пятница, 15 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Бюрократический корпоративизм, или Корпоративное управление?

Досым Сатпаев

 

Один из простых, хотя и не всегда эффективных, способов борьбы с зависающими компьютерными программами является перезагрузка самого компьютера. Хотя, с точки зрения кибернетического подхода, перезагружаться может не только компьютер, но и вся политическая система. И даже несмотря на то, что в президентском Послании политической и административной реформе уделяется меньше места, чем новым социальным обещаниям, многие в республике уже понимают, что на одном экономическом колесе далеко не уедешь. Необходима более быстрая и эффективная реформа государственного аппарата параллельно с политическими реформами. В противном случае дальнейшие темпы экономического развития Казахстана будут спотыкаться об консервативную, коррумпированную и пофигистскую административную систему, живущую по принципу «после нас хоть потоп!». Поэтому неудивительно, что в Казахстане при президенте решили создать на базе Агентства РК по делам государственной службы Центр по изучению актуальных вопросов государственного управления. Что это такое и с чем это едят, постарался объяснить вице-министр экономики и бюджетного планирования Аслан Мусин. За данным центром предлагается закрепить проведение функционального анализа государственной деятельности на системной основе. Предполагается также, что центр будет изучать передовой международный опыт, проводить системные исследования по важным аспектам государственного управления и государственной службы, вырабатывать предложения по совершенствованию системы государственного управления, проводить оценку и аудит эффективности и качества деятельности госорганов, а также проводить рейтинговую оценку деятельности центральных и местных государственных органов. Для тех, кто не понял, была представлена новая схема работы министерств и ведомств, которая должна создаваться по принципу корпоративного управления. Как заявил Аслан Мусин, схема госуправления будет такова: премьер-министр - заместитель премьер-министра - служба обеспечения деятельности премьер-министра и его заместителя - группа советников премьер-министра и группа советников заместителя премьер-министра. Далее: министр - аким области, Астаны и Алматы - аким района - аким аула, поселка. При этом у всех, кроме акима села, поселка имеется корпоративное управление. Что касается отдельных министерств, то схема нового министерства будет выглядеть так: министр - совет директоров - служба внутреннего контроля - группа советников - служба обеспечения деятельности министра - генеральный директор. У министра не будет заместителей. Руководитель ведомства будет возглавлять совет директоров, в состав которого войдут представитель администрации президента, генеральный директор министерства, руководитель службы внутреннего контроля и независимые директоры. Опять бросается в глаза усиление статуса администрации президента, которая, по своим полномочиям, наряду с Советом безопасности, давно уже заткнула за пояс правительство и тем более парламент. В этой иерархии именно совет директоров будет утверждать фонд оплаты труда министра, гендиректора и его заместителей, согласовывать стратегический план государственного органа, программу развития министерства, ежегодный план, структуру и штатную численность, план финансирования и финансовую отчетность. Интересно, что генеральный директор будет назначаться президентом страны. К его полномочиям отнесена разработка программы развития государственного органа, ежегодного плана министерства, исполнение решений и программных документов, принимаемых министром. Гендиректор будет нести персональную ответственность за реализацию этих документов. Аналогичная схема предлагается и для структуры акиматов, однако в акиматах генеральный директор будет назначаться акимом области. В совет директоров районных акиматов, а также акиматов городов областного значения будут входить представители областного акимата, а не администрации президента. В целом на лицо классическая модель «государство-корпорация», которая в свое время активно формировалась в Сингапуре, где конкретные министерства изначально создавались, как государственные компании, которые несут ответственность не только за развитие тех или иных экономических сфер, но и за получение прибыли. Более того, само правительство представляло собой инвестиционную корпорацию (GIC), в которой Ли Куан Ю является председателем совета директоров. При этом уровень заработной платы руководящего состава министерств и государственных менеджеров напрямую зависел от достигнутых экономических успехов на своем участке работы. Отличием от Казахстана является то, что в основе сингапурского экономического чуда изначально лежала успешная административная реформа. У нас же наоборот, необходимость проведения административной реформы связана с тем, что ее отсутствие начинает тормозить развитие экономики в целом, снижая ее конкурентоспособность. Естественно, что наша республика находится в более сложном положении, так как правительство поставило цель нанести удар по уже сложившемуся бюрократическому корпоративизму. И еще не факт, что эта битва будет выиграна реформаторами. А вот что говорит по этому поводу, сам «отец сингапурского чуда» Ли Куан Ю. В одном из своих интервью российскому изданию «Ведомости» он отметил, что самое главное в административной реформе иметь чистую центральную власть. Если люди наверху не являются образцом и примером моральных стандартов, которые они постепенно внедряют на более низкие уровни власти, сделать что-либо очень трудно. Но уже здесь есть большие проблемы, так как практически вся наша элита в свое время прошла через «темные времена» полукриминального раздела государственной собственности и коррупционные отношения. «Белых» и «пушистых» среди них практически нет, тем более, если речь идет о моральных авторитетах. Следовательно, одно из первых и главных условий успеха данной реформы в Казахстане отсутствует. Ведь иммунитет против коррупции у нашей элиты, так и не выработался. Конечно, в отличие от 90-х годов наши высокопоставленные чиновники перестали брать «борзыми щенками» и больше предпочитают контролировать те или иные бизнес-проекты. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Может быть, поэтому Ли Куан Ю считал, что необходимо искать свежих людей, не имеющих абсолютно никаких связей с прошлой и с нынешней системами, честных, способных, хорошо оплачиваемых. Насколько это возможно в Казахстане, трудно сказать, ведь административную реформу доверили проводить тем же людям, что участвовали в выстраивании существующей системы государственного управления. В то же самое время можно увидеть некоторое противоречие, которое существует между разными моделями выстраивания эффективного государственного управления. Если сингапурская модель, в первую очередь, делает акцент на модернизацию управленческого аппарата, приближая его к корпоративному управлению без демократических механизмов, то, например, Всемирный банк выделяет шесть главных составляющих такого управления. Во-первых, это гражданское участие и подотчетность. Во-вторых, политическая стабильность и отсутствие насилия. В-третьих, эффективность деятельности правительства. В-четвертых, качество инструментов и институтов регулирования. В-пятых, наличие правого государства. В-шестых, сдерживание коррупции. Как видно, на первое место, Всемирный банк ставит именно гражданское участие, что практические отсутствует в модели Ли Куан Ю.

