Гонконг мирового значения
После азиатского финансового кризиса 1999 года в целях повышения конкурентоспособности в условиях все более глобализирующейся мировой экономики правительством Гонконга было принято решение о реформировании финансового сектора. В рамках реформы прошла реструктуризация трех ведущих гонконгских бирж Stock exchange of Hong Kong Limited (SEHK), Hong Kong Futures Exchange и Hong Kong Securities Clearing Company Limited, объединенных в результате в марте 2000 года в одну холдинговую компанию. В июне того же года новая биржа Hong Kong Exchanges and Clearing Limited (HKEx) начала работу, что позволило сконцентрировать торговлю акциями и деривативными инструментами (инструментами вторичного рынка), а также проводить по ним расчеты на одной бирже. После объединения акции биржи были включены в листинг. Основная цель указанной реформы – превращение Гонконга в рынок мирового значения для собственных ценных бумаг, участников рынка из Китая, а также других иностранных эмитентов. Кроме того, это стало своего рода ответом на жесткую конкуренцию со стороны Сингапура. Предлагая местным эмитентам доступ к международным рынкам капитала, а иностранным – доступ к местному капиталу и поддерживая одновременно открытый, безопасный эффективный рынок, HKEx способствует поддержанию Гонконгом своего статуса финансового центра и первичного рынка капитала для Китая. По объему обращающихся ценных бумаг Гонконгская фондовая биржа входит в десятку крупнейших бирж мира и занимает по этому показателю вторую позицию в Азии после Японии. Уровень ее капитализации составляет (по данным на май 2004 г.) 690,6 млрд. долларов США. Четвертью зарегистрированных здесь компаний и предприятий владеют граждане КНР. Уровень их капитализации составляет 28% от общей оценочной стоимости фондового рынка. Объем купли-продажи акций компаний с материкового Китая достигает 1,95 млрд. долларов США — половины ежедневного оборота биржи. Не случайно за последние десять лет 9 из 10 крупнейших первичных публичных размещений акций в Гонконге выпали на долю материковых компаний, включая компании China Mobile, China Unicom и China Life. Предусмотрены меры по обеспечению «прозрачности» фондового рынка, что открывает инвесторам своевременный доступ к информации о ценах на бирже. Это, в свою очередь, позволяет принимать оперативные решения по инвестициям. Режим раскрытия финансовой информации обеспечивает независимый регулятор — Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (Securities and Futures Commission — SFC). В свою очередь, эмитенты предоставляют SFC отчетность, размещая ее в газетах.
Регулирование деятельности фондовой биржи
Деятельность фондовой биржи регулируется рядом законодательных норм, доступных на сайте: http://www.legislation.gov.hk/eng/home.htm. Органом, регулирующим деятельность биржи, является Комиссия по ценным бумагам и биржам - Securities and Futures Commission (SFC). При этом SFC придерживается следующих принципов: - поддерживать и способствовать развитию фондового рынка как справедливого, эффективного, конкурентоспособного, прозрачного и соблюдающего нормы законодательства; - способствовать пониманию населением принципов функционирования фондового рынка; - защищать интересы инвесторов; - минимизировать злоупотребления и преступность среди участников фондового рынка; - способствовать сокращению системных рисков; - оказывать поддержку правительству в обеспечении стабильности финансового рынка Гонконга. На первый взгляд перечисленные принципы ничем не отличаются от общих положений и норм, известных в мировой практике. Однако именно буквальное соблюдение этих норм и привлекает инвесторов на финансовый рынок Гонконга. Помимо этого необходимо обратить внимание на одну фразу из норм (в прямом контексте о ней говорят как об общей норме), регламентирующих деятельность регулирующего органа (SFC) – «оказывать помощь в поддержании Гонконгом позиций международного финансового центра, чтобы облегчить инновации в сфере разработки финансовых продуктов, предотвратить ограничение конкуренции...».
Основные требования для членства:
- иметь форму акционерного общества;
- иметь как минимум одно «торговое право» фондовой биржи;
- иметь лицензию регулирующего органа;
- иметь в своем составе как минимум одного «ответственного служащего».
Основные продукты/объекты торговли:
- акции;
- варранты;
- допущенные к торгам инструменты, привязанные к акциям;
- индекс акции инвестиционных фондов (Exchange traded funds - ETF);
- инвестиционные фонды (Unit trust/Mutual Trust);
- облигации;
- пилотные программы по торговле американскими финансовыми инструментами;
- деривативные инструменты: фьючерсы
*на индекс Dow Jones Industrial Average;
*на индекс Hang Seng;
*на индекс H-shares (индекс акций китайских компаний, деноминированных в китайских юанях);
*на индекс Mini-Hang Seng (этот продукт предназначен для мелких инвесторов, которые не могут позволить себе торговать стандартными лотами индекса HANG Seng);
*на HIBOR – Hong Kong interbank Offered rate (эквивалент LIBOR);
*на 3 year Exchange Fund Note (3-летнее долговое обязательство правительства Гонконга);
*на акции отдельных компаний;
- опционы на акции, включенные в индекс Hang Seng.
