республике диссертаций, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Центр определяет состояние и тенденции развития научно-технического потенциала Казахстана. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация вызывает тревогу. Несмотря на то что поток защит, формирующий научный потенциал, довольно велик (в последние семь лет количество ежегодно защищаемых диссертаций выросло в полтора раза - от 700 до 1100 -1200), в республике не обеспечивается воспроизводство кадрового потенциала и его должное использование.
Причин тому несколько. Первая и основная - подготовка кадров в значительной степени ведется стихийно. Причем и в количественном, и в отраслевом отношении. В отличие от сферы образования в науке до настоящего времени не проводится государственная кадровая политика в плане количественного регулирования кадров высшей квалификации по отраслям науки и научным специальностям с учетом потребностей страны. Собственно, никто пока точно не знает потребности современной науки, экономики, производства в кадрах высшей квалификации, не знает их необходимое оптимальное количество для Казахстана. Подготовка в рамках аспирантуры и докторантуры обеспечивает только 10-15% от числа защищающихся кандидатов и докторов наук, т.е. по государственному заказу, притом что в Казахстане насчитывается около 400 организаций, выполняющих научные исследования, в том числе около 180 вузов. Следствием стихийности в подготовке кадров являются их отраслевые диспропорции, которые наблюдаются вот уже несколько лет.
Юзефа Кульевская: «В Казахстане ежегодно более 50 процентов защит диссертаций проводится по общественным наукам. Очевидно, есть необходимость в духовном развитии общества; историки, философы нужны в условиях становления государства. Но развивать экономику, разрабатывать инновации - это дело естественников, специалистов в области технологических наук. Между тем защит в области естественных и точных наук у нас всего 16%, технических – около 34%. Этого недостаточно с учетом инновационной направленности развития экономики страны».
Сегодня в 35 вузах различных стран мира обучаются 19 000 казахстанцев, в том числе 800 обладателей международной стипендии президента РК «Болашак». Количество обучающихся по программе «Болашак» в Англии, Германии, Китае и других зарубежных странах намечается довести до 3000 студентов. Среди студентов из Казахстана, обучающихся за рубежом, на вузы России приходится 86,3%.
Кстати говоря, эта диспропорция имеет место и в высшем образовании. Всего 25% выпускников - это специалисты по техническим наукам. Но вернемся к кадрам высшей квалификации.
Из отчета НЦНТИ: «В 2005 г. не было ни одной защиты по следующим группам специальностей: энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение; авиационная и ракетно-космическая техника; кораблестроение; приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы; радиотехника и связь; энергетика; электроника; документальная информация и другие. Хотя по многим специальностям из этих групп в республике наблюдается острый дефицит кадров, и ряд из них относится к высокотехнологичным».
Одной из причин выбора диссертантами общественных наук является сравнительная легкость в подготовке исследовательских работ. Нет необходимости, как в естественно-технических направлениях, ставить эксперименты, осваивать трудоемкий процесс. Тенденция объяснимая, учитывая низкий уровень материально-технической базы казахстанских научных институтов, отсутствие необходимого оборудования.
Больше всего диссертаций подготавливается по юридическим наукам, затем в рейтинге популярности идут исторические, экономические, политические, химические и науки о Земле, педагогические и завершают его ветеринарные науки.
Номенклатуру научных специальностей, в рамках которых идут защиты, в Казахстане формирует Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК (сокращенно КНАСОН). При ее формировании должны учитываться приоритеты отечественной экономики. Однако номенклатура научных специальностей не обновлялась с 2001 г. Возможно, этим объясняется тот факт, что в ней отсутствуют направления, связанные с инновационным развитием страны. К примеру, не предусмотрены такие востребованные специальности, как инновационный менеджмент или оценка интеллектуальной собственности. Кроме того, не все специальности закрываются защитами. По данным прошлого года только педагогические и юридические науки были охвачены диссертационными исследованиями на 100%. Технические же - лишь на 30%.
В Национальном центре научно-технической информации считают, что КНАСОН мог бы эффективнее использовать свои возможности, став рычагом управления ситуацией, если бы чаще обновлял номенклатуру специальностей с учетом перспектив экономического развития.
В последние годы остро встает вопрос и о качестве кадров высшей квалификации. Руководители казахстанских диссертационных советов отмечают снижение качества диссертаций. Они констатируют скоротечную подготовку исследований (1,5 - 2 года для кандидатских, 2,5 - 3 года - докторских), слабое знание исследуемой проблемы, области в целом, недостаточную проработку литературы. Около трети из числа работ, прошедших защиту, возвращаются с отрицательной оценкой.