Исходя из вышеизложенного, у Казахстана есть два возможных варианта развития, в том числе и с точки зрения административной реформы:

Оптимальный вариант развития

политическая модернизация;
появление новых каналов рекрутирования политической элиты;
повышение количества и качества существующих точек доступа к процессу принятия политических решений;
проведение четкой границы между бизнесом и политикой;
введение института выборности местных руководителей;
рост среднего класса;
более активное вхождение Казахстана в мировое экономическое и политическое пространство, что автоматически повышает требования к государственному управлению;
становление электоральной формы поддержки институтов власти;
формирование эффективного механизма преемственности власти;
диверсификация экономики
(1. низкая цена на сырье + хорошее управление.
2. хорошая цена на сырье + хорошее управление).

Результат: снижение уровня политических и инвестиционных рисков в Казахстане. Смягчение перехода от состояния «стабильная нестабильность» к состоянию «стабильное развитие».

Негативный вариант развития

сохранение закрытой политической системы;
олигархическая форма корпоративизма;
доминирующая роль политической элиты в отношениях с бизнесом. Новая конфронтация между бизнес-элитой и номенклатурными группами давления;
ограниченное количество точек доступа к процессу принятия политических решений;
ограниченные каналы рекрутирования политической элиты;
сохранение сырьевой ориентации
(1. низкая цена на сырье + плохое управление
2. хорошая цена на сырье + плохое управление).

Результат: высокий уровень политических и инвестиционных рисков в стране. Политический и экономический кризис. Насильственная смена политической элиты с непредсказуемыми последствиями.

Это лишь два возможных сценария развития Казахстана, хотя сам факт их наличия уже является плюсом, так как есть пока еще поле для маневров. При этом следует понимать, что имитация административной реформы и превращение ее в красивый спектакль с красочными декорациями в виде «совета директоров» или «службы внутреннего контроля» станет опасным самообманом, который реально снизит нашу конкурентоспособность в глобальной гонке за место под солнцем.