Листинговые правила
Листинговые правила делятся на четыре части: 1. Общие правила подачи заявлений. 2. Требования для процедуры листинга по акциям. 3. Требования для инвестиционных фондов. 4. Требования для выпуска и допуска долговых инструментов.
Общие принципы листинга
В настоящее время предъявляются следующие требования к компаниям, претендующим на биржевой листинг: - собственный капитал 2 млрд. гонконгских долларов (около 257 млн. долларов США); - прибыль за последний год, подтвержденная аудиторской проверкой, в 500 млн. гонконгских долларов (около 64 млн. долларов США). Процедура включения ценных бумаг компании в листинг происходит в соответствии с нижеследующими принципами для предотвращения рисков для инвесторов и поддержания доверия к финансовому рынку со стороны инвесторов: - заявители являются подходящими для листинга; - выпуск и маркетинг ценных бумаг осуществляется соответствующим образом, и потенциальным инвесторам предоставляется информация, необходимая для правильной оценки эмитента; - до инвесторов доводится полная информация об эмитентах, включенных в листинг, в особенности немедленному раскрытию подлежит информация, которая может повлечь за собой изменение цены ценных бумаг, а также изменение материального состояния эмитента; - отношение ко всем держателям ценных бумаг, включенных в листинг, должно быть равноправным и справедливым.
Юрисдикция (регистрация юридического лица): Гонконг, Бермудские острова, Каймановы острова, Китайская Народная Республика.
Стандарты бухгалтерского учета: вся документация должна соответствовать стандартам бухучета Гонконга или международным стандартам.
Для компаний, юридически зарегистрированных за пределами Гонконга, существуют отдельные правила листинга. Дополнительная информация доступна в сайте: http://www.hkex.com.hk/rule/listrules/CH19.doc.
Комиссионные сборы за включение в листинг зависят от объема выпуска акций и варьируют от 150 000 HKD до 650 000 HKD. (1 доллар США примерно равен 7,7 гонконгского доллара).
Дополнительные требования для включения акции в листинг размещены на сайте http://www.hkex.com.hk/issuer/listhk/equities_special.htm.
Использование опыта Гонконга
В настоящее время финансовая система Гонконга представляет собой мост между китайской экономикой и мировым финансовым рынком. Поэтому сохранение баланса фондового и валютного рынка Гонконга жизненно важно для Китая. Изучение работы финансовых структур в Гонконге показывает, что в силу большой ликвидности доходность по многим финансовым инструментам значительно упала. Так, например, доходность по депозитам физических и юридических лиц в местных банках составляет менее 0,001%. Вследствие чего финансовые ресурсы перераспределяются в другие инструменты и на другие рынки. Например, если сопоставить кредитные рейтинги Казахстана (Moody’s – Baa3, S&P – BBB-) и Филиппин (Moody’s – B1, S&P – BB-), то рейтинг Казахстана на три порядка выше филиппинского. Однако Филиппины привлекают инвестиций значительно больше. Обратная ситуация возникает при заимствованиях на рынках капитала – казахстанские эмитенты заимствуют по более высоким ставкам, чем другие страны Азии, хотя риски совершенно несопоставимые (что отражено в рейтинге). Поэтому существует возможность для казахстанских эмитентов снизить стоимость заимствований, а для азиатских инвесторов найти новую нишу для инвестиций. Это позволит казахстанским компаниям найти новые более дешевые источники финансирования, в том числе для инновационных, перспективных проектов. В частности, для казахстанских компаний листинг на местной бирже может быть привлекательным ввиду менее жестких требований к объему капитала. Развитию Гонконга как финансового центра способствовали низкие налоги, упрощенная процедура регистрации новых компаний при достаточно жестком регулировании, английское финансовое законодательство, несколько десятилетий конкуренции с Сингапуром. Заинтересованность крупных международных инвесторов вызывали также успешное развитие Гонконга, его роль и влияние в экономике КНР, на мировых финансовых рынках в целом. В последнее время все большее количество финансовых институтов из стран Ближнего Востока и Африки инвестируют средства через Гонконгский фондовый рынок. В этой связи опыт Гонконга был бы весьма полезен как для казахстанских участников рынка, так и для регулирующих государственных органов РК.