Впервые за последние несколько лет в 2005 г. наблюдалось снижение доли защит от вненаучных типов организаций. И все же даже сейчас каждая пятая кандидатская и каждая четырнадцатая докторская диссертация защищаются людьми, далекими от научной деятельности. К ним относятся представители акиматов, различных комитетов, ТОО, ЧП, чиновники всех уровней, банкиры, предприниматели. За последние годы ответственными работниками госаппарата защищены несколько десятков докторских и сотни кандидатских диссертаций по специальностям: международные отношения, философия, политология, история, экономика и право. Результаты многих исследований не отличаются, по оценкам специалистов, ни оригинальностью исследовательской программы, ни глубиной выводов и обобщений. Юзефа Кульевская: «Это целая когорта людей, получающих степени наравне с остальными соискателями. Они приходят в науку из вненаучной сферы и возвращаются в нее. Их нельзя причислить к кадровому потенциалу науки. А процент их велик – 20%. Становится очевидным, что статус ученой степени изменился. Степень как таковая стала терять свой статус квалификационного критерия профессионализма ученого и приобретать рыночную ценность. Она становится номинальной. Сейчас для многих стало необходимым иметь ее в комплексе показателей жизненного успеха. Наравне с высокооплачиваемой должностью, недвижимостью, дорогими автомобилями».
С 2005 г. в Казахстане внедряются докторские программы РhD согласно плану мероприятий на 2005-2007 гг. по реализации Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 гг. Подготовка докторов наук нового типа в порядке эксперимента начата в КазНУ им. Аль-Фараби и ЕНУ им. Л.В. Гумилева. Некоторое время в РК будет параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и докторов РhD. Программа РhD предназначена для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в соответствии с международными требованиями к аттестации научных кадров.
Тенденция, о которой говорит Юзефа Кульевская, привела отечественную науку к еще одной проблеме – большая часть диссертаций ныне защищается по вопросам, весьма далеким от приоритетов страны, и подготавливается в инициативном порядке вне государственных научно-технических программ и госзаказа на НИОКР (научно-исседовательские и опытно-конструкторские работы). Для решения этой проблемы, считают в НЦНТИ, необходимо повысить требования диссертационных советов при рассмотрении аттестационных дел, в первую очередь соискателей из властных и коммерческих структур. В противном случае высокими научными регалиями может прикрываться некомпетентность менеджеров высшего звена.
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в области научной сферы, решение проблемы качества ее кадрового состава требует эффективной государственной поддержки. Улучшит ситуацию, убеждена г-жа Кульевская, «только системно-целевой подход к управлению подготовкой кадров высшей квалификации. Необходимо поставить подготовку кадров высшей квалификации на научную основу: проводить мониторинг потребностей в специалистах высшей квалификации, моделировать рынок труда ученых, постоянно изучать потребности производства».
А пока - приведенные факты свидетельствуют о серьезных кадровых проблемах в науке Казахстана. По-прежнему одной из самых актуальных остается проблема старения научных кадров. Несмотря на определенные меры по привлечению молодежи в сферу науки, наблюдается внутренняя и внешняя «утечка умов», что не способствует решению воспроизводственных проблем в научной сфере. При этом следует отметить, что процессы миграции молодежи также не отслеживаются в Казахстане и статистические данные о миграции кадров высшей квалификации отсутствуют.
Причины оттока специалистов из научной сферы очевидны - низкий уровень оплаты труда и невостребованность отечественной науки. Происходящий же, несмотря на это, рост числа защит обусловлен желанием получить ученую степень и найти престижную работу, предпочтительно за рубежом. Самые талантливые, особенно молодежь, стремятся уехать из страны в поисках лучших условий для самореализации. Те, кто остаются, уходят из науки в другие, более прибыльные и перспективные сферы - бизнес, услуги и т. д. Поскольку в Казахстане производство пока не готово реализовать новые разработки ученых.
Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года предусмотрено вовлечение республики в мировые научно-технические и инновационные процессы, создание наукоемких и высокотехнологичных производств. Для достижения этих целей необходимо совершенствование системы подготовки кадрового потенциала, в первую очередь высшей квалификации, повышение качества защищаемых диссертаций, актуальности их тематики, научной и практической значимости полученных результатов.
Антресоли
Что необходимо предпринять участникам оппозиционного движения, чтобы вместо «разочарования года» побороться за номинацию «политическая идея года»?
Какого рода объективные угрозы существуют, на ваш взгляд, в Казахстане и для Казахстана за его пределами?