Оставить комментарий

Антресоли

10 лет FantASтического успеха! 10 лет FantASтического успеха!
Редакция Exclusive
Строительство + транспорт + энергетика = проект «Инфраструктура Актау» Добро пожаловать! Строительство + транспорт + энергетика = проект «Инфраструктура Актау» Добро пожаловать!
Редакция Exclusive
Что общего между GPS и пивом? Что общего между GPS и пивом?
Редакция Exclusive
Дом, который построил Банк ЦентрКредит Дом, который построил Банк ЦентрКредит
Редакция Exclusive
Развиваем ваш бизнес – развиваемся сами Развиваем ваш бизнес – развиваемся сами
Редакция Exclusive
Бизнес – играючи! Бизнес – играючи!
Редакция Exclusive
Интеллектуальные услуги DUCAT Интеллектуальные услуги DUCAT
Редакция Exclusive
Искусство продаж от Группы компаний «ФантАЗИЯ» Искусство продаж от Группы компаний «ФантАЗИЯ»
Редакция Exclusive
Корпоративные финансы - 2007 Корпоративные финансы - 2007
Редакция Exclusive
Для тех, кто знает: время - деньги Для тех, кто знает: время - деньги
Редакция Exclusive
В Атырау ожидается промышленная весна В Атырау ожидается промышленная весна
Редакция Exclusive
Приключения
казахстанцев в Тибете Приключения казахстанцев в Тибете
Редакция Exclusive
Казахстан в мировых новостях:
январь-февраль 2007 год Казахстан в мировых новостях: январь-февраль 2007 год
Редакция Exclusive
Экскурс в коррупцию Экскурс в коррупцию
Редакция Exclusive
Рахруха в головах....
Пока только в них Рахруха в головах.... Пока только в них
Редакция Exclusive
Шелковый путь в Евразию,
или Как Казахстану избежать
подданства сверхдержав Шелковый путь в Евразию, или Как Казахстану избежать подданства сверхдержав
Редакция Exclusive
К юристу – как к зубному К юристу – как к зубному
Редакция Exclusive
Системы без опасности Системы без опасности
Редакция Exclusive
Гладкоствольное, 
травматическое или газовое Гладкоствольное, травматическое или газовое
Редакция Exclusive
Береженого бог бережет Береженого бог бережет
Редакция Exclusive
Рядом с первым Рядом с первым
Редакция Exclusive
Криминальная география Криминальная география
Редакция Exclusive
Считаете ли Вы свою собственность, к какому бы виду она
ни принадлежала (бизнес, земля, недвижимость, автомобиль,
интеллектуальная собственность и т.д.), защищенной?
Оцените по десятибалльной шкале степень безопасности
в Казахстане Вас как частного со Считаете ли Вы свою собственность, к какому бы виду она ни принадлежала (бизнес, земля, недвижимость, автомобиль, интеллектуальная собственность и т.д.), защищенной? Оцените по десятибалльной шкале степень безопасности в Казахстане Вас как частного со
Редакция Exclusive
Умный чувак Масимов, Умный чувак Масимов,
Редакция Exclusive
Тернистый путь нового премьера Тернистый путь нового премьера
Редакция Exclusive
Леди D и все, все, все... Леди D и все, все, все...
Редакция Exclusive
Уменьшение рисков через контроль процессов Уменьшение рисков через контроль процессов
Редакция Exclusive
Приключение казахстанцев в Тибете Приключение казахстанцев в Тибете
Редакция Exclusive
Пыльно, но денежно Пыльно, но денежно
Редакция Exclusive
Великая китайская волна Великая китайская волна
Редакция Exclusive
БОРИС УМАНОВ, СК «Евразия» БОРИС УМАНОВ, СК «Евразия»
Редакция Exclusive
О шизофрении, и не только О шизофрении, и не только
Редакция Exclusive
Мозговая атака Мозговая атака
Редакция Exclusive
Среди ученых Казахстана все больше неученых Среди ученых Казахстана все больше неученых
